Легендарный ансамбль Игоря Моисеева познакомил Железногорск с народной классикой
В очередной раз благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» приготовил подарок для жителей Железногорска. В течение трех дней, 26, 27 и 28 марта, во Дворце культуры Михайловского ГОКа шли концерты легендарного Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Впрочем, артисты не ограничились лишь выступлениями. На свои репетиции они пригласили детей, занимающихся в хореографических студиях. Судя по восторгу на лицах юных танцоров, после совместных занятий они решили во что бы то ни стало стать артистами всемирно известного балета.
Танцы, зажигающие кровь
В свое время Игорь Моисеев говорил: «Что такое народный танец? Это немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он румянит щеки, зажигает кровь». И в этом могли убедиться не только жители Железногорска. Гастрольный график прославленного коллектива охватывает все города присутствия компании «Металлоинвест». Каждый номер восхищал и удивлял: высокая техника исполнения, сложные хореографические комбинации, артистизм и невероятная энергетика, четкие перестроения и даже акробатические трюки. Все это фирменный стиль моисеевцев.
– В первую очередь хочу поблагодарить Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», который является постоянным партнером нашего коллектива, за организацию этих гастролей, – заметила художественный руководитель ансамбля, народная артистка России Елена Щербакова. – И особая благодарность Алишеру Усманову – одному из немногих российских меценатов, которые дарят людям любовь и добро. Именно то, что несет наше российское искусство.
У нас уникальные писатели и композиторы, есть уникальный классический балет. Но это искусство не для всех, а искусства народного танца и созданного Моисеевым жанра народно-сценической хореографии нет нигде в мире. Все ансамбли, которые затем появились в нашей стране и за рубежом, были созданы по модели коллектива Игоря Моисеева. И большое счастье, что мы приехали в Железногорск. Это не пустые слова – стыдно, что мы живем в одной стране, а видят нас только по телевизору и знают лишь несколько номеров – «Яблочко», «Гопак», «Партизаны»... А у нас в репертуаре 200 произведений, поставленных уникальным хореографом Игорем Моисеевым, который перенес народный танец на профессиональную сцену.
В Железногорск ансамбль привез программу «Классика Игоря Моисеева», в которую вошли «Коробочка» и «Травушка» из сюиты старинных русских танцев, городская кадриль, калмыцкий танец, «Яблочко», «Хора», «Сиртаки», танец бессарабских цыган, аргентинское «Гаучо», «Гопак»... Некоторые номера были поставлены еще в 1937 году. И что удивительно, хореография не потеряла своей актуальности. «Сегодня уже седьмое поколение артистов танцует репертуар великого мастера, – продолжает Елена Александровна. – Наша задача – сохранить традиции. И благодаря школе танца, которая существует при ансамбле, нам это удается. Моисеев ее открыл во время войны в 1943 году. Он уже тогда был уверен: будет Победа и нужно готовить собственные кадры для ансамбля».
Особый народ – моисеевцы
Денис Панков, заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики, как и большинство артистов ансамбля, закончил школу танца Моисеева. «Основополагающим принципом этого учебного заведения является преемственность поколений, – говорит он. – Это кузница кадров! Педагогов, которые в свое время были артистами нашего коллектива, Игорь Александрович выбирал сам, будучи уверенным, что все свои знания они передадут воспитанникам. Однако в школе преподают не только наследие великого Моисеева. Ученики изучают различные танцевальные направления, занимаются актерским мастерством и получают музыкальное образование. Это очень важно, поскольку в репертуаре есть номера, во время которых артисту приходится играть на инструментах. Например, в «Яблочке» виртуозное соло на баяне зрители всегда приветствуют аплодисментами».
– Это помогает еще лучше понимать и чувствовать музыку, – дополняет слова Дениса Панкова Юлия Шутова, артистка балета. – Это важно и для духовного развития подрастающего поколения.
Набор в школу при ансамбле проходит раз в пять лет. Детям в возрасте 12–13 лет необходимо пройти три тура – оцениваются физические возможности, способности к танцу, артистизм... «По результатам этих испытаний самые талантливые зачисляются в школу, – замечает артистка балета Игоря Моисеева Юлия Стеблецова. – Помню, как я мечтала поступить в школу Моисеева. Конкурс был просто невероятный – педагоги никак не могли определиться, кого брать, и даже устроили четвертый тур! На всех творческих испытаниях присутствовал Игорь Моисеев и это было, пожалуй, главным испытанием для нас! Все, кто прошел эту школу, уже не представляют своей жизни без ансамбля и с гордостью называют себя моисеевцами.
