Из досье моторного масла
Широчайший ассортимент моторных масел на российском рынке может сбить с толку неосведомленного автомобилиста. Напомним читателям самую необходимую информацию o маслах.
Что заливать?
Главная функция моторного масла — уменьшение трения и износа деталей двигателя. В современных двигателях работоспособны только легированные масла, то есть такие, которые содержат присадки — синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства, или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок может доходить до 10—15% моторного масла. По составу базового масла различают три типа моторных масел: минеральные, частично синтетические и полностью синтетические.
Одним из фундаментальных свойств моторного масла является вязкость и ее (вязкости) зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой). Сегодня общепринятой международной классификацией стала классификация, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE. Она подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, и 60) классов. Всесезонные масла обозначают сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой — летнему классу. Например, SAE 0W-30, 5W-4O, 10W-40, 20W-50 и т.п.
О чем поведает этикетка
Информация на этикетке должна содержать как минимум название масла, его класс по системам API и ACEA, имя фирмы-производителя, штриховой код или страну изготовления. Если на этикетке рядом с указанными данными будет проставлено название какой-либо автомобилестроительной фирмы, например, Mercedes-Benz или Ford, то это означает, что данное масло прошло тест (номер которого приводится тут же) на соответствие требованиям, предъявленным данной фирмой к маслам. Это вовсе не означает, что масло пригодно для всех двигателей Ford, если на этикетке будет написано название этой фирмы.
Все больше фирм включают в свою гамму специализированные масла для дизелей. Однако продолжают обозначать их наряду с описанными выше системами классификации еще по-старому словом Diesel.
Когда менять
Новые модели автомобилей имеют увеличенные межсервисные интервалы, и для владельца старого автомобиля становится уже непонятным, когда ему теперь менять масло. Стойкое к окислению, снижающее трение и моющее «внутренности» двигателя масло принесет большую экономию и при обычном интервале его замены. Старый добрый принцип «чем чаще, тем лучше» все еще продолжает работать! В любом случае уж точно не причините этим вреда своему двигателю.
Выбор — только за вами. Помните, сервисная книжка вашего автомобиля содержит рекомендации, соответствующие нормальным условиям эксплуатации и пробега. Если вы делаете много коротких поездок или слишком часто запускаете холодный двигатель, то масло необходимо менять чаще рекомендованного межсервисного интервала.
Кстати
Теперь, когда вы почти все знаете о моторном масле, воздержитесь от покупки дешевого продукта, на упаковке которого невозможно найти никакой информации, кроме сомнительной марки масла (конечно, если вы болеете за «здоровье» своего двигателя). Не забывайте: сэкономив сегодня на покупке дешевого масла, завтра вы проиграете намного больше на преждевременном ремонте двигателя. Делайте правильный выбор! В обязательном порядке присоедините к замене масла и замену фильтров: масляного и воздушного.
Борис МИХАЙЛОВ