Владимир Меньшов: «Очень нам в Курске памятник Пушкину понравился». Режиссер скончался от последствий перенесенного коронавируса
5 июля пришла печальная новость: скончался Владимир Меньшов. Причиной смерти 81-летнего режиссера, который подарил нам фильмы «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Зависть богов», стали последствия перенесенного коронавируса, сообщил «Мосфильм». В Курске Владимир Меньшов вместе с Верой Алентовой были на гастролях в декабре 2004 года, и тогда нам удалось пообщаться с великим режиссером.
Он не должен был стать режиссером или артистом. Владимира Меньшова готовили к военной карьере, а он в юности влюбился в мир кинематографа. «Я поменял вектор, который мне был предписан судьбой, – говорил он. – Понял, что без кино не выживу». Так страна получила гениального режиссера и актера: тонкого, умного, ироничного и честного.
«Моим «Оскаром» кто-нибудь орехи бы колол»
«Мы с Верой с удивлением обнаружили, что в Курске ни разу и не были, – делился тогда в беседе с журналистами «Друг для друга» режиссер. – Шли по улице Ленина. Первым делом обратили внимание на памятник Пушкину. Он нам очень понравился, неужели это курский скульптор его делал? Конечно, люди узнавали, подходили, брали автографы. Потом двинулись к Сергиево-Казанскому храму».
Владимир Валентинович рассказал нам, как так вышло, что «Москва слезам не верит» получила американского «Оскара». «Для меня это загадка, – признавался Меньшов. – Интересно, что на «Оскар» фильм предложили, видимо, сами американцы. Он прошел там и имел большой успех. Но как он туда попал, кто его выдвигал? Тогда и не мог я знать. В это время был невыездным и сидел в Москве. Донос на меня написали коллеги. Вспоминать об этом не люблю. Слишком много у нас теперь развелось жертв КГБ. Но ведь настрочили-то на меня бумагу сами кинематографисты, а КГБ только приказано было меры принять. Как я потом узнал, донесли за какую-то хреновину: не то сказал, не тем восхитился за границей. Уши вянут, когда узнаешь, из-за чего пять лет не мог выезжать за рубеж. И «оскаровская» церемония, и выдвижение, и награждение – все прошло мимо меня. Хотя картина имела успех по всему миру. Саму статуэтку «Оскара» я, кстати, тогда так и не увидел. Получил его советский атташе по культуре. Потом приз долго стоял у какого-то начальника в кабинете. Когда мне вручали «Нику», его нашли. Но только мне этого «Оскара» показали, я его у них отобрал и сказал, что черта с два кому теперь отдам. Что было правильно, потому что скоро начались перестановки, начальники бесконечно менялись, потом и Советский Союз исчез. Кончилось бы наверняка тем, что «Оскар» пропал бы и сейчас им кто-нибудь у себя на даче орехи колол».
Вопросу, можно ли считать его и Никиту Михалкова соперниками, Владимир Меньшов тогда удивился: «Да ну... Мы с ним почти не общались. «Привет!» – и разбежались в разные стороны. За все время лишь пару раз и выпили вместе, да и то не вдвоем, а в компании. Никита всегда одеяло тянул на себя, ему было скучно, если кто-то, а не он, верховодил за столом, брал роль тамады. Никита ни в чем и никогда не любит проигрывать, постоянно хочет быть в центре внимания. А меня Михалков вряд ли когда-нибудь держал за конкурента. Слишком уж мы разные. И в кино у каждого своя дорога, и успехи наши несравнимы. Никита обласкан критикой, любим властями и фестивальными жюри. Правда, лауреатом Госпремии я раньше него стал...»
«Вынужден был признаться, что актер из меня никудышный»
Владимир Меньшов всегда был человеком прямолинейным. Говорил только то, что думает. Вот и тогда, 17 лет назад, без купюр рассказал, как Никита Михалков отреагировал на его «Оскар».
