Курские волонтеры эвакуировали из Коренево 98-летнюю участницу Сталинградской битвы
Группа волонтеров, которых объединила жительница Курска Мария Скроб, помогла эвакуировать из Кореневского района уже около 300 человек. Под атаками ВСУ добровольцы вывозят людей в безопасные места и каждый день доставляют продукты и лекарства тем, кто не хочет уезжать из своего дома. В числе спасенных – 98-летняя ветеран Великой Отечественной войны Клавдия Дмитриевна Турсина-Войтова. Самостоятельно она не передвигается. За ветераном ухаживала местная жительница Анна Пискунова.
«Ты меня не бросай, Анечка»
С 6 августа люди стали покидать Кореневский район. Администрация была закрыта. Анна Ивановна рассказывает, что на четыре трехэтажных дома жильцы остались лишь в трех квартирах, в их числе она с мужем и Клавдия Дмитриевна. Покинуть свою подопечную, за которой ухаживает на протяжении 12 лет, она не могла. О собственной безопасности не думала, единственное, чем была обеспокоена все эти дни, как вывезти Клавдию Дмитриевну.
– Если честно, мы поначалу не знали, что нужно уезжать. Нас никто не предупредил. Власти должны были организовать эвакуацию, но этого не было сделано. Если в Коренево приезжает цирк, то машина с громкоговорителем объезжает поселок и всех оповещают о представлении. Почему в данном случае нельзя было поступить так же – донести информацию до людей, чтобы они потихоньку готовились к эвакуации? – все еще недоумевает Анна Пискунова.
Сейчас она в безопасности, находится в Воронеже. Но буквально три недели назад ей пришлось пережить настоящий ад. Бесконечные атаки ВСУ на поселок. Газа и воды нет, связи тоже. Осталось только электричество. Анна Ивановна с благодарностью вспоминает солдата, который принес ей воду.
– Мальчик 19 лет, позывной Чиж, такой добросовестный. Спрашивает меня: «Бабушка, что вы плачете?» Да нам бы воды, говорю. На следующий день он принес две пятилитровые баклажки воды. И восемь дней мы с Клавдией Дмитриевной были в таких условиях. В электрический чайник бросала картошку, варила, потом растирала в пюре. Кормить нужно было с ложки и чтобы протертое. Она мужественно все перенесла, терпела. И постоянно повторяла: «Ты меня не бросай, Анечка», – вспоминает Анна Пискунова. – Ракеты по 10–12 штук в день летали так, что в соседних домах стекла в окнах выбивало. Было видно, что ей страшно, – каждый раз в момент взрыва прижималась к постели.
Когда за Анной Ивановной и ее мужем приехали военные, чтобы вывезти в безопасное место, без Клавдии Дмитриевны уезжать пенсионеры наотрез отказались. Пообещали прислать за ветераном БТР, как только будет возможно. Но так и не дождались. Глава поселка Роман Пугачев, до которого каким-то чудом дозвонилась женщина, посоветовал довезти Клавдию Дмитриевну до Рыльска. А уже оттуда ее должны были доставить в Курск на «скорой». Но транспорта, чтобы выехать из Коренево, не нашлось.
13 августа Анна Ивановна, как обычно, пришла проведать подо-печную – покормила, дала лекарства. И вдруг увидела, как по поселку едет легковая машина.
– Я выбежала на дорогу и стала махать руками. Машина остановилась. Потом резко полетели дроны. Водитель моментально спрятался за деревья, я тоже. Спрашивает: «Говорите быстро, что вы хотели? Эвакуироваться?» Отвечаю: «Нам нужно вывезти женщину неходячую». «В нашем распоряжении 15 минут», – скомандовал он. Я быстро забежала в квартиру, взяла плед. На нем дотащили Клавдию Дмитриевну до машины, кое-как разместили на переднем сиденье полусидя, места сзади были заняты. Я побросала в машину памперсы и документы. И на листочке написала: «Дорогие люди, к кому попадет Клавдия Дмитриевна, пожалуйста, сообщите, где она будет находиться». И дала телефон бывшего председателя Совета ветеранов Клименко Розы Гавриловны, которая уехала в Курск. Почему не свой? Потому что я не знала, останусь в живых или нет, – говорит Анна Ивановна и не может сдержать слез.
