Истории и легенды Суджи. Часть 2
В прошлом номере «Друг для друга» мы начали рассказывать о Судже – небольшом самобытном городке у юго-западной границы Курской области. Продолжаем знакомить вас с увлекательными историями и легендами, которые хранит Суджанская земля.
Гусиные бои в Гончарной слободе
Потомственный суджанский гончар, народный мастер России Юрий Спесивцев в своей книге «Традиция, история, гончарство и народная культура земли Суджанской» рассказывает, что одной из самых любимых игр детей и взрослых в Гончарной слободе были гусиные бои.
«Гончары изготавливали для гусятников фигурный сосуд «Царь Гусак», его использовали для подачи на стол вина и медового хмельного напитка «Воронец» во время праздников по случаю гусиных боев. Дети, какие пасли гусей, обязательно за свою работу получали глиняные игрушки-свистуны в виде гусей с человечками. Недалеко от улицы Козельской (ныне Первомайская) было Гусиное болото, и ближайшие возвышенности называли Гусиными горами или Гусинцем. Дети очень активно следили за ходом боев своих любимцев и поддерживали свистом и радостными возгласами побеждавших гусаков. Шутки и смех были занятием публики, гончары приходили в надежде, что новый победитель закажет фигурный сосуд», – пишет автор.
Подземные ходы
Бытует в Судже легенда о подземных ходах, которые, по одной из версий, могли соединять все здешние храмы.
Вот что рассказывает Юрий Спесивцев в своей книге: «Один старый дед как-то рассказал, что когда был молодым, то однажды обнаружил старую глинницу на Гончарной горе. Она была наподобие шахты, какая была оплетена лозой, а на дне ее была целая пещера. В ней на самом дне было отверстие, и, заглянув в него, он обнаружил, что ниже существует подземный ход, выложенный из камней... Ход шел в сторону храма. Пройдя метров двадцать, наткнулся на завалы земли. Видимо, еще в древности ход шел в сторону речки Олешни. Ход шел от поверхности земли на глубине четырех метров. В нем трудно было дышать, и факелы все время гасли. Место вскоре это засыпалось. Куда же вел этот старый тайный ход? Утверждали, что все храмы в Судже связаны между собой подземными ходами. От Соборного храма, что стоял на площади города, ход шел к Покровскому храму, а затем к Преображенскому, что в слободе Замостье. Другая часть хода шла от собора к Троицкому храму, от него ход шел в двух направлениях к храму Рождества Христова, что в слободе Гончаровке, и к Ильинскому храму в слободе Заолешенке. Другая версия состояла в том, что ход вел к тайнику... Теперь уже трудно найти человека, кто бы подтвердил, а был ли тайный ход на самом деле».
Между тем сотрудники Суджанского краеведческого музея говорят, что располагают данными как минимум о трех местах, где есть вход или выход из подземного хода.
Петр I в Суджанском уезде
Легенда гласит, что Петр I перед Полтавской битвой по пути к месту сражения останавливался в Суджанском уезде. Об этом упоминает Юрий Спесивцев в книге «Суджанское казачество. От мифа к реальности».
«О том, что и сам Петр I был в Суджанском уезде, рассказывает легенда, в которой упоминается, что при проезде под Полтаву около деревни Нижнее Махово царь Петр отдыхал под вязом и даже обедал», – пишет автор.
История, скорее всего, правдивая, так как в 1709 году Петр I был проездом в Курской губернии. В Рыльске на улице Розы Люксембург сохранился дом, в котором он останавливался, на фасаде можно увидеть памятную табличку. В доме до сих пор живут люди. Это самый старый жилой дом в Курской области.
Еще одна история связана со строительством в Судже перед Полтавской битвой моста, который местные жители прозвали Шереметевским, так как вместе с войсками якобы двигался и сам генерал-фельдмаршал Шереметев, командовавший легендарным сражением.
«Это было деревянное сооружение, построенное с одной целью: переправить солдат, обозы с оружием и провиантом на левый берег реки. Но служил он мирным жителям Суджанской волости не один десяток лет и до конца прошлого столетия назывался Шереметевским. Ясно, что за двести лет переправа через реку не раз менялась, но если она строилась на том самом месте, где забивали сваи солдаты Петра I, то название сохранялось», – пишут курские краеведы в книге «Легенды и предания Курского края».
Кстати, после победы под Полтавой и продвижения южных границ России к Черному морю крепость в Судже была упразднена. А уютный зеленый городок через несколько десятилетий стал административным центром крупного уезда.
