Курянин, работая на канале НТВ, побывал на Северном полюсе и в горячих точках
Телеоператора Олега Максимова хорошо знают не только в родном Курске. Окончив Воронежский гос-университет, он трудился в местных телекомпаниях, затем – на федеральных, шесть лет провел на НТВ. Побывал в горячих точках и на Северном полюсе, посетил множество стран. Затем Олег Борисович кардинально поменял сферу деятельности. Мы попросили его вспомнить самые яркие этапы работы в России и за границей.

Особая каста
В сферу СМИ Олег пришел по стопам отца, который окончил МГУ и работал в газетах Курска и Белгорода.
– В детстве я хотел стать военным офицером, но в 11-м классе понял: не тяну математику и физику, более склонен к гуманитарным наукам, – говорит Максимов. – Как и почти все сверстники, фотографировал, камеру в руках держать умел, но не считал это приоритетом. Занимался спортом, рок-музыкой, играл на бас-гитаре в группе. Стал сотрудничать с радио ГТРК «Курск», делал молодежные программы, печатался в «Молодой гвардии» и других изданиях. Поступил на журфак ВГУ. С 1-го курса писал в студгазету, работал журналистом на доморощенных ТВ-каналах, внештатным автором «Воронежских новостей» в государственной ТРК «Воронеж». Самое крупное пока достижение – 6 лет в Москве на НТВ и год на канале RTVI. Были и несколько лет стрингерства в регионах Черноземья.
– Почему оператор, а не журналист?
– На старте профессиональной карьеры, еще до получения диплома, меня взяли на воронежскую ГТРК ассистентом оператора. Прошел все стадии – от ношения штатива за другими до работы в студии и репортажей в прямом эфире. Новостные операторы – особая каста, люди, которые очень быстро соображают, схватывают нужные ракурсы, делают правильную картинку
Оператор – не просто человек с камерой. Особенно на федеральных каналах. Это тот, кто первый на «линии огня». Первый бежит вперед и получает по камере. Когда работает хорошая пара, журналист просто дает оператору задание. А тот уже снимает все, что надо для сюжета. Есть определенные наборы съемок кадров, планов, видение необходимых ракурсов
– Как попадают на НТВ?
– Так сложились звезды. Я все время учился, совершенствовал мастерство, старался работать в разных жанрах. Надо соответствовать стандарту оператора федерального канала. От работы в провинции отличие только в качестве съемок. Ты понимаешь, что делаешь картинку для всей России, для всего мира. Были короткие сюжеты для новостей, где по-быстрому снял и свободен, большие – в программах «ЧП», «Максимум», «Главный герой», «Профессия репортер», аналитические – для итоговых программ, когда очень долгие съемки по нескольку дней, постоянные командировки, включая международные.