На следующий день военный, представившийся Михаилом, вывез Анну Ивановну с мужем Виктором Федоровичем в Курск.
– Летали дроны, видели прострелянные машины на дороге, – говорит пенсионерка. – Низкий поклон и Михаилу, и Ивану, который вывез Клавдию Дмитриевну, дай Бог им здоровья.
Самое страшное позади. Супруги Пискуновы разместились в Воронеже. Но Анна Ивановна не перестает думать о своей подопечной. Клавдия Дмитриевна сейчас в госпитале ветеранов войны и труда. Но ей нужен индивидуальный уход. Узнав, что в госпитале его предоставить не могут, Анна Пискунова засобиралась в Курск, чтобы продолжить ухаживать за ветераном. Бросить Клавдию Дмитриевну она не может.
Дошла от Курска до Берлина
Клавдия Дмитриевна Турсина-Войтова – человек-легенда. На войну ушла 17-летней девушкой в качестве санинструктора. Защищала Касторное в родной Курской области. Дошла до Берлина. Участница Сталинградской битвы. Принимала участие в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Польши. Награждена орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Венгрии», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Из наградного листа к ордену Красной Звезды (второму) К. Д. Турсиной-Войтовой: «15.01.45 г. при блокировании дзота западнее железной дороги был тяжело ранен разведчик Шульгин. Тов. Турсина под огнем пулемета подползла к нему и, перевязав, на плащ-палатке оттащила в укрытие. 09.02.45 г. при контратаке немцев в районе Рейтвен тяжело ранило командира 5-й батареи капитана Червец. Санинструктор батареи был убит, и Турсина, заменив его, подползла к раненому. Около 15 минут к нему добиралась отважная девушка под разрывами вражеских снарядов. Перевязав и утащив его в ближайшую воронку, она оставалась с ним до конца контратаки. Три раза бралась Турсина за автомат, когда озверевшие гитлеровцы подходили близко к их укрытию, и короткими очередями сдерживала их. Только под вечер она смогла эвакуировать раненого в санчасть. До 30 раненых вынесла из боя тов. Турсина. Представлена к награде орденом Красной Звезды».
События Великой Отечественной войны, участницей которых была, молоденькая санинструктор фиксировала на кинокамеру. Эти кинохроники до сих пор хранятся в ее квартире в Коренево.
После войны вышла замуж, родила троих детей. К сожалению, так сложились обстоятельства, что детей не стало, а внуков не было. И сейчас Клавдия Дмитриевна совсем одна.
Клавдия Турсина-Войтова – единственная на весь район оставшаяся в живых участница Великой Отечественной войны. В День Победы и другие праздники с нею любят фотографироваться глава района Марина Дегтярева, глава поселка Коренево Роман Пугачев и депутаты всех уровней. Фотосессии можно найти в официальной группе администрации Кореневского района и на личных страницах чиновников и депутатов.
Когда Кореневский район оказался под огнем ВСУ, об одиноком ветеране помнила лишь ее преданная сиделка Анна Пискунова, которая по сути спасла ветерана. Местные жители нам сообщили, что в дом, в котором жила Клавдия Дмитриевна, попал снаряд...
«Поплачем и погорюем мы потом»
Волонтеры в приграничье – настоящие герои нашего времени. Сколько жизней они спасли, рискуя своими! И о них хочется сказать отдельно.
Мария Скроб, которая организовала сообщество волонтеров Кореневского района, сама родом из этих мест. Но уже 20 лет живет в Курске. Работает педагогом в центре туризма и косметологом в салоне красоты. Когда на курскую землю пришла беда, остаться в стороне не смогла. Тем более что там, в приграничье, до сих пор остаются ее родные, вывезти их она не успела. Связь с родителями и бабушкой прервалась еще 13 августа, и сейчас Мария, как и многие, живет надеждой.
С начала атаки ВСУ на Курскую область Мария создала информационный чат, чтобы быть в курсе происходящего в Кореневском районе. Буквально за сутки к нему присоединилось 1500 человек. Вскоре туда стали поступать запросы о помощи.
