«Попавши в водомоину, сломал себе ногу»: какие дороги были в дореволюционном Курске
Во второй половине XIX века в Курской губернии была предпринята попытка массовой укладки дорог и тротуаров. Такие работы проводили вручную, за состоянием полотна в населенных пунктах следили полицейские, а в новые дороги и обновление старых вкладывались все, начиная от властей и заканчивая обычными гражданами.
«Ухабы затрудняют свободное движение»
Из архивных документов известно, что в декабре 1892 года купец Ишунин доставил в Курск кирпич «для устройства дорожек на вновь разбитых трех бульварах: близь здания присутственных мест, сквера и на Красной площади».
К слову, за несколько лет до Октябрьской революции, а потом и с приходом советов к власти, главную площадь Курска будут неоднократно благоустраивать. Одни из глобальных ремонтных работ начали осенью 1934-го: была утверждена «программа сплошного мощения площади в 10 тысяч квадратных метров – от улицы Радищева до бывшего Знаменского монастыря».
До революции в роли меценатов, которые помогали укладывать новые тротуары и дороги в Курске и уездах, выступали не только предприниматели, но и чиновники. Зимой 1886-го гласные Думы Путивля (до революции – Курская губерния) поблагодарили городского голову Ефремова «за пожертвование своего жалованья за все четырехлетие на устройство в Путивле мостовых». Также известно, что в ноябре 1887 года в Думу обратился настоятель монастыря с просьбой о «вымощении дороги от усадьбы города Льгова до реки Сейм с предложением для этой надобности 400 рублей и девяти саженей камня». Думцы были согласны на работы, но с пометкой: «Началом мощения считать место от каменной ограды Льгова на расстоянии вправо на спуске 70 саженей и на втором 50 саженей, о чем и поручить управе войти с архимандритом в соглашение».
Рассматривались властями и прошения обычных граждан, желавших устроить у своего жилья тротуары. В ноябре 1889-го Иван Бырдин просил Думу города Рыльска дать разрешение о «вымощении камнем дороги по Дублянке близь его дома и постановке фонаря». Ему отказали в просьбе, что было довольно частым явлением до революции, когда непривилегированными слоями населения поднимался вопрос об укладке новых дорог.
Впрочем, случались и исключения. В то же время Курская гордума удовлетворила просьбу жителей улицы Мещанской (ныне – Щепкина) о новой дороге: «Поручить управе во исполнение состоявшегося уже распоряжения Думы, позаботиться представлением в Думу плана постепенного замощения улиц, дабы Дума имела возможность возложить на управу мощение тех улиц города, которые наиболее в том нуждаются и к числу которых должна быть отнесена и Мещанская улица».
Стоит отметить, что состояние дорог в областном центре образца конца XIX – начала XX веков оставляло желать лучшего. Если, к примеру, улица Московская (ныне – Ленина) была замощена и выглядела опрятно, то так называемая гора Косаговского (спуск с улицы Юрьевской в Ендовище) находилась в плачевном состоянии. В марте 1903-го курская пресса отмечала, что дорога здесь, «когда-то прекрасно вымощенная, теперь пришла в невозможное состояние».
«О мостовой давно уже нет и помину, и самое полотно горы настолько размыто весенними водами, что по нему не только ездить, но даже и ходить нельзя», – писали журналисты. Они вспомнили случай с одним из курян: вечером «попавши в водомоину, он сломал себе ногу». Газеты напомнили, что «когда-то на замощение этого спуска были затрачены значительные суммы».
Об аварийном состоянии отдельных дорог и пешеходных зон столицы соловьиного края писал в 1890 году и глава губернской полиции Тит Вержбицкий: «На некоторых улицах образовались ухабы, которые затрудняют свободное движение. Поручаю господам приставам немедленно принять меры к исправлению улиц и, не ожидая напоминаний, постоянно заботиться об исправности их».
Позже на проблему обратил внимание губернатор, после чего главный полицейский приказал подчиненным «немедленно распорядиться об исправлении уличных мостовых и тротуаров». Вержбицкий отмечал: «Для правильного замощения и перемощения как улиц, так равно тротуаров и площадей, необходимо, чтобы работы по перемощению производились одновременно». Было поручено проинспектировать проблемные объекты, а также «заблаговременно обязать подписками домовладельцев немедленно исправить таковые».
