«ДДД» в плавающей Италии
Одна большая достопримечательность – целый город на воде! Венеция – это 118 островов, 160 каналов, более 400 мостов. Название города происходит от слова «венеты», что означает «чужеземцы» или «новые пришельцы». Именно пришельцы стали осваивать болотистую местность и строить здесь дома. Добраться до островной Венеции можно на катере по воде, по искусственной дамбе на машине или поезде. Всего 4 километра отделяют материк от границы автомобильной и пешеходной зон, где кончаются дороги и начинаются каналы. Путешествовать по городу можно пешком и по воде.
«Парковка» по-венециански
Такое впеЧатление, будто итальянцы специально создали город, привлекающий туристов со всего света в любое время года. Кажется нереальностью, что дома, дворцы, церкви можно было построить в воде. Говорят, число свай переваливает за миллион. В качестве материала используют альпийскую сосну и дуб. В воде они со временем становятся крепче железа и не гниют. Сваи отмечают фарватеры в лагуне, а будучи связаны в пучки служат отбойниками для катеров и корабликов.
Вот как выглядит «парковка» по-венециански. Несколько торчащих у причалов или просто у берега свай образуют своеобразный коридор. Судно заходит в него, бьется бортом об один, о другой столб, кидаются швартовы – припарковались.
Знаменитейший Большой канал, или Каналаццо, как его называют жители Венеции, – центральная водяная артерия города. По форме он с высоты напоминает перевернутую латинскую букву «S». Длина канала – 3800 метров, ширина колеблется от 30 до 70, глубина достигает 5,5 м. Каналаццо разделяет Венецию на две неравные части. Канальчики поменьше омывают дома и дворцы, их ширина 4–5 метров, глубина около двух, поэтому по ним проплывают лишь гондолы и небольшие катера.
Заплывая в город со стороны залива, видишь, что фундаменты домов и порожки, ведущие к воде, облеплены водорослями и ракушками, чувствуешь запах сырости, на который порой жалуются туристы. Но в городских каналах, где речная вода смешивается с морской, живность не водится. Уходящие в глубину фундаменты чистые, и рыбного запаха нет. Практически каждый год в Венеции случается наводнение, в результате которого самая низкая точка города – площадь Сан-Марко – оказывается под водой. Исторические источники сообщают, что этот природный феномен существовал всегда. В такие дни устанавливают специальные настилы, чтобы люди могли свободно перемещаться по площади. К нашему приезду стихия смилостивилась и отступила. Но настилы еще оставались на площади. Их использовали в качестве скамеек уставшие туристы.
Казанова и Мост вздохов
Площадь святого Марка – «фирменный» знак города, то место, откуда, как правило, начинается осмотр города. Это – политический центр Венецианской республики, воплощавший ее могущество и дух ее независимости. Здесь стоят две колонны. На одной – крылатый лев – символ государства. На другой – статуя святого Марка Евангелиста, чей прах был привезен в Венецию двумя купцами в 828 году. Реликвию приняли торжественно, святого провозгласили покровителем города. Чуть позже возвели Собор святого Марка рядом с Дворцом дожей. Слово «дож» происходит от латинского «дуце» – вождь. Дожи были правителями города. Дворец из белого и розового мрамора с 36 колоннами в нижней галерее и 71 – в верхней. Они очень тонкие. Из-за этого и причудливого узора галерей фасад здания кажется украшенным каменным кружевом.
За романтическим названием еще одной достопримечательности – Моста вздохов – скрывается не одна грустная история. Это – крытый сверху и состоящий из двух узких, разделенных друг от друга проходов переход из Дворца прямо в тюрьму. По нему после допроса и вынесения приговора в сырые камеры вели заключенных. С этого мостика узники бросали последние взгляды на оживленную набережную и искрящуюся водную гладь лагуны. Говорят, заключенные при этом тяжко вздыхали – великолепие Венеции лишь усугубляло их тяжкую участь. И только одному человеку удалось пройти по Мосту вздохов и обрести свободу. Это был легендарный Джакомо Казанова. Он попал под стражу в нарядном костюме, а во Дворце дожей был бал. Один из стражников решил, что гость праздника, вероятно, по ошибке попал в тюрьму и вывел его из здания тюрьмы.
Напротив дворца – колокольня Кампаниэле высотой 99 метров. Наверху – смотровая площадка, с нее открывается потрясающий вид на весь залив и город. Первый камень в фундамент башни заложили еще в IX веке. Не пройти мимо и Часовой башни. Ее строительство было начато в 1496 году. Над аркой находятся огромные часы, показывающие время, фазы луны и даже движение солнца относительно знаков зодиака и времен года. Над часами – лев – символ Венеции.
«Венецианские куры» не обижают туристов
Еще одна достопримечательность площади Сан-Марко – голуби. По одной легенде, их привезли с Кипра в дар жене дожа. Это – живое украшение площади, ее постоянные обитатели, встречающие пришедших любопытным взглядом, словно выпрашивая угощение. Птицы привыкли к тому, что туристы постоянно подкармливают их семечками и поп-корном. На площади стоят лотки, где за евро можно купить пакетик лакомства. Кидаешь горсть на землю – и вся она покрывается живым узором, голуби запросто садятся на руки, плечи, голову. Могут заглянуть в карманы и сумочку в поисках съестного... Пернатый «венецианец» уселся на плечо русской туристки и деловито заглядывал в экран фотоаппарата, пока та снимала своего мужа. Видимо, помогал выбрать нужный ракурс! Сами горожане в шутку называют голубей «наши венецианские курицы» за любопытство и прожорливость. По идее, на площади должно быть грязно. Но факт просто невероятный: птички культурные и туристов не пачкают, чистота! Венецианцы шутят, что голуби заключили договор с Министерством туризма, пообещав не обижать приезжающих.
Если образ Парижа связан с Эйфелевой башней, то символ Венеции – гондолы – длинные узкие лодки, прокатиться в них считает своим долгом каждый гость города. А итальянцы пользуются этим, накручивая цену за непродолжительную поездку по каналам. Название «гондола», согласно «Венецианскому словарю» Матинелли, происходит от слова «лодочка». Она представляет собой весельную лодку асимметричной формы, длиной 11 метров и шириной метр 40 сантиметров. Один борт короче другого на 24 сантиметра. Впервые гондола появилась в конце XIII века, и никто не знает, кто ее изобрел.
Усаживают по 6 человек – такая поездка обходится каждому в 9–10 евро. Желаете кататься в одиночестве – готовьте сотню. Гондолы изготавливают вручную, их отличает своеобразный «тюнинг». Отделка салона может быть любого цвета и стиля. Снаружи все гондолы черного цвета. А когда-то их украшение было в Венеции предметом очень дорогого состязания. Но в XVI веке в республике кончились деньги, и спецуказом дожа роскошь запретили.
Несмотря на длину суденышек, гондольеры ловко маневрируют на узких каналах. Есть даже светофоры для водного транспорта. Катера в Венеции выступают в роли такси. А вот машин, мотоциклов и даже велосипедов мы за целый день так и не увидели.
Гулять по городу пешком не менее интересно, чем плавать в гондоле. Узкие улочки, в которых прячутся магазинчики и кафе, очаровывают. В витринах – изделия из знаменитого муранского стекла и многочисленные маски. Некоторые из них – настоящие произведения искусства из папье-маше, гипса и пластика, украшенные бисером, кружевами, перьями, стразами. Цена доходит до нескольких сотен евро! Но на память можно купить что-нибудь попроще. За 10–15 «у. е.». Или магнит в виде маски – всего 3 евро.
А еще в Венеции очень вкусное мороженое и кофе. Пицца же разочаровала – все-таки русский вариант итальянского блюда посытнее и поаппетитнее. В Италии пицца двух видов – с толстым коржом или с очень тонким, напоминающим лаваш. Постоянные компоненты – салями, сыр и разнообразная зелень, популярны различные виды листового салата. Показываешь приглянувшийся кусочек, его тут же разогревают в микроволновке – можно продолжать прогулку и одновременно обедать или присесть за столик.
Уезжали из Венеции с большим сожалением. Вечерний город не менее красив, чем при дневном свете. Огни домов кажутся погружающимися в воду – они постепенно растворяются в темноте. Наш путь лежал в Германию, в город Дрезден со знаменитой картинной галереей.
Елена ДОЛЖЕНКОВА, Венеция
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Андрей Захватов
8 декабря 2006, 07:32e-mail: a07-2005@yandex.ru, город: МоскваПривет, Лена!
Мне Ваша статья очень понравилась!
Я это еще летом 2004 года в Курске видел, что Вы — очень хороший журналист. И читать Ваши материалы — интересно. А когда будет про Дрезден?