Золотая лихорадка на дне моря
Лондон и Мадрид в очередной раз обменялись резкими заявлениями. Объектом спора стал затонувший несколько столетий назад английский военный корабль «Сассекс». По словам историков, на борту судна может находиться до 10 тонн золота, или 3,5 миллиарда евро в денежном эквиваленте.
В свое последнее путешествие «Сассекс» – один из самых лучших британских кораблей того времени – отправился в конце 1693 года. По иронии судьбы, это был одновременно и первый серьезный морской поход 80-пушечного судна. Во главе эскадры из 12 кораблей «Сассекс» должен был выполнить ответственную миссию: доставить крупную сумму денег герцогу Савойскому.
У берегов Андалузии флотилия попала в сильнейший шторм, ко дну пошли все корабли. «Сассекс» пал одним из последних. Два дня команда судна мужественно боролась со стихией, но на третьи сутки и этот корабль затонул. Это случилось 19 февраля 1694 года.
Долгие годы никто не знал, где лежит груда золота. Место кораблекрушения удалось установить в 2001 году американской компании Odyssey Marine Exploration. Открытию предшествовали четыре года исследований. За это время были изучены 400 квадратных миль морского дна в Средиземном море. Охотники за сокровищами искали все, что хоть отдаленно напоминало затонувший корабль. Были открыты десятки затонувших кораблей. Особенно исследователи гордятся финикийским и римским судами, которые затонули более двух тысяч лет назад.
«Сассекс» нашли у берегов Андалузии на глубине 800 метров.
О находке было объявлено в феврале 2001 года, после чего начали происходить удивительные вещи. Правительство Великобритании, которому по международному законодательству принадлежат все затонувшие английские корабли, целых четыре года решало, как ему поступить с кладом. Лишь несколько недель назад Лондон разрешил американской компании Odyssey Marine Exploration поднять корабль на поверхность. Стороны договорились, что кладоискатели получат 80 процентов от первых 45 миллионов фунтов стерлингов, которые им удастся достать из морской пучины, позднее компания будет оставлять себе половину, а когда стоимость поднятого на поверхность имущества превысит 500 миллионов фунтов стерлингов, то американцы будут получать только 40 процентов. Нетрудно предположить, что делиться с американцами Великобританию заставляет отсутствие соответствующего оборудования и опыта для самостоятельного подъема «Сассекса».
Дальше – больше. Когда специалисты Odyssey Marine Exploration вновь появились на месте кораблекрушения, там их уже поджидали патрульные катера и вертолеты береговой охраны. Оказалось, что Испания не готова просто так расстаться с кораблем, полным золота. В частности, власти Андалузии утверждают, что для проведения операции по подъему судна в территориальных водах страны недостаточно только международных законов, а требуется еще и соответствующее разрешение Мадрида. Интересно, что своими силами поднять «Сассекс» на поверхность Испания, как и Великобритания, не может, поэтому ее вмешательство в операцию выглядит как недвусмысленное предложение поделиться затонувшими сокровищами.