Золотая карета
Проходила через здешние места дорога от Суджи к столице. Вокруг дороги тянулись леса, и частенько проезжающих по этой дороге грабили разбойники Все ценности они прятали в лесах и оврагах, которых в этой местности предостаточно. Сам лес так и назывался – Покранец («похоронить» краденое).
Узнали разбойники, что австрийский император Иосиф ХI послал Екатерине II множество богатых даров, в том числе и золотую карету. И решили они ограбить императорский обоз. Для этой цели приехал сюда атаман курских разбойников Кудеяр. После удачного ограбления добычу спрятали в лесу Покранец, закопав.
Разгневалась Екатерина и послала сюда регулярные войска. Кудеяра выследили, схватили вместе с его шайкой и казнили на площади в Судже. Леса вдоль дороги вырубили, чтобы разбойникам прятаться было негде.
С течением времени название леса Покранец стало произноситься как Капранец. Разбойничать лихие люди на дороге перестали, а вот золотую карету так и не нашли.
Клад Горнальского монастыря
Легенду о кладе Горнальского монастыря недалеко от Суджи можно прочитать в книге «Легенды и предания Курского края».
Якобы когда после революции на верующих начались гонения, монахи собрали все золотые вещи, сложили в бочку. Засмолили ее и опустили в Вороное озеро, прочитав молитву, чтобы она никому не досталась.
Но говорят, если в ночь на Пасху прийти на берег Вороного озера, то можно увидеть, как в свете луны на глади волны всплывает бочка. Она приближается то к одному берегу, то к другому.
Рассказывали, что были желающие вытащить бочку, но никто из них домой не вернулся.
По легенде, за бочкой будут охотиться 200 человек, и только 201-й в пасхальную ночь сможет ее вытащить. Но это будет человек, не имеющий грехов, сильный и смелый. Тот, кому Бог поможет в этом деле.
Гигантский самовар на границе
Гигантский самовар, созданный суджанским мастером Левченко, стоял в девяти километрах от Суджи, на границе с Украиной. Раньше этот участок был нейтральной территорией. Рядом со скульптурой любили фотографироваться местные молодожены.
На границе были кафе, бассейн с фонтаном и скульптурой журавля в центре, остановка, самовар, памятный знак. А с другой стороны – деревянная изба и скульптура девушки-россиянки с хлебом-солью. И въездные колонны с надписями «РСФСР» и «Украина».
После 1991 года самовар оказался на территории Украины.
На самолете в Курск и Сумы
В 60-х годах прошлого века добраться из Суджи в Курск и соседние Сумы можно было на самолете. «Кукурузник» совершал ежедневные рейсы.
В газете «Колхозное слово» Суджанского района за 1961 год читаем: «Ежедневно из Суджи в города Курск и Сумы отправляются рейсовые пассажирские самолеты, на борту которых может разместиться от 2 до 12 человек. Каждый пассажир может иметь с собой до 10 килограммов груза, который провозится бесплатно. Перевоз багажа, кроме ручной клади, оплачивается из расчета 0,2 копейки за один килограмм.
Граждане, а также организации могут использовать авиатранспорт для перевозки грузов от 300 до 1200 килограммов».
Теплоход «Суджа»
В 1963 году на судоверфи польского города Гданьска был построен теплоход, который назвали в честь города в Курской области – «Суджа».
16 августа 1963 года впервые был поднят Государственный флаг СССР и теплоход «Суджа» вступил в строй действующего Советского морского флота. За время своего существования корабль побывал почти во всех портах мира, несколько раз пересекал экватор. В 1975 году даже был снят документальный фильм на теплоходе «Суджа» – на пути следования из Одесского порта в Шри-Ланку, Индию и Бангладеш. Он рассказывал о моряках Черноморского флота, впервые участвующих в заграничном плавании.
История сухогруза «Суджа» закончилась в 1988 году – судно списали и утилизировали.
Продолжение в следующем номере.
Использованы материалы из книг «Легенды и предания Курского края», «Традиция, история, гончарство и народная культура земли Суджанской», «Суджанское казачество. От мифа к реальности» и группы «ВКонтакте» Суджанского краеведческого музея.
Лариса БЕСЕДИНА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (1559) от 3 сентября 2024 года
В Курской области началось голосование на выборах губернатора
Более 2500 курских медиков получат прибавку за работу с ранеными
Курские волонтеры эвакуировали из Коренево 98-летнюю участницу Сталинградской битвы
Куряне судятся из-за неисправных автомобилей, бракованных ноутбуков и некачественной обуви