Что значит символика «Последнего героя»
Снова в телепрограмме мелькает уже привычное название «Последний герой». Некоторые сцены, неизменно сопровождающие каждую передачу, имеют интересный смысл, если рассмотреть их, скажем, с точки зрения мифологии.
Почему именно остров? Почему обереги команд называются непривычным словом «тотемы», а голосования проходят только ночью? Какую символику несут огонь и немного жутковатые музыкальные аранжировки, напоминающие молитвенную песнь первобытных племен. Интуитивно подсознание выдает ощущение дискомфорта. На уровне же здравого смысла не понятно, откуда это чувство. Попробуем разобраться.
Игроки высаживаются на остров. Он выбран создателями проекта местом проведения игры не случайно, ведь в шоу используется смешение верований: от еврейского мистицизма до поверий языческих племен. Именно остров – стартовая точка всей мистической подноготной «Последнего героя».
ФАКТ ПЕРВЫЙ. Остров символизирует пристанище мертвых по многим верованиям древних народов. Пример тому – известный древнегреческий миф о Геракле. Он отправляется в царство Аида (повелителя ада), окруженное водой реки Леты со всех сторон, и (что вполне естественно) находится очень далеко от мира людей.
ФАКТ ВТОРОЙ. Кроме экзотики и островного быта, самое интересное и таинственное происходит на церемонии голосования. Все герои в определенное время приходят на «совет племени». У каждого в руке два шара: черный и белый. По многим верованиям, белый цвет символизирует жизнь и счастье, а черный – смерть, печаль и горе. Подсознательно становится ясно, что на стороне оставшихся участников «жизнь», а выбывший олицетворяет «смерть». Его увозит с острова лодка. На языке символов это означает, что человек, находящийся в ней, «уходит в небытие», навсегда исчезает из мира людей, уходя в мир теней. Тот же смысл дублирует другой ритуал: когда ведущий прощается с выбывшим, гася его факел. И этот элемент тесно связан с обрядами, посвященными таинству смерти. Даже на современных кладбищах можно увидеть надгробия с изображением погашенного или перевернутого факела, он символизирует угасшую жизнь человека. Создатели «Последнего героя» делают яркий акцент на символике смерти в игре.
ФАКТ ТРЕТИЙ. Важный атрибут шоу – тотемы. Не все знают, что это такое. Тотемы (или обереги) известны с глубокой древности. Люди верили, что определенное животное покровительствует конкретному племени, оберегает его от бед и невзгод. Как правило, названия этих зверей было запрещено произносить вслух. Поэтому сейчас нельзя с точностью сказать, что, например, именно медведь – истинное «прозвище» животного, ведь это означает лишь «ведающий, где находится мед». В русских народных сказках встречается много других названий: косолапый, Михайло Потапыч, Топтыгин и др. Тотемы зверей в древности считались покровителями. В игре они сохранили свое свойство: получение тотема продлевает человеку участие в программе или позволяет перенести совет племени на три дня.
В пятом шоу появилась оригинальная символика. На площадке для голосования на земле начерчен треугольник, заключенный в круг. Согласно еврейскому мистицизму – кабалистике, этот символ оберегает от злых чар и духов (логично для «острова мертвых»). Вершины треугольника могут означать троицу богов (отца, сына и святого духа), а круг, вероятно, служит для удержания благословенных сил и защиты от черной магии. Такая вот расшифровка.
ФАКТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Всю игру в целом можно приурочить и к таинству инициации – обряду, присущему древним племенам. По достижению определенного возраста юношу ждали испытания (в действе участвовали только мужчины и старейшины): показ навыков охоты, физической выносливости (подчас это были просто пытки), нанесение татуировок. Если он справлялся, становился посвященным не только во все тайны племени, получал другое имя, символизирующее новое рождение, возможность иметь семью и обзаводиться потомством – то есть поднимался на новую ступень в жизни. Во время испытаний юноши раскрывали свой внутренний мир, показывали лучшие или худшие качества. В случае поражения слабого члена племени изгоняли.
Наверное, не все пункты инициации можно отнести к реалити-шоу, но суть древнего обряда сохранена. Как и в древности, игроки племен проходят испытания. Побеждая, остаются в команде. Если проигрывают, выбывают. Можно увидеть и их внутреннее «я»: участники остаются перед зрителями как бы без одежды. В ходе шоу обнажаются позитивные и негативные стороны, мнение о многих меняется. Иногда не в лучшую сторону. Самый слабый должен уйти