– Вспоминаю рассказ Олега Янковского, который вместе с Михалковым наблюдал по телевизору за церемонией вручения «Оскаров», когда «Москва слезам не верит» приз получила, – делился историей Владимир Валентинович. – В Советском Союзе, конечно, никаких голливудских телетрансляций не было. А вот Янковский, Михалков, Гурченко и еще целая группа наших кинодеятелей оказались в Берлине на кинофестивале и решили посмотреть репортаж из Америки. Собрались в номере Никиты, ждут, пока объявят победителя в номинации «Лучший зарубежный фильм». По словам Янковского, никто не сомневался: Меньшов пролетит «как фанера над Парижем». И вдруг: «Приз вручается советской картине «Москва слезам не верит»! Олег рассказывал, что Никита буквально на глазах почернел.
– А говорите, не конкурент...
– Но я Никиту так не воспринимаю!
– А как отреагировали, когда Михалкову «Оскара» дали?
– Не скажу, что жутко обрадовался победе «Утомленных солнцем», но при встрече подошел к Михалкову и поздравил. Кстати, и Никита так сделал, когда из Берлина вернулся. Сказал: «Я очень за тебя рад, оч-ч-чень!» Наверное, его «радость» надо было делить на какую-то цифру – на шестнадцать или на тридцать два, но ведь пересилил себя, подошел... Нет, с Никитой мы не конкуренты, нет. Вот, скажем, во время учебы в школе-студии МХАТ я четыре года жил в одной комнате с Мягковым. Андрей был лидером, первым номером на нашем курсе, а я окончил учебу, наверное, семнадцатым из девятнадцати выпускников. Конечно, это било по самолюбию: Мягкова признали, он любим и успешен, а я, значит, никто, бездарь? После института Андрей резко ушел вперед, сразу попал в труппу суперпопулярного тогда «Современника», быстро получил и сыграл замечательные роли, а меня в Москве никуда не взяли, я уехал в провинцию, отмучился год в театре и вынужден был признаться самому себе, что актер из меня никудышный.
Владимир Меньшов снял всего пять картин: «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Зависть богов». И каждая неизменно собирает у экранов миллионы зрителей, а фразы давно разобраны на цитаты.
При этом он активно снимался в кино. И актер он был великолепный: ему удавались как серьезные, так и комедийные роли! «Я не понимаю, где начинается и кончается мое амплуа, – говорил он. – В последнее время я участвовал во многих проектах и играл не совсем привычные роли. Недавно исполнились мои мечты сыграть в боевике и в комедии».
СКАЗАНО
«Москва слезам не верит»
• «Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения».
• «У вас взгляд незамужней женщины» – «А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?» – «Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины».
• «А если меня что-нибудь спросят? Я ляпну!» – «И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется точкой зрения».
• «Как раз тогда, когда всего добьешься в жизни, больше всего волком выть хочется...»
• «Хеллоу! Общежитие слушает!»
«Любовь и голуби»
• «Девушки, уймите вашу мать! Людк, а Людк! Тьфу! Деревня!»
• «Помру – Ваську на поминки позову, а тебя, оглоедку, не пущу!»
• «Ах ты, сучка ты крашена!» – «Почему же крашеная, это мой натуральный цвет!»
• «Потом вышел врач, говорит: умерла, дедушка, твоя бабушка».
• «Беги, дядь Мить!»
• «Страшную весть принес я в твой дом, Надежда. Зови детей».
• «Инфаркт микарда! Вот такой рубец! Вскрытие показало».
• «Ты идешь к этой горгоне?» – «Не, я к жене».
Александра БЕРЕГОВАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1394) от 6 июля 2021 года
Деловой завтрак с Романом Старовойтом: об итогах ярмарки, генплане Курска и сакральности власти
Курский «Авангард» вернулся в ФНЛ, узнал соперников и новую формулу сезона
Куряне озолотились на первенстве и чемпионате ЦФО по спорториентированию
О перерасчете платы за вывоз мусора при временном отсутствии
Медицинский центр «Матис» в Железногорске: основные направления и преимущества