Падение башен-близнецов в Нью-Йорке и зиндан в Ливии
В 2001 году еще по студенческой программе Олег Максимов поехал в США. 11 сентября находился в Нью-Йорке, когда случился теракт в башнях-близнецах. «Ехал на работу, стояли в пробке на Манхэттене. Услышали грохот, везде дым. Народ куда-то побежал. Кругом небоскребы, неба почти не видно. Полиция стала заводить людей в метро. Чуть позже, находясь под землей, чувствовали грохот и вибрацию, как рушатся огромные здания, не выдержавшие ударов самолетов. Вскоре весь район оцепили. Вернувшись на съемную квартиру, увидел весь масштаб трагедии по телевизору».
С 2006 по 2013 год, работая на НТВ, курянин посетил множество стран. Европа, Азия, Африка, республики бывшего СССР. Конечно, и всю Россию объездил.
– Расскажите про самые яркие, занятные или опасные съемки?
– Опасных съемок хватало. Например, для программ «ЧП» и «Максимум». Порой возникали конфликты, когда приходилось обороняться, чтобы не разбили камеру – она стоит 1,5 миллиона. И хорошо, если рядом техник или журналист, они помогали, а ты продолжал работать. В Калининградской области, например, девочки избили одноклассницу. Мы приехали делать сюжет без предупреждения. Общались с матерью одной старшеклассницы через дверь. Из квартиры выскочил мужик и попытался отобрать у меня камеру. Техник его отпихивает. Я кричу гражданину: не делай глупости. Журналист снимал происходящее на «скрытку», он был в спецочках, тоже не мог вмешаться. В итоге мужчина остыл и одумался.
Одна из самых трогательных съемок – Камчатка, 2009-й. Сюжет: пара вместе с 16 лет. До 40 лет не получалось завести детей. Полетели в Белгород, сделали ЭКО. Родилась тройня. Малыши лежали в больнице, случилось отключение кислорода, и новорожденные погибли... Мы провели с семьей неделю, отправили сюжет в Москву, и с осиротевшими родителями смотрели его по телевизору. Впервые было так: и ты, и герои делают это вместе. После выхода передачи на ТВ семья выиграла суды, виновных удалось наказать.
Тревожно было в горячих точках... Но как в армии, не важно, расходится это с какой-то моральной позицией. Тебе дали приказ, ты идешь и выполняешь задание редакции. Пришлось и в зиндане сидеть.
– А подробнее...
– В 2011 году, когда устранили Каддафи, нас отправили в Ливию под нейтральным флагом. Прямых самолетов нет. Прилетели в соседний Египет. Из Каира ехали на машине 8 часов до границы. Народ оттуда бежит – война, а мы по пустой дороге навстречу. Поселились на окраине Триполи. В Ливии шли бои между разными группировками, очень трудно разобрать: кто сторонник Каддафи, кто – противник.
Наутро наша съемочная группа с местным представителем едет в пустыню, в некий лагерь. Почти сразу за городом попали под минометный обстрел. «УАЗик» перевернулся, кто-то получил травмы, я головой приложился об дверь.
Подъехали на джипах какие-то люди в их специфической одежде. Пересаживают нас в свою машину. Сопровождающий говорит: «Не сопротивляйтесь, тогда ничего плохого не должны сделать». Привезли в какую-то деревню, отобрали мобильники. Как в кино про террористов, спустили в зиндан по лестнице. Деревянная постройка типа сарая, а в ней яма глубиной метра четыре. Жутковато! Просидели 8 часов. Представители НТВ нас искали: скандал – съемочная группа пропала в Ливии, не выходит на связь. Видимо, произошел контакт. Нас как взяли, так и отвезли обратно. Сразу в гостиницу. Мы не поняли, что это было, но больше в ту сторону не ездили.
Были съемки в Киргизии, когда там шли боевые действия, в Южной Осетии «поучаствовал». Но хватало и забавных историй.

