Трехметровый ангел в гараже курянки
Дом жительницы Курска Лидии Резцовой не уступает богемной квартире знатного коллекционера: полки заставлены фарфором, на полу огромные полутораметровые вазы, стены увешаны картинами и иконами, за стеклом шкафа изящные статуэтки. Единственное отличие: все эти предметы не куплены на аукционах или у антикваров, а сделаны собственными руками.
Изразцы на Центробанк клеила сама
«Керамика – вечный материал», – утверждает Лидия Николаевна. Несколько лет назад у нее появилась идея украсить церковь глиняными иконами. Часть работ сейчас висит на кухне: когда смотришь на неправдоподобно тонкой работы лики, не верится, что они изготовлены вручную. То же и с фарфором. Хозяйка зовет пить чай – на столе изящный сервиз. После расспросов выясняется, это – ее дипломная работа в художественно-промышленном училище.
С украшением церкви, кстати, не получилось. И трехметровая стела с изображением архангела Гавриила, сделанная для Преображенского храма, теперь пылится в гараже. Зато скульптор участвовала в другом, еще более масштабном, проекте. «Мы с мужем делали изразцы для курского Центробанка, – говорит она. – Еще в детстве, когда бегала в школу мимо этого здания, всегда им любовалась. Оно выполнено в интересном стиле модерн, который просуществовал совсем недолго на стыке веков». С годами вся лепнина на стенах пришла в абсолютную негодность – и супругам Резцовым предложили эту непростую работу. Оказалось, изразцы уже не подлежали реставрации. Пришлось изготавливать новые – точную копию. Работа заняла 3 года. Зато вознаграждение позволило купить часть дома и съездить в Европу.
Лидия Резцова очень боится высоты, а монтировать декоративные плитки пришлось самим. «Чувствовала, как леса ветром колышет, – вспоминает она. – Помню, иногда сидела и боялась пошевелиться. А брат чуть не сорвался. Доска, на которую он наступил, неожиданно поднялась. Хорошо, что успел перепрыгнуть на другую». Лидия Николаевна говорит, что благодаря технологии высокого обжига рисунки на стенах банка сохранятся еще как минимум сотню лет. Хотя заказчики признались, что им хватило бы и двадцати.
Белую глину нашли под Курском
Керамика Резцовой, в отличие от ее фамилии, известна многим. Московский Фонд славянской письменности и культуры заказал у художницы штоф с изображением Георгия Победоносца. Ее работы есть в драмтеатре и многих Домах культуры. Большинство изделий сейчас художница помнит лишь по фотографиям – перед тем, как отдать их заказчику, старается запечатлеть на пленке. Еще больше работ просто дарит: знакомым, друзьям, родственникам. «Иногда чуть ли не со стенки снимаешь», – смеется она.
Сейчас Лидия Резцова ведет кружок лепки в одной из школ и курс на худграфе КГУ. Печку для обжига изделий складывали со студентами сами – но ее так до сих пор и не подключили. Глина, необходимая для керамики, в магазинах не продается. «Берем ее, где придется – улыбается скульптор. – Пошли на речку купаться. Племянник стал прыгать – а у него под ногами белая взвесь поднимается. Копали все вместе: муж, брат – набивали в пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты». Глину растворяют в воде до состояния жидкой сметаны и процеживают через сито. Полученную массу выпаривают на гипсовых пластах. Художница признается, что ей интереснее делать большие работы. Например, огромные напольные вазы. Они изготовлены древним способом, так их делали еще до изобретения гончарного круга: жгутами наращивается глина, пока сосуд не обретет достаточную высоту, потом отдельно изготавливаются детали оформления.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА