Под звон колоколов: репортаж со Знаменского собора
В дни церковных празднеств над Курском льется перезвон колоколов. И это не просто традиция. Много веков колокола служили для того, чтобы сообщать о самых разных событиях: о праздниках и победах, церковных сходах и смерти царей. Предупреждали они и об опасностях – пожарах, нападениях врага – били в набат.
«Колокольная грамота»
«В былые времена каждый православный твердо знал и ловил на слух довольно непростую «колокольную грамоту», – пояснял звонарь, когда мы взбирались по узеньким металлическим лестницам Знаменского собора. Колокольный церковный звон разделяется на два основных: благовест и собственно звон. Благовест – сначала три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), затем следуют мерные удары. Есть два вида благовеста: обыкновенный, или частый – производится самым большим колоколом, и постный, или редкий, меньшим по величине колоколом. Когда используют сразу все колокола, это и есть звон, который делится на трезвон (работают все колокола, повтор трижды с небольшими перерывами), двузвон (с одним перерывом), перезвон (поочередно в каждый колокол с большого до самого маленького по одному или нескольку ударов) и перебор (медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу с самого малого до большого, а потом ударяют во все колокола сразу).
Есть в России и давняя традиция: на Пасху любому желающему разрешают попробовать себя в искусстве звонаря. Лестницы, ведущие на колокольню Знаменского собора, больше показывают направление, куда двигаться, нежели этому способствуют – утлые неустойчивые дощатые настилы и очень некстати густой полумрак. Мой «поводырь» этот путь проделывает несколько раз в день, он уже давно «вспорхнул» на колокольную площадку, я отстал Но, наконец, после мрачноватой атмосферы бесконечных лестниц окружающий мир вспыхнул яркими красками. Красив наш город, ничего не скажешь. В самый бы раз многим чиновникам взглянуть на Курск именно отсюда, с колокольни, чтобы понять, что им доверено. Но ведь не полезут
Посередине площадки невысокий деревянный помост, на нем установлен прочный вертикальный брус с поперечиной вверху. Сюда, как струны, сходятся веревки от «языков» небольших колоколов, что двумя рядами разместились в арочном проеме. От специальных педалей на полу веревочные тяги ведут к большим колоколам. Настроено все так, что едва дотронься.
Звонарь начинает свою работу. Голосистый металл, будто заждавшись, оживает, и замысловатая мелодия неудержимо летит к небу. Звук переполняет небольшое пространство колокольной площадки, кажется, что он плотен, весом и его можно пощупать руками. При этом на уши не давит – никакого дискомфорта. По знаку звонаря берусь за большой колокол и подстраиваюсь под ритм мелодии.
Ругаться грех: колокола льют
В XV веке, как только в России появилось свое литейное производство, здесь стали отливать колокола больших размеров: «Вседневный» – 1017 пудов, «Реут» – 2000 пудов, «Успенский» – 4000 пудов. Так и не прозвучавший «Царь-колокол» весил около 120 тысяч пудов или больше 200 тонн. «Успенский», находящийся ныне на колокольне Ивана Великого в Москве, – самый большой в мире. В русских колоколах всегда ценились звучность и певучесть. Их достигали точной пропорцией сплава (медь, олово, серебро), правильной геометрией самого колокола и толщиной его стенок, правильностью подвешивания колокола и его языка. Кстати, язык изготавливался по своей литейной технологии, от которой в немалой степени зависели качества звука.
Перед тем как приступить к отливу очередного колокола, русские мастера постились и замаливали грехи, во время работы строжайше запрещалось пьянствовать и ругаться (это в России-то). Примет и суеверий было множество. К примеру, чтобы колокольных мастеров не сглазили и не напустили на них злых чар, по городу распускали самые невероятные слухи, которые должны были отвлечь от «техпроцесса» лишнее внимание. Зачастую этот народный фольклор продолжал жить самостоятельно и после того, как готовый колокол уже висел на колокольне. Сама фраза «колокола льют», кроме основного смысла, имела и вспомогательный – недоверие к какой-либо новости. Считалось, что колокол можно было сглазить и в процессе создания – то есть его приравнивали к живому существу. «Провинившимся» колоколам, как преступникам, вырывали языки, секли их розгами и по царской воле отправляли в ссылку.
По мнению наших предков, даже небольшие колокольчики отпугивали нечистую силу, а потому их вешали, скажем, на шею приговоренным к смерти преступникам и прокаженным, чтобы те своим взглядом не причинили вреда окружающим. Борьбе со злыми чарами и сглазом служили колокольчики в лошадиной сбруе и «ботала» на шее домашнего скота. Не только сам колокол, но даже один волосок от той веревки, на которой он подвешивался, по мнению наших предков, мог сослужить добрую службу – его вшивали в воротник маленького ученика, чтобы тот хорошо учился и на уроках «звонил, как колокол».
Исцеляющий звон
Из Чисто курских колокольных традиций наиболее известна «колокольная потеха» на знаменитой Коренной ярмарке – любой желающий мог вдоволь назвониться в на оборудованных по этому случаю звонницах. Эта забава была очень популярна. Но только ли забава? Давно было замечено, что звонари на Руси живут долго и мало болеют В первый день Пасхи, те из православных, кто хотел исцелиться от глухоты, шли на колокольню и во время звона стояли под большим колоколом. Таким же способом лечили от «бесноватости», кликушества и других психических недугов (в том числе от пьянства). На Святой неделе парни и девушки по деревням звонили в колокола, «чтобы не болели голова и руки». Согласно старому русскому поверью, если колокольный звон не радует человека, а тревожит или раздражает, стало быть, в душе не все в порядке.
Самый крупный из курских колоколов был на звоннице Знаменского собора. Его даровал храму купец Н. И. Чумичев в 1866 году. По воспоминаниям курских старожилов, в хорошую погоду и при попутном ветре звук этого колокола был слышен аж в Лукашевке. В праздники, особенно на Пасху, желающих помогать монастырским звонарям было вдоволь. Но без привычки не всякий выдерживал звук первого удара – были и такие, кого потом отливали водой.
Большие колокола по тем временам стоили дорого и считались лучшим пожертвованием со стороны богатых прихожан. Так, в 1835 году купцом Иваном Слядневым для Покровского храма (юго-восточный угол перекрестка улиц Верхней Луговой и Большевиков, снесен в 1939 г.) был приобретен за 9574 рубля большой колокол весом в 315 пудов (более 5 тонн). Еще в 1688 году Знаменскому монастырю государи Петр и Иван Алексеевичи даровали 50-пудовый колокол. Сравнительно небольшой, но не в весе дело – куряне очень ценили подарок, и, когда в 1860 году он дал трещину, его установили на специальном постаменте во дворе монастыря как память
Когда я благодарил послушника за мастерство и короткую «науку», заметил, что его не сильная внешне рука обильно «украшена» мозолями, которые под стать разве что кузнецу Спускался я с неохотой и уже безо всякой опаски. Подвластный другой руке колокол продолжал мощно петь, словно стараясь объединить крепко веровавших предков с не твердыми в вере потомками.
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
ОЛЕГ
21 ноября 2008, 11:53e-mail: vivaoz@mail.ru, город: MOLDOVAЗДРАВСТВУЙТЕ! ПОБОЛЬШЕ ТАКИХ НОВОСТЕЙ ХОТЕЛОСЬ-БЫ И СКАЧАТЬ-БЫ БЛАГИЕ ЗВУКИ .УДАЧИ!