«Тротуары не устраивать»
Если в дореволюционном Курске строго следили за состоянием дорог, средства выделяли как власти, так и меценаты, то в глубинке наблюдалась иная картина: о нормальном дорожном покрытии можно было только мечтать.
Дело доходило до анекдотов. Яркий пример – рассказ Антона Чехова «Самый большой город», в котором автор поднимает проблему разбитых дорог Тима. По сюжету английского корреспондента занесла «какими-то судьбами нелегкая» в городок в Курской губернии. Несколько часов иностранец не мог проехать на телеге населенный пункт, потому что дорога была усеяна «глубокими лужами и буераками».
Картина, типичная для отдаленных от центра городов XIX века и чаще связанная с отсутствием средств на укладку и ремонт дорог. К примеру, в феврале 1879 года из-за финансовых проблем в Обояни не стали «устраивать тротуаров», власти постановили оставить их «в прежнем виде».
Впрочем, нельзя сказать, что в Курской губернии совсем не благоустраивали уездные дороги. Если говорить о том же Тиме, то зимой 1882-го земская управа назначила торги в «отдачу с подряда устройства и исправления в Тимском уезде трех мостов». Подчеркивалось, что ремонтные работы должны были пройти на почтовой дороге из Тима на Старый Оскол через лог Крутой, а также на почтовой дороге из Тима на станцию Солнцево в селе Зуевка. Кроме того, собирались выполнить работы на транспортной дороге из столицы уезда на Корочу в деревне Черновец, а также обновить переправы в селах Никольское и Зуевка.
В тот же год сообщалось, что Фатежской городской управой «издержано на устройство моста на Воронежской улице, поврежденного во время бывшего наводнения 8 августа, с материалом и за работу» сумма в 277 рублей 70 копеек, то есть по современному курсу – более 400 тысяч. Для сравнения: в 1888 году на содержание «в исправности улиц, площадей и прочего» Щигров потратили 450 рублей. Там же заготовили материал для мощения шоссейной дороги, которая обошлась городу в 1600 рублей (почти 2,5 миллиона на сегодняшние деньги).
Также известно, что на январь 1890-го в Рыльской земуправе были назначены торги, без переторжки, на «устройство и исправление дорожных сооружений на суммы губернского земского сбора по Рыльскому уезду». Среди объектов значились: ледорез у моста под селом Коренево, мост на логу Роковом, мост на логу Распадня, а также «перестройка моста» через одну из рек. Кроме того, власти искали тех, кто заменит «избитые доски в половом настиле большого моста на дамбе под Рыльском». Общая сумма работ составила 2500 рублей.
Дороги из досок
Остались и документы, в которых можно прочитать о состоянии дорог в Судже. В 1886 году в городе «по некоторым улицам устроены на общественные городские суммы тротуары из досок, ремонтировка и дальнейшее устройство их по другим улицам и ныне производится». На эти работы в тот год сужданские власти потратили 142 рубля 91 копейку, что на нынешние деньги составляет чуть больше 200 тысяч рублей. Не так много, и это при том что через Суджу тогда имелся «путь на большие транспортные дороги: Курскую, Обоянскую, Рыльскую, Льговскую, Сумскую». Также известно, что в 1877-м в населенном пункте появилась каменная мостовая. Ее уложили «за счет земства и города».
В начале 1890 года на суджанском чрезвычайном уездном земском собрании было рассмотрено заявление землевладелицы Кологривовой и крестьян деревни Самсоновки о том, что «плотина, лежащая на проселочной дороге через реку Реут, пришла в ветхость и в настоящее время по случаю смерти землевладельца Кологривова, а также вследствие ухода в Томскую губернию нескольких семейств крестьян деревни Самсоновки, не может быть исправлена на средства землевладелицы и оставшихся крестьян без помощи со стороны земства». Заявительница просила выделить деньги на ремонт. Тогда собрание признало «дорогу очень ветхой для уезда», постановило передать заявление в дорожную комиссию для «возбуждения ходатайства о перечислении этой дороги из проселочной в разряд транспортных». Плотину же было рекомендовало отремонтировать на средства обратившейся и крестьян деревни, однако «с пособием от земства в 60 рублей».
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, фото Яндекс Дзен «Свой для Всех»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 04 (1422) от 25 января 2022 года
Как курский депутат в «красную зону» с чесноком и салом ходил
Солдат, убивший трех сослуживцев и ранивший курянина, отправлен в психбольницу