Братская могила для сотен курян
60 красных гробов выставлены в ряд около Вечного огня в парке Солянка. Накануне 65-летия Курской битвы здесь хоронили останки людей, найденные поисковиками межрегиональной экспедиции «Вахта памяти». За 15 дней работы обнаружили останки 567 военнопленных и мирных жителей.

Собравшимся на торжественное мероприятие пришлось нелегко. Изнуряющий зной выдержали далеко не все. Первой сознание потеряла девушка из кадетского класса, следом за ней в тень отвели мальчишку. На помощь бросился офицер химбригады – в перчатке была припрятана вата, смоченная нашатырным спиртом.
– Без этого по такой жаре нельзя, – заметил майор, строго окинув почетный караул. – Служащие стоят в кителях, сапогах – душно. Поэтому периодически вытираю им платком лица, даю понюхать нашатырь.
Как и в прошлом году, розыск останков погибших в годы Великой Отечественной войны проходил в Знаменской роще на месте массовых расстрелов. За две недели здесь обнаружили останки 322 человек. Параллельно работы велись в 4-м военном городке, где находился филиал фашистского лагеря военнопленных STALAG 308 VIII E.
Стационарный лагерь был создан 4 апреля 1941 года на территории VIII военного округа Германии и предназначался для приема советских военнопленных. Немногие, кому удалось выжить, позже рассказали, что представлял из себя STALAG. По их словам, это была огромная огороженная территория и полное отсутствие каких бы то ни было жилищ. «Мы устраивали себе жилье, кто как мог, – чаще всего выкапывали ямы в песке, покрывали их корнями деревьев, попадавшимися при копке, – вспоминал военнопленный Стенькин. – Ночи становились все холоднее. Не выдержав голода и холода, многие военнопленные умирали. Наконец немцы решили построить для нас землянки. Наши новые жилища – бараки строились так: выкапывали ямы длиной метров 100 и шириной метров 8, сверху их покрывали цельными хвойными деревьями вместе с ветками. Под усиленным конвоем на рубку леса ежедневно водили человек по 80–100. В то время в лагере была организована подпольная группа из 11 человек, куда входил и я. План был таков: попасть в список рубщиков леса, получить рабочий инструмент (топоры, ломы) и использовать его в качестве оружия при нападении на охрану. Около ста человек в тот день шли на рубку леса. Через некоторое время ворота открылись, и нас загнали обратно, за колючую проволоку. Колонну оцепили, начали называть номера тех, кто участвовал в заговоре. К концу поверки перед строем стояли 10 человек – одиннадцатый был провокатором. Нас сильно избили и голыми загнали в так называемые «колодцы» – 4 столба с натянутой между ними колючей проволокой. Попасть внутрь можно было только одним способом – раздвигая ряды «колючки» руками. Если делаешь это быстро – рвется кожа на ладонях и всем теле, если двигаешься медленно, тебя жестоко избивают. В «колодцах» мы простояли голыми трое суток, после чего нас связали, отвезли на станцию и закрыли в товарном вагоне. Поезд тронулся и повез нас в лагерь смерти – в Освенцим».
«В этом году ни одного именного жетона ни в Знаменской роще, ни на территории военного городка мы не обнаружили, – говорит руководитель областного центра «Поиск» Игорь Цуканов. – Поэтому ни одного имени восстановить не удалось. Но работы продолжаются».
Михаил ХРОМОВ