– Так кто такие – моисеевцы?
– Прежде всего, это особый народ, – улыбается Юлия. – Мы – фанаты своего дела, живем и дышим танцем. Нас отличает требовательность к самому себе, самодисциплина, никогда не останавливаемся на достигнутом и ответственно относимся ко всему, что делаем.
«В искусстве нужно стремиться к совершенству»
Игорь Моисеев говорил: «Из моей жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Восемь месяцев в году мы проводили на гастролях и большей частью – за рубежом. На нашу долю выпал первый и самый шумный успех». Ансамбль с гастролями побывал в 65 странах мира. Игорь Александрович ушел из жизни в 2007 году, двух месяцев не дожив до 102 лет, но дело всей его жизни продолжает жить благодаря его ученикам. Шедевры, созданные мастером, по-прежнему приводят в восторг зрителей всего мира.
– Ваш коллектив объездил весь мир. А есть ли отличие между зарубежным и русским зрителем?
– Люди везде одинаково реагируют на настоящее искусство, – замечает Елена Щербакова. – Когда я была артисткой ансамбля, а пришла я в него в 16-летнем возрасте, нам было очень приятно представлять Советский Союз за рубежом. И невероятная гордость была за свою страну, когда тебе стоя аплодируют в Гранд-опера в Париже, Ла Скала в Милане или Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В советское время мы редко бывали в Москве, нас посылали в разные точки мира – налаживать дипломатические отношения.
Искусство Игоря Моисеева объединяет народы. А сейчас мне безумно приятно, когда наши артисты работают в России. Ведь Игорь Моисеев не просто уникальный балетмейстер! Он философ, режиссер, актер, грандиозная личность. В его номерах всем все понятно, где бы мы ни выступали: на Мадагаскаре, в Париже, в Магадане... Перевод не требуется. Сейчас, к сожалению, многие балетмейстеры ставят танцы, и совершенно не понятно, что они хотели этим сказать. Просто набор движений. Игорь Александрович никогда не копировал, он брал у народа характер, темперамент, детали костюма... И, конечно, главную роль для него играла музыка. Своим воспитанникам он всегда говорил: «Не танцуй под музыку, а танцуй музыку». Прежде чем ставить номер, он тщательно выбирал музыкальный материал. И мы – единственный в мире ансамбль, у которого есть малый симфонический оркестр. Это тоже уникальное явление.
«Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским деревням, – рассказывал в одном из интервью балетмейстер. – Навстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось, о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут песни и пляски. Так я сделал танец под названием «Бульба». Когда лет через пятнадцать я снова побывал в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою «Бульбу». Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: «А он у нас всегда был». Если твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, это ли не высшая форма признания!»
– Так в чем уникальность ансамбля Моисеева?
– В том, что за 78 лет не было ни одного провала, – говорит Елена Щербакова. – Всегда – полные залы. Помню, в 70-е годы во время наших выступлений в Москве у входа в концертный зал имени Чайковского дежурила конная милиция. Достать билеты было невозможно. Еще одна особенность – здесь нет солистов. В свое время Игорь Моисеев говорил: «Выгоню любого, кто возомнит себя солистом!» И это по-прежнему остается незыблемым правилом.
– Говорят, любимой фразой Игоря Моисеева было: «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете...»
– Только на днях ее употребляла, – смеется Елена Александровна. – Никогда в жизни он нас не хвалил. Лишь однажды это было – во время концерта, посвященного 90-летию Игоря Александровича, он обратился к зрителям со сцены: «У меня есть крылья». Сделал паузу... «Вот они», – и показал на нас. Это был первый и последний раз. Не могу сказать, что Моисеев был груб – он был очень требовательный и строгий. Но таким же требовательным он был и к себе. Ни разу в жизни не опоздал на репетицию. Ни на минуту! Я артистов ансамбля хвалю чуть чаще. Но не могу быть довольна всем – к чему же тогда стремиться? А в искусстве нужно стремиться к совершенству, по-другому нельзя!
На правах рекламы
Марина ВЕБЕР