«А Серега на Мальдивах...»
– Я соглашался на все командировки от группы координации, даже самые сложные и неприятные, чтобы быть на хорошем счету и «накопить» выходные, съездить к семье в Курск, – продолжает наш земляк.
В феврале 2012-го случился госпереворот на Мальдивских островах. Вечер, зима. Звонит служба координации: «Максимов, срочно собирайся, летишь на Мальдивы, с Чкаловского аэродрома через час отправляется борт МЧС». А у меня совсем другие планы. Впервые говорю: «Так не пойдет. Нужно собраться, ехать через пол-Москвы за вещами. Да и плавок нет...» В ответ: «Ну хорошо, отказываешься». Через полчаса перезванивают: «Едешь в Саратовскую область». Отправили в Балаково ночью через зимнюю степь на машине. Тьма, метель, дорога занесена снегом, по обочинам фуры перевернутые. Несколько часов ползли. Таксист говорит: «Назад не поеду, снимайте мне номер в гостинице». А номеров нет – дальнобойщиками забиты. Работали там двое суток. А на Мальдивы полетел коллега Серега, причем не в ту ночь, а на следующий день. Думаю: «Вот я молодец. Зимнее Балаково. А Серега на Мальдивах – четыре дня в тропическом раю. Зачем я отказался?..» Отработали, вернулись в Москву. Прилетает Серега, клянет все почем зря: «Да на кой мне эти Мальдивы? За четыре дня командировки ни разу в океане не искупался». С ним отправили молодого корреспондента, тот ему продыха не дал. Вот и кому больше повезло?
В первый год на НТВ я из командировок просто не вылезал. Только в Красноярске был семь раз за год. Париж, Лондон, Осло Даже на Северный полюс слетал. «Получилась ситуация как с Мальдивами, только наоборот. Мне пришлось подменить опытного оператора, у которого по пути на работу случился приступ аппендицита, – вспоминает Максимов. – Забирали первую школьную арктическую экспедицию под руководством известного путешественника Матвея Шпаро. Специальный арктический самолет ФСБ: посадки в Мурманске, на Земле Франца Иосифа, полярной станции Барнео. Потом на вертолетах еще на часа полтора над Ледовитым океаном. Я оделся не по погоде, сразу задубел от морозного ветра, микрофон замерз. Чудо, что камера не отказала. Отработали героически. Весь путь туда и обратно до Москвы занял 25 часов. Но ощущение, когда ты стоишь на макушке Земли, непередаваемо. Многие мечтают об этом, даже деньги платят. А я побывал на Северном полюсе по работе. Это одна из тех чудесных возможностей, которые мне дал именно федеральный канал».
Любил ездить в Среднюю Азию, там очень гостеприимные люди. Когда в Киргизии случились массовые беспорядки, этнические столкновения, в городе Ош провели полторы недели. Возвращаемся в Бишкек, день свободный. Сопровождающий предлагает осмотреть город. Я всегда привозил семье какие-то подарки. Спрашиваю: где восточный базар. Говорят: Ошский рынок, там есть все. Только деньги не меняйте. Мы с техниками увидели выгодный курс, поменяли. И что? Попали на подлом купюр, потеряли тысячи по три. Почувствовали восточный колорит... (смеется)

В поисках себя
Уйдя с НТВ, Олег несколько лет искал себя. После приступа «звездной болезни», который курянину удалось победить, работал таксистом, снимал свадьбы. «Это тоже интересный опыт», – философски отмечает Максимов. Сейчас он ушел в бизнес.
– У вас трое детей. Кто-то из них собирается пойти в журналистику?
– Старший сын окончил факультет «Капитаны бизнеса России» в РЭУ имени Плеханова. Несколько лет работает в Екатеринбурге, он координатор и замруководителя отделения партии «Новые люди» по Свердловской области, помощник депутата Заксобрания этого региона. Интересы: политика и бизнес, планирует в данной сфере делать карьеру. Дочки – более творческие, младшая занимается в театральной студии, старшая, 11-классница, увлечена танцами, занималась в патриотическом клубе: прыгала с парашютом, умеет автомат разбирать и собирать с завязанными глазами. Это для воспитания, скорее. Думаю, они сами выберут свой путь.
В 45 лет Олег Борисович кардинально поменял жизнь. «Начал с интернет-продаж. Теперь развиваю свой бренд женской одежды Alisa Maksimova, – отмечает он. – Нюансов немало, что-то получается, что-то пока не очень, тем более в нынешней ситуации. Тестируем новые направления, делаем выводы. Очень многое вдохновляет, есть на кого равняться. Глобальная цель проекта – помочь нашим женщинам одеваться красиво, достойно и за адекватную цену, скажем так».
Общался Сергей МАТВЕЕВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 31 (1450) от 2 августа 2022 года

Марш-броски, учения и выживание в экстремальных условиях: служба в ВДВ глазами курян

Работу вертолета санавиации в области продлили до конца года

За 1,5 года курянам вернули более 6,1 миллиона переплаты за услуги ЖКХ

По рецепту с глиняной таблички воссозданы духи, которые были составлены 3200 лет назад

Симптомы глистов у человека, признаки и почему так важно их «травить»?

Нутрициолог назвала самые эффективные способы борьбы с целлюлитом