Как в курских школах сдавали экзамены
Все началось с введения оценок: в 1837 году в России повсеместно приняли «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях». Именно тогда появилась пятибалльная система. Правила оговаривали экзамены для перехода в следующий класс и на выпуск из гимназии. Конкретное количество экзаменов в документе не устанавливалось, но нужно было сдать самые важные тогда предметы: Закон Божий, российскую словесность, латинский и греческий языки, арифметику и алгебру.
Требования к гимназистам
В XIX веке для поступления в высшее учебное заведение нужны были дополнительные испытания. Их могли отменить, если выпускник отлично сдавал все экзамены и при наличии положительных рекомендаций с места учебы. Такая система сохранялась при императоре Николае I и несколько позже – новые гимназические правила были приняты при Александре II в 1864 году.
Новый устав разделял гимназии на классические и реальные. В классических основательно изучали древние языки, а выпускники могли поступать в университеты без дополнительных испытаний. В реальных – упор делали на точные и естественные науки, а поступление в университеты было сложнее – тем самым стимулировалось поступление в высшие технические заведения, где экзамены были проще. Страна все больше нуждалась в инженерных кадрах.
Требования для приема в гимназию: ребенок должен был уметь читать и писать по-русски, знать главные молитвы, уметь совершать простейшие арифметические действия (сложение и вычитание), знать таблицу умножения, быть не младше 10 лет, не иметь медицинских противопоказаний и иметь возможность своевременно оплачивать обучение. Хотя для детей из бедных семей, у которых были успехи в учёбе, существовали специальные стипендии.
Экзамены были платными: за полтора месяца до них нужно было заплатить 10 рублей (в пользу экзаменаторов). Сдавать экзамены могли не только гимназисты последнего класса, но и предпоследнего, в этом случае к ним предъявлялись особые требования по успеваемости, а еще посторонние, учившиеся в других гимназиях. Каждое прошение об экзаменации обсуждалось: рассматривали поведение молодого человека, его нравственные качества, успехи в учебе. Тогда же принималось решение о допуске до испытаний.
Экзамены сдавали по Закону Божьему (устно), русскому языку (письменно), греческому языку и латыни (устно и письменно), математике (устно и письменно), истории (устно).
Экзамены начинались в 10 часов утра. Комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей образовательного округа. Приносить с собой на экзамен можно было только таблицу логарифмов (естественно, для экзамена по математике). Письменные принадлежности и бумага выдавались на месте, каждый выпускник находился под постоянным надзором комиссии, покидать зал было нельзя (при необходимости учеников выпускали поодиночке, все бумаги на это время сдавались экзаменатору, и на них делалась отметка). За неделю нужно было сдать все письменные экзамены, потом день проверки, и только после этого переходили к устным.
Испытания по российской словесности длились пять часов: за это время нужно было написать полноценное сочинение, посвященное заданной теме, которые варьировались в зависимости от особенностей региона: так, в Казанской губернии могли спрашивать о значении Волги в истории России, а в Петербурге – о чертах творчества Жуковского и Пушкина. Тематические формулировки могли содержать исторические или этические вопросы, русские поговорки и пословицы.
Экзамен по математике содержал четыре задачи: уровень их сложности варьировался от подготовки учеников в конкретном регионе. Вот пример задачи по алгебре, которую должны были решить гимназисты-выпускники в Петербургском образовательном округе: «Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1-й член равен 200, 10-й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 – 7x + 10 = 0. Найти эти дроби».
На экзаменах по древним языкам нужно было переводить тексты, знать грамматику и синтаксис, понимать «философские сочинения Цицерона, сочинения «Метаморфоз» Овидия, «Энеиды» Вергилия, од, сатир или посланий Горация».
Требования к экзаменам по Закону Божьему и истории были довольно размыты. Большой упор в проверке знаний по истории уделялся Древней Греции, Древнему Риму и российской истории.
В 1899 году министр народного просвещения Николай Боголепов отменил переводные экзамены, сделал изучение древнегреческого языка необязательным (как и экзамен по нему), изменив учебные планы в пользу точных и естественных наук.
После революции
Октябрьская революция 1917 года принесла в страну множество новшеств. В корне преобразовалась и вся система школьного образования. Ей на смену пришла Единая трудовая школа – декрет о ее создании вышел в 1918 году.
В документе было прямо указано: «Все экзамены – вступительные, переходные и выпускные – отменяются». Декрет создал две ступени Единой трудовой школы – сначала на пять лет, потом еще на четыре года. Спустя пару лет появились рабочие факультеты (рабфаки), ускоренно готовившие крестьян и рабочих к учебе в институте. Выпускники поступали в вузы без вступительных экзаменов. Впрочем, если выпускник принадлежал к «неправильному» социальному классу, то поступить ему было очень сложно: детям дворян, купцов, священников приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы скрыть свое происхождение.
Полноценно выпускные экзамены вернулись в годы Великой Отечественной войны. В университетах не хватало абитуриентов – сказалась не только война, хотя она была первостепенным фактором, но еще и введенное в 1940 году платное обучение в школе и университетах. В первые годы войны университеты принимали абитуриентов фактически без каких-либо вступительных испытаний.
9 октября 1944 года нарком просвещения СССР утвердил правила проведения экзаменов на аттестат зрелости. Во многом новая система следовала гимназическому уставу. Чтобы получить допуск к экзамену, по всем предметам необходимо было иметь оценку не меньше тройки (не считая пения, черчения, рисования). Можно было сдавать экзамены экстерном. Темы для сочинений, задачи по математике и другие экзаменационные вопросы присылались в школы из ОблОНО. Времени на письменные экзамены отводилось столько же, сколько и до революции – пять часов.
