Подземные тайны Знаменского собора
Продолжаем серию публикаций «Правда о подземельях Курска», начатую в «ДДД» 25 марта. Нашим консультантом стал журналист и краевед Виктор Крюков, который много лет изучает эту тему. Сегодня речь пойдет о малоизвестных особенностях Знаменского собора.
Как известно, древний Курск начинался с острога (детинца, кремля) на территории нынешнего завода «Электроаппарат» и на подворье Знаменского монастыря. Основательно «покопаться» здесь давно мечтают многие археологи. Знаменский собор был первым зданием города, построенным из камня. До этого куряне использовали только дерево. Камень и кирпич стоили дорого, до середины 17-го столетия в Курске не было своих мастеров-каменщиков, их приглашали из других городов.
Монастырская предыстория
В начале 1612 года Курск захватило многотысячное польско-литовское войско. Неприступной осталась лишь крепость (острог), героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Татищева. Избавление от гибели куряне приписали заступничеству Божией Матери, дав в память этого события обет построить « в малом острожку на конец торгу против городового моста» церковь и установить там Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение».
В России заканчивалось «смутное время»... К 1615 году на месте сегодняшнего собора, «близ рва» уже стояла деревянная церковь в честь Рождества Богородицы, а первый царь Романов – Михаил Фёдорович – повелел вернуть в Курск чудотворную икону «Знамение», ранее увезенную в Москву Лжедмитрием I.
В 1631-м строения Рождественского монастыря уничтожил пожар, возникший из-за удара молнии. Через 18 лет по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного храма заложили каменный собор во имя иконы Божией Матери «Знамение». Церковь строили «по образу той, что в Москве в Зачатьевском монастыре», деньги поступали из царской казны и от частных лиц. Из столицы по воле государя были присланы 12 каменщиков и кирпичников.
Возводили Знаменский монастырь из камня почти 30 лет, строительство неоднократно приостанавливалось – не хватало материалов, завершилось оно лишь к 1680 году. Почти до середины XVIII века собор был единственным «каменным исключением» в деревянном Курске. В 1688-м государи Иоанн и Петр Алексеевичи и Софья Алексеевна подарили новому храму 57-пудовый колокол работы мастера Фёдора Маторина, прослуживший около 200 лет
В конце 1814 года на своде и стенах здания были выявлены трещины, образовавшиеся из-за просадки фундамента, обветшавший Знаменский собор был разобран. В 1816-м на его намоленном месте заложили нынешнее монументальное сооружение в стиле классицизма с чертами западноевропейского Ренессанса как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Строительство, при котором использовали часть старого фундамента, шло 10 лет.
Загадки, скрытые в фундаменте
С момента создания нынешний Знаменский храм в холодное время года отапливали огромные печи, расположенные в подлете, то есть – в полуподвальной части здания собора. Это требовало солидного запаса дров, которые монахи, скорее всего, также складировали в подземелье, но этажом ниже самих печей – на «минус втором». Такая организация отопления была в России XIX века делом обычным. Но сегодня ход туда забыт. А ведь вполне вероятно, что как раз с этого «минус второго» и начиналась хотя бы часть тех самых легендарных подземных коммуникаций Курска, о которых так много говорится в различных легендах.
– Документально известно, что в начале 1930-х годов, прежде чем снести две колокольные башни собора, их пришлось освобождать от дров, которые там складировали последние монахи, – говорит исследователь. – То есть дрова, стоившие тогда недешево, насельникам монастыря пришлось переместить из старого места складирования (предположительно с «минус второго» этажа) на куда менее удобные площадки и лестницы колокольных башен. Можно предположить, что кто-то, перед тем, как замуровать вход «на минус второй», скомандовал: «Забирайте свои «вещички», а то поздно будет» Кстати, именно в те годы теряется след и башенных часов, которые долго украшали северную колокольню
Взглянем на обнаруженный Крюковым старинный план подклета, где показано устройство фундамента. Под сравнительно легкой абсидой (алтарная часть храма), выходящей на восток, в сторону улицы Сонина, устроен мощный фундамент – 6 метров в толщину. Задаешься вопросом: с какой целью строители сделали это, если с учетом реальной массы здания вполне хватило бы и двух метров Под гораздо более массивными элементами конструкции храма (основной подкупольный барабан, купола, колокольни) фундамент значительно тоньше.
