Курянин снялся в клипе Дениса Майданова «Чёрное море»
В последнее воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечали те, для кого «семь футов под килем» не просто слова, а пожелание благополучного плавания. С ними Бог и Андреевский флаг, а еще морская романтика и тельняшка на всю жизнь.

20-летний Андрей Новиков из села Банищи Льговского района служил «срочную» на флагмане Черноморского флота – гвардейском ракетном крейсере «Москва». Старший матрос и радиотелеграфист оказался в числе ребят, которым посчастливилось поучаствовать в съёмках клипа на песню «Чёрное море». Автор гимна черноморцев Денис Майданов устроил для парней мини-концерт, а их голоса теперь звучат в студийной записи произведения.

Премьера клипа состоялась накануне Дня Черноморского флота России 13 мая, а снимался он на крейсере «Москва» в апреле.
– Мы находились на своих боевых постах, когда к нам в радиоцентр пришел замполит и приказал отправляться в кубрик для участия в съёмках, – рассказывает Андрей. – Войдя, Денис Майданов поздоровался и рассказал, как будут проходить съёмки. Звучала фононограмма, но он и сам пел вживую, играл на гитаре. Чтобы мы не были скованными, сказал, что просто устроит для нас мини-концерт, только мы должны будем ему подпевать и крикнуть по команде: «Самый полный вперед!» Наши голоса он записал на диктофон, а потом вставил в песню. Было несколько дублей, а еще рассказ, почему он написал эту песню.
Как оказалось, Денис Майданов дружит с командующим Черноморским флотом, и тот как-то упрекнул певца в том, что он написал гимны спецназу и десантниками, а черноморцам до сих пор нет Так появилась песня «Чёрное море».

«Убийца авианосцев»
Курянин Андрей Новиков с детства мечтал прыгнуть с парашютом, но благодаря армии впервые увидел море. После 4,5 месяца «учебки» в Питере парень прибыл в Севастополь, чтобы служить на «убийце авианосцев».
Это прозвище российский крейсер получил благодаря своей ударной мощи. Основным его предназначением является уничтожение крупных вражеских судов, а также прикрытие и оказание огневой поддержки десанту или группам кораблей, осуществление противовоздушной обороны. Крейсер был спущен на воду в 1982 году, его водоизмещение составляет 11500 тонн, длина – 186 метров, ширина – 21 метр, высота – 42,5 метра. Эту махину обслуживает экипаж из пятисот человек, в автономном плавании крейсер может находиться минимум 30 суток. На корабле есть музей и православный храм.
– Поднявшись на корабль, конечно, я испытал гордость за наш флот! – говорит Андрей. – Переживал, что может появиться морская болезнь, но этого не произошло. Первое время в плавании голова была чумная, но потом привык и не замечал, что нас слегка качает Купаться или нырять с борта запрещено, как и без дела ходить по кораблю.
Нырнуть в море Андрей смог лишь во время учений, когда отрабатывали погружение и посадку в спасательные плоты. Было это зимой, поэтому облачались в гидрокостюмы.
Режим дня на корабле не такой, как у сухопутных. Сон с 11 вечера до 6 утра, пятиразовый приём пищи – это когда в плавании, и четырехразовый – когда на причале.
– Кормили очень вкусно, даже белый хлеб нам пекли, – продолжает Андрей. – Коки – тоже срочники. На завтрак обязательно и только каша, на обед – супы, гарнир на выбор, мясные блюда, причем всё жареное или запеченное. На ужин подавали снова гарнир, но с рыбой, салат. За два часа до отбоя и на второй завтрак мы пили чай с молоком и печеньем.
Зема, голяк и обрез
Все команды на корабле дают по радио, а выполняют их под музыку. Обязательно звучит гимн РФ. После физзарядки, водных процедур и завтрака наступает время малой приборки: она длится полчаса, и у каждого своё заведование (участок). Вообще, словечек немало интересных в морском обиходе.
– Я быстро выучил, что, например, переборка – это стенка, подволок – потолок, палуба – пол, зема – новобранец, обрез – ведро, а голяк – веник, – смеется Андрей. – Вот с морзянкой было сложнее
Экипаж корабля, по его словам, поделен на службы и боевые части. Льговчанин служил в боевой, можно сказать, элитной службе, радиотелеграфистом и докладчиком сообщений, пришедших по засекреченной связи. Донесения матрос Новиков передавал офицерам и лично командующему крейсером гвардии капитану I ранга Антону Валерьевичу Куприну. Связисты работали три смены в сутки по четыре часа, остальное время – на отдых.
Каждое утро на крейсере проходила церемония поднятия андреевского флага и гюйса – флага, обозначающего ранг корабля. А присягу Андрей Новиков давал дважды: первый раз в Питере, в «учебке», второй – уже на крейсере. Традиционное же посвящение в моряки, или «оморячивание», произошло во время первого выхода в море.
«Земли почти не видели»
– Это было в марте. Крейсер вышел в море на ходовые испытания после ремонта, – рассказывает Андрей. – Я нёс вахту в радиоцентре, принимал команды морских маневров, а потом прозвучало объявление – построиться для посвящения в моряки-надводники.
После поздравлений командования парни по традиции пили морскую воду и кричали: «Мама, мама! Я – моряк!»
Пройдя успешно ходовые испытания, крейсер ушел в дальний поход в Средиземное море, начались военные учения у вод Тартуса, второго по величине порта Сирии.
– Нам выдали тропическую форму (бежевые шорты и рубашки), – рассказывает Андрей, – шли через проливы Босфор, Дарданеллы, Эгейское, Мраморное моря, потом ходили вокруг Крита в Средиземном море, довелось увидеть Кипр и Грецию, а еще поучаствовать в учебной операции по вытеснению британского авианосца «Королева Елизавета» из наших территориальных вод у берегов Крыма.
6 июля крейсер «Москва» вернулся в Севастополь, а спустя два дня Андрей Новиков получил приказ о демобилизации. Домой он уходил в звании старшего матроса, которое ему присвоено за отличное выполнение своих обязанностей. Курянин награжден памятными медалями «За участие в параде» и «За службу на ГРК «Москва». Но совершенно неожиданной наградой для него стало участие в съёмках клипа Дениса Майданова на песню «Черное море».
Ольга СТРЕЛЬЦОВА