– Мы вывезли одного человека, другого, третьего. Присоединились еще много водителей, ребят, которые стали для нас родными, – делится курянка.
Постепенно команда выросла до 30 человек. Это администраторы, водители и все, кто помогает с доставкой, закупкой, поиском необходимых вещей. Каждый день они принимают заявки и отправляются в опасную зону, чтобы помочь людям.
– Прилетали и дроны в нас и перед нами, и разбивались у нас машины из-за этого. Мы все равно поедем. У нас там бабушки, дедушки, люди, которые ждут нас, – говорит Мария.
По ее словам, именно бабушки и дедушки стали гордостью и болью волонтеров одновременно.
– Кто-то категорически не хочет уезжать с родной земли, кого-то всеми правдами и неправдами уговариваем и лежачими вывозим, а к кому-то не можем прорваться вовремя и потом плачем вместе с их родными, – отмечает курянка.
Отдельная история со снабжением упрямцев-отказников. Что только им не доставляют: лекарства, еду, бензин и даже весточки от родных.
– Животные – тоже наша боль и неимоверная печаль. Кого можем – выпускаем и кормим, но приоритет понятен всем – живые люди. И еще один приоритет – люди неживые, их немало Тут без лишних слов. Их тоже надо найти, выдернуть из этого ада, опознать и дать родным возможность их упокоить. Это также, к сожалению, вошло в круг наших обязанностей. Тяжело ли это все? Бе-зумно тяжело и больно! Но это наши родные люди, наша родная земля и просто так стоять в сторонке у нас не получается! Поплачем и погорюем мы потом, а пока у нас еще немало работы, и мы ее достойно завершим, я уверена! – говорит Мария.
Волонтер Иван, который помог вывезти Клавдию Дмитриевну из Коренево, сам житель этого поселка. Когда началось вторжение, эвакуировался. Как и многие кореневцы, присоединился к чату Марии Скорб, чтобы быть в курсе актуальной информации. А потом увидел в чате просьбы о помощи и не смог остаться в стороне, на своей машине стал ездить в поселок, чтобы вырвать людей из пекла.
– Я увидел сообщения в группе с адресами, кого нужно эвакуировать. Сел в машину и поехал в Коренево. В первый день сделал пять рейсов, – делится Иван.
Среди волонтеров, которые ежедневно на своих машинах ездят в Кореневский район, есть девушки. 30-летняя Юлия, мама двоих детей. Чтобы добраться до Коренево, ей нужно преодолеть около 200 километров только в одну сторону. Начиная с 6 августа такие поездки стали каждодневными. Девушка признается, что пропустила всего два дня – когда слегла с температурой и когда сломалась машина.
У курянки уже был опыт поездок в опасную зону – с 2022 года доставляла гуманитарку бойцам. Когда враг пришел на родную землю, сразу предложила свою помощь.
– В местных пабликах и чатах разместила свой номер телефона и написала, что если нужна помощь, чтобы эвакуировать родственников, то готова сделать это абсолютно бесплатно, позвоните и скажите, где кого забрать. Мне написал парень, попросился поехать со мной. И первый раз мы отправились с ним. А потом Маша меня нашла, и теперь у нас большая семья, – говорит волонтер. – На Суджанском кольце как-то разговорилась с мужчиной. Узнав, куда еду, он сказал: «Мне стыдно смотреть тебе в глаза. Можно я поеду с тобой?»
Девушка вывозит людей, иногда лежачих, доставляет продукты по списку (просят даже привести арбуз) и лекарства, а по пути, как и остальные волонтеры, кормит животных.
– Вожу с собой одноразовую посуду и водичку, потому что на многих улицах воды нет даже у людей. Так что по пути все накормлены и напоены, – смеется Юлия.
Она говорит, что люди, к сожалению, не всегда понимают серьезность ситуации и отказываются уезжать.
– А как мы их бросим? Их администрация бросила. Если еще и мы их оставим, то как они там выживут? – говорит хрупкая девушка.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (1559) от 3 сентября 2024 года
В Курской области началось голосование на выборах губернатора
Более 2500 курских медиков получат прибавку за работу с ранеными
Куряне судятся из-за неисправных автомобилей, бракованных ноутбуков и некачественной обуви