– Стоит вспомнить, – продолжает Виктор Васильевич, – что наши предки всегда были весьма экономны и рачительны в расходовании стройматериалов и уж тем более кирпича, которого в начале XIX века времена постоянно не хватало. Понятно, что для строительства собора в 1816–1826 годах использовался кирпич от снесенного старого здания собора. Но как раз в начале 19-го столетия потребность в кирпиче резко увеличилась, поскольку активно претворялся начертанный Екатериной II план реконструкции Курска. В его основе было строительство как раз каменных домов Так что у такого обширного фундамента под абсидой должна быть своя четкая мотивация.
На том же плане подклета пунктиром изображен проход, ведущий изнутри в каменную толщу обширного фундамента.
– Когда мне удалось проникнуть к той стене, от которой должен начинаться этот ход, я обнаружил небольшую нишу арочной формы, – продолжает Виктор Крюков. – Высота – около метра, ширина не больше 80 см, глубина совсем небольшая – лишь намечена. Заложена не основательно, судя по звуку – стенка совсем тонкая. Будто кто-то хотел спрятать от недружелюбных глаз, но так, чтобы самому не забыть. Что это такое, никто их нынешних монахов уже не знает
Как считает краевед, в обширном фундаменте абсиды Знаменского собора вполне могут скрываться пустоты внушительного размера.
– Известно немало случаев, когда в старинных русских монастырях имелись тайные помещения и обширная подземная часть. Яркий пример – Киево-Печерская лавра с ее пещерами. Скажем, склепы для захоронения усопших из монастырской братии, различные хранилища, изолированные кельи для монахов-отшельников
Курские подземелья: гипотезы и предположения
Виктор Васильевич рассказал нам еще об одном ходе, ведущем из подклетей Знаменского монастыря к вентиляционному колодцу. Причем Крюков сделал это весьма неохотно, поскольку предпочитает говорить о подземных сооружениях, где побывал сам. То есть – это в перспективе.
– Рабочие рассказывали, что из колодца еще совсем недавно было продолжение хода в направлении Свято-Троицкой церкви на улице Максима Горького Старая кладка говорит о том, что это часть какого-то давнего сооружения. Нужно проверять
Курянин не исключает: многочисленные провалы на соседней территории электроаппаратного завода, о которых рассказывали старожилы этого предприятия, могут быть следами вполне прагматичных старых подземных коммуникаций «внутреннего употребления» – на самом нижнем монастырском уровне и еще ниже. А вот теории и легенды о том, что подземные ходы могли соединять Знаменский собор с другими курскими храмами, Виктор Крюков отрицает категорически:
– Тайные коммуникации за пределы крепости или монастыря имели смысл лишь в лихие годы, когда Курск был окраиной государства и страдал от вражеских набегов. Это первые две трети XVII века. Но тогда подземные ходы могли сооружать только деревянно-грунтовым способом, а перекрывать дубовыми плахами. Коль так – все это давно сгнило и обрушилось, как ход к колодцу-тайнику под улицей Сонина. Кроме того, крепостной ров (по сути – соединенные вершинами овраги), хотя и в запущенном состоянии, но просуществовал до начала XIX века. Его глубина, если верить результатам сравнительно недавних бурений – 15–17 метров. При этом водоносный слой (по описанию старинного крепостного колодца) начинался на 20-метровой глубине. Какие уж тут «тоннели»? Опять же, копать в насыпном грунте просто опасно – если не пользоваться специальными технологиями. Не стоит забывать и тот факт, что место засыпанного крепостного рва (вдоль монастырского подворья и ниже) в силу своего геодезического расположения собирало со всей Красной площади талую и дождевую воду, которая уходила в насыпной грунт, делая его зыбким и ненадежным.
По мнению Виктора Крюкова, за подземные ходы в Курске чаще принимают глубокие подвалы, оставшиеся от старинных купеческих домов и прочих построек. Нередко они были соединены между собой. Из-за этого и появилось множество легенд и заблуждений. Более подробно о них мы расскажем в ближайших номерах.
Подготовил Евгений НОВИКОВ, иллюстрации из архива Виктора КРЮКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (1017) от 8 апреля 2014 года
Центр трудоустройства выпускников ЮЗГУ – на третьем месте в рейтинге вузов России
Магазин «Мамонтенок» в Курске: «Пусть мама товар непременно найдет!»
«АтомЭнергоСбыт» гарантирует курянам качественное энергоснабжение
Турфирма «Луч солнца»: отдых в Пицунде на 10 дней с трехразовым питанием всего за 8500 рублей