Экзамены, которые сдавали советские школьники после 1944 года: русский язык, литература, математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, химия, история (история СССР, новая история), иностранный язык. Тем же постановлением вводились и переводные экзамены в средней школе: теперь, чтобы перейти в следующий класс, необходимо было сдать экзамены по пяти-шести предметам.
В 1950-е создана трехступенчатая система поступления абитуриентов в вузы. Все они были поделены на три категории: принимавшиеся без экзаменов, без конкурса (если сдавали вступительные экзамены) и принимавшиеся на основе конкурса по итогам экзаменов. Поступить в университет во второй половине 1950-х было сложнее, чем в послевоенные годы. Было место и хитростям, и блату, и мошенничеству – словом, поступление в вуз в советское время не всегда было простой задачей.
Традиции от Ломоносова
Интересно: практика, чтобы школьный экзамен давал право на поступление в университет, восходит еще ко временам Михаила Ломоносова. Именно он создал в 1755 году в Москве гимназию как школу подготовки к вузу. Экзаменов для гимназистов тогда запланировали много. Ученики, как современные студенты вузов и ссузов, сдавали зимнюю и летнюю сессии. В своем «Проекте регламента академической гимназии» Ломоносов писал: «Каждый год должны производиться дважды переводы из низших классов в высшие и из высших в студенческий класс. Первый должен происходить в начале нового года, второй – в начале июля».
К слову, в XIX веке выпускникам гимназий можно было и не идти в высшую школу, а сразу после выпускных экзаменов стать учителем или чиновником. То есть гимназия готовила учеников к реальной жизни, которая вполне могла начаться сразу после выпускных. В гимназии не только обучали азам наук, но и готовили учительские кадры. Совет гимназии проводил экзамены и выдавал желающим свидетельства на право поступления в университеты, институты или присваивал звание уездного учителя для училищ всех видов. Тот же совет принимал экзамены у чиновников по особой программе и выдавал аттестаты на продвижение в чинах.
В Курске в свое время действовали еще и женские гимназии. Самая престижная из них – Мариинская. В ее перестроенном здании сейчас размещается главный корпус Курского госуниверситета. Практика переводных экзаменов была и в женских гимназиях. При этом по постановлению педагогического совета в высший класс без экзамена могли переходить «только отличные по успехам и поведению ученицы, имеющие полные баллы по каждому предмету». Переводные испытания проводились во всех классах за исключением первого и второго. В 3–4-х классах девочки писали диктант и решали арифметическую задачу, в 5-м классе – сочинение, в 6-м классе – письменную работу по алгебре. Были и устные экзамены: в 3-м классе – по истории и географии, в 4-м классе – по русскому языку, арифметике, истории, в 5-м классе – по Закону Божию, истории и естествоведению (из курса 4-го и 5-го классов), в 6-м классе – по Закону Божию и географии. После окончания гимназии девушки могли работать учительницами. Лучшие ученицы поступали и успешно учились в вузах.
Приметы об экзаменах
Таковые существовали всегда – еще, пожалуй, со времен бурсы. Скажем, существовало гимназическое поверье, что перед экзаменом нужно найти портрет ученого (писателя) и потереть ему нос для хорошей оценки.
По дороге в школу надлежит наступать на все небольшие камушки на дороге, но не откидывать их.
Обязательно отправить перед собой отвечать отличника, а когда он сдаст экзамен на «5», пожать ему руку.
Чтобы не сглазить человека, который отправляется на тест, его нужно не хвалить и успокаивать, а ругать. Участвовать в этом ритуале могут как близкие, так и просто знакомые. Однако примета гласит, что результат будет обратным, если человека называют «дураком» либо другими словами, которые указывают на его низкие умственные способности.
Накануне экзамена не рекомендовалось стричь ногти и волосы, мыть голову.
Если на неделе несколько экзаменов или началась сессия, то ходить на все тесты нужно в одной и той же одежде.
Накануне экзамена запрещалось зашивать вещи, так как можно «зашить память» – забыть всё, что было известно ранее.
Возвращаться – плохая примета. Если пришлось-таки вернуться, посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь отражению и поправьте какой-либо элемент одежды.
Выветрятся полученные знания, если помоете пол, подметете его либо вынесете мусор накануне, оставите открытыми учебники и тетради.
Суеверие гласит, что весьма плохой знак – наступить на крышку люка. Это предупреждение о неудаче.
Обязательно прикоснитесь к какой-нибудь деревянной поверхности, чтобы отдать негативную программу.
Ни в коем случае не ссорьтесь с кем-либо накануне важного события, так как израсходуете слишком большое количество энергии, которая вам понадобится в будущем.
Все студенты должны запомнить самую главную примету – на сессии, если 1-й экзамен сдан на «отлично», зачетку никому показывать нельзя – обязательно сглазят.
Перед экзаменом не надо пользоваться чем-то «халявным». Например, купоном на бесплатное питание, проехать в транспорте зайцем, позволить кому-то заплатить за себя. Копите удачу для важного момента.
Если верить приметам, то воронье карканье, услышанное по дороге на экзамен, предвещает неудачу. Однако его можно нейтрализовать, каркнув в ответ. Не бойтесь, что вас кто-то услышит.
Если у вас есть какие-то личные приметы, особенные талисманы, помогающие только вам, никогда и никому о них не рассказывайте, так как эти приметы перестанут для вас работать.
Как все просто, не правда ли? Откуда же тогда берутся двоечники?!
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 22 (1493) от 30 мая 2023 года
«Авангард» обыграл «инопланетян» и вернулся в квартет лидеров
Фехтовальщики завоевали награды на международном турнире в Уфе