Вячеслав Чуваев: «Картинг – моя жизнь и судьба»
4 мая исполнилось 60 лет заслуженному тренеру РФ по картингу Вячеславу Чуваеву. Ради работы с детьми Вячеслав Михайлович отказался от блестящей спортивной карьеры и престижной денежной работы.
Отдавая всего себя ученикам, оставившим заметный след в истории картинга, он мало задумывался о здоровье Неожиданно и коварно ударил инсульт. Казалось, всё... Больше Чуваев не выйдет на трассу картодрома, пусть даже в качестве судьи. Ан нет! Не такой он человек. Спеша к нему в небольшую деревушку на окраине Курска, ожидал увидеть сломленного серьезным недугом человека. Но о болезни бодрого, веселого, добродушного мужчины напоминала лишь трость, на которую он опирался, гуляя по саду
– В ноябре исполнилось 50 лет со дня появления в Курске кружка юных автомобилистов, на базе которого позднее развилось движение картингистов. Вы стояли у его истоков. Как всё начиналось?
– Те годы не забыть. Для нас, простых курских мальчишек, проводивших большую жизнь времени на улице, появление во Дворце пионеров кружка автодела стало огромной радостью. Вначале мы толком и не понимали, что делаем, выполняя задания Льва Кононова. Но с каким удовольствием ребята крутили гайки, доводили напильником детали до нужного размера, делали сборку. Глаза светились! К Льву Сергеевичу приходили многие, кто уже наглотался «воздуха уличной свободы», а то и стоял на учете в милиции. Но в кружке почти все быстро преображались, ведь было общее дело. Кононов, не имея специального педагогического образования, оказался Учителем от Бога, непререкаемым авторитетом для мальчишек. Первые карты строили из трубок, извлеченных из останков списанных самолетов, использовали двигатели от мотоциклов. А сидения и защитные шлемы на голову вовсе лепили из пластилина. Из него делали форму, потом в дело шла ткань, бумага, а сверху все это «произведение» заливали эпоксидной смолой. Но первый наш карт получился настолько удачен, что его даже повезли на выставку в Америку.
– Вы 14 раз становились чемпионом, входили в состав сборной СССР по картингу, неоднократно выступали в соревнованиях «Кубка Дружбы» соцстран. Свой первый успех помните?
– А как же! Я пришел к Кононову в 1963 году. Тогда мне только 12 стукнуло. А буквально через несколько месяцев мне доверили участвовать в первенстве СССР. Картодрома в нашем городе еще не было, и мы гоняли на Красной площади перед кинотеатром «Октябрь» (ныне Знаменский собор). Курская команда, в состав которой входили Кузнецов, Лыткин, Гончаров, Диденко, Маленкин, Шишкин и я, в упорной борьбе сумела вырвать первое место у рижан. Я был самым неопытным, но ребята задали нужный тон в гонках, объяснили, что к чему. Как итог, мой первый командный приз. А в 1965-м я уже самостоятельно участвовал в матчевой встрече на приз Аркадия Гайдара и стал 3-м в классе машин с двигателем 50 куб. сантиметров.
– Как дальше складывалась карьера?
– В августе 1969 года завоевал 2-е место на первенстве СССР в классе II-Б, это уже более серьезные машины, с объемом двигателя 125 куб. см. После этого меня пригласили в сборную Союза. Через три года стал мастером спорта, пять лет ездил за сборную СССР. Тренировки проходили на трассах в Прибалтике, где картинг получил отменное развитие. Машины у нас были не как сейчас – молодежи можно лишь позавидовать. Мы их называли «баржами» – по внешнему виду похожи на корыта, длинные, плоскодонные. Мотор, расположенный с одной стороны, постоянно перевешивал, мешая набрать нужную скорость. Да и безопасность оставляла желать лучшего. Тормозишь, а карт, точно как «баржа», все равно мчится вперед. На прямой еще ничего, а на вираже нужно приложить максимум усилий, чтобы не уйти на бровку. Карты, в основном, делали на ленинградском заводе «Патриот» от ДОСААФ. И мы, члены сборной СССР, часто сами работали там за станками, каждый доводил свою машину до ума. Большую помощь оказывал Мосавтотранс. Я почему об этом говорю, раньше было много организаций, заинтересованных в развитии автоспорта и картинга. Сейчас такого нет. Школа «Картинг», где я работаю, существует только благодаря помощи горадминистрации, лично Николая Овчарова и усилиям директора Оксаны Морозовой
– Примерно с 1972 года Вы стали пробовать себя и в качестве тренера...
– Вначале работал с мальчишками в городском Дворце пионеров, продолжая выступать. Серьезно тренерской работой занялся 6 лет спустя. Моя спортивная карьера закончилась в 1978 на матчевой встрече в Адлере. Решил все свое время, знания и опыт посвятить ребятам.
– Среди ваших воспитанников много мастеров спорта, чемпионов и призеров соревнований национального и международного уровня. Расскажите о них.
– Больше всего проблем было с братьями Комаровыми. Хотя впоследствии именно они прославили курский картинг и в СССР, и в мире, Григорий Комаров даже стал заслуженным мастером спорта. А во Дворец пионеров они пришли далеко не паиньками: ребята жесткие, драчливые, но легко обучаемые. Мама у них сильно болела, отец – бывший офицер – выпивал, так что жизнь – не сахар. Ко мне братья попали случайно. Они жили в одном доме с Ниной Молявиной, возглавлявшей военно-спортивный отдел во Дворце пионеров. Увидев, как ребята маются от безделья, привела ко мне Комаровых и Женю Белоусова, ставшего впоследствии звездой эстрады. Все трое учились в ПТУ №1, вместе и занялись картингом. Правда, Женя через три месяца ушел, а Комаровы остались. Григорий 37 раз побеждал в различных соревнованиях, его старший брат Игорь – 20. А был момент, когда я выгнал их из секции за драку. Правда, быстро отошел, разрешил заниматься снова. Из других ребят назову Сергея Вострухина, Николая Сараева, Михаила Булгакова, Владимира Езерского, Александра Котова, Сергея Патрикеева, Владимира Мамагейшвили. Все они стали мастерами спорта. Часто вспоминаю Володю Менюхина. Талантливый был гонщик. Жаль, рано ушел из жизни, в 25 лет.
– А как сегодня дела с молодежью? Сможем ли достойно продолжить традицию: если гонщик курский, значит, лучший?
– И сможем, и продолжаем. У нас отличный картодром, куда тренироваться приезжают даже москвичи. Хорошую смену ветеранам растит детско-юношеская школа «Картинг» на улице Литовской, создана добротная материально-техническая база, регулярно проходят соревнования. Словом, сделано все для развития этого вида спорта в Курске.
Беседовал Олег ПОЛЯКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 19 (813) от 11 мая 2010 года
Дешевле заплатить сразу? Автомобилистов хотят заставить оплачивать штрафы без срока давности
И плыл чудо-корабль из «Чудо-Острова», и «Три океана» держали флаги!
Супермаркет товаров для детей «Счастливое детство»: в Курске нас стало больше в два раза!
В каких случаях договор дарения могут признать недействительным