Курянин построил храм Христа Спасителя
Владимир Волокитин всегда мечтал возводить церкви. Сейчас его желание осуществилось. На счету курянина более 20 храмов. При этом у нашего собеседника нет ни архитектурного, ни строительного образования. А самая большая его церковь помещается на крышке письменного стола.
Огромный храм с колокольней, сияющими куполами, даже клумбы по периметру не забыты – все это из спичек, цветной бумаги и сухой травы. «А хотите, я вас внутрь запущу?» – говорит Волокитин. «Это как?» – удивляемся мы. Владимир Николаевич открывает створки миниатюрных «дверей». Наклонившись, заглядываем внутрь, увидеть, что за ними. Длинный коридор заканчивается иконостасом. Пол храма выложен «плиткой» разноцветными квадратиками бумаги – каждый размером с клеточку тетрадного листка. Иконостас – маленькие бумажные образа. Между прочим, освященные в церкви. Фантастика, забываешь о перспективе, и кажется, что видишь убранство настоящей церкви. Так, наверное, ощущала себя Алиса Льюиса Кэролла, когда экспериментировала с уменьшающими и увеличивающими снадобьями.
Метровое сооружение в подарок Ювеналию
Заболел» своим увлечением Владимир Волокитин 17 лет назад. Кстати, произошло это в больнице. Там курянин впервые увидел домики из спичек, которые сооружал сосед по палате. Присмотрелся, как это делается, а дома решил повторить. «Нога у меня была в гипсе, – вспоминает Владимир, – зато руки скучали по работе». С первой «постройкой» пришлось намучиться. Спички никак не хотели собираться в правильную конструкцию, постоянно норовили рассыпаться. Ведь клей используется по минимуму: из спичек собираются кубики, которые потом склеиваются между собой. «Это я сейчас «руку набил», – говорит Волокитин. – На один кубик не больше 20 минут уходит. А тогда часами возился». Нам мастер тоже презентовал один такой кубик – на гранях головками цветных спичек выложены цифры. В то, что при создании этой достаточно прочной конструкции (в машине на обратном пути он пережил падение на пол) не использовано ни капли клея, верится с трудом.
В работе Владимир Николаевич не использует чертежей и фотографий. «Копировать уже построенные храмы неинтересно, – замечает он. – У меня рисунок в голове. Нравится быть творцом». Хотя есть редкие исключения. Брат Владимира увез в Сургут макет храма Христа Спасителя. «Когда я его делал, – вспоминает мастер, – сам храм был еще не достроен. Так что место для фантазии все же оставалось». А Ювеналию, когда тот уходил с поста главы епархии, преподнесли уменьшенную копию Ильинского храма. «То, что это был именно Ильинский храм, символично, – говорит Владимир. – Ведь это место, где венчались родители Серафима Саровского и крестили будущего знаменитого курского святого». Подарок Ювеналию – самое большое творение Волокитина. В высоту храм был около метра, шириной 80 сантиметров и длиной метр десять.
В магазинах называют «поджигателем»
Сколько спичек ушло на это сооружение, Владимир затрудняется ответить. «На один кубик расходуется 2 коробка, – считает он. – А в каждой постройке – сотни таких кубиков». Так что, покупая спички, мастер считает их не коробками, а целыми упаковками. Набирает сразу несколько пакетов – чтобы в самый неподходящий момент не остаться без «стройматериала». Чем нередко шокирует продавцов. Однажды даже услышал шепот за спиной: «Это – поджигатель!»
Самые ценные спички – с цветными головками. Продаются они далеко не в каждом магазине. Батюшка Петр, настоятель храма Иоакима и Анны, однажды привез Волокитину из Украины большой набор из спичек разных цветов. Для Владимира Николаевича это было лучшим подарком – расходовать их он старается экономно. «Однажды в Орле на станции зашел в магазин, – вспоминает он. – А там спички с красными головками. Я так обрадовался, что говорю продавцам: «Мне все, что у вас есть». Вытащили со склада все коробки – на 120 рублей!»
Работы оценили Церетели и Антонов
Экспонировались работы Владимира Волокитина на многих выставках народных промыслов. «Обязательно найдется хоть один человек, – говорит мастер, – который попытается пошутить: мол, хороши домики, лишь одной спички не хватает. В смысле, чтобы поджечь. Очень обидно такое слышать, не понимаю подобных шуток. Это неуважение к моему труду: я ведь столько души вкладываю в храмы, а им – поджечь »
Гордится мастер дипломом участника международного конкурса «Филантроп». Мероприятие престижное. В списке жюри такие известные имена, как Церетели, Антонов, Бабкина, Жванецкий, Михалков. С последним Волокитина судьба свела еще раз. Во время прошлогодней Коренской ярмарки кинорежиссер остановился у работ Владимира Николаевича. Острить по поводу спичек не стал – только восхитился красотой храмов. Всем известно трепетное отношение Михалкова ко всему, что связано с православием.
На наш вопрос, в какую сумму смог бы оценить свои работы, Волокитин отвечать не стал. «Не продаются они, – говорит мастер. – Хотя предложения были. Но я не могу превратить это занятие в бизнес. Отец Павел, например, заметил, что это не просто увлечение, а «промысел божий». А я так думаю: вот продам я храм, а как узнаю, в какие он руки попадет? Вдруг этот человек даже в церковь не ходит. Помните, в Библии, Иуда тоже продал Христа за 30 сребренников. А потом удавился. Так и моей душе не будет покоя».
Сам Владимир Николаевич считает, что талант к тонкой ручной работе у него от матери. Лидия Андреевна Волокитина занимается вышивкой, прядет шерсть, шьет на машинке и вяжет. Все подарки для родственников и друзей изготовлены ее руками. «У меня 3 швейных машинки и 2 прялки», – хвалится мастерица. – Раньше овечек держали, так что в запасе еще 5 мешков шерсти – работы надолго хватит!»
Провожая нас до машины, Владимир Волокитин успел удивить еще раз. «Совсем забыл, я же еще стихи пишу. Жаль, что не почитал вам ничего», – расстроился он. «Руки работают, а голова свободна, вот и складываются мысли в рифмы», – поясняет он в ответ на вопрос, откуда находится на все время.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА