Пили, ели, танцевали, погибали в «кулачках»: как куряне отдыхали в XIX веке
К концу XIX века Курск становится одной из культурных провинциальных столиц Центральной России. Пусть город выглядит невзрачно, зато есть свой театр, прекрасные Лазаретный сад и Общественный клуб. Те же, кто хочет более разгульного отдыха, могут посетить десятки питейных заведений, где играет живая музыка и поют хоры. В противовес Курску – уезды. Там развлечений для селян не так много. Иной раз все сводится к народным игрищам, а иногда к пьянкам и, если можно так сказать, контролируемому насилию – кулачным боям.
Из потех – «музыка органов и машин»
Трактир, харчевня, ресторан, иные питейные заведения стали популярнейшими местами «некультурного» досуга взрослого населения Курской губернии. По данным на 1886 год, только в областном центре работало не менее 47 злачных заведений. Они размещались повсеместно, однако самые популярные находились на улицах Луговой, Херсонской (ныне – Дзержинского), Гостиной, Сергиевской (Горького), Московской (Ленина), Богославской площади (сегодня парк имени Дзержинского), Бурнашевской площади (в народе – «Барнышевка») и других. К примеру, только на улице Гостиной базировалось пять трактиров.
«Устройство» таких мест жестко регламентировалось. В Курске питейным признавалось «открытое для публики помещение, в котором производится обязательно продажа горячей пищи, чая и крепких напитков, распивочно и навынос». Для Белгорода, который до Октябрьской революции входил в Курскую губернию, уточнялось, что в трактирах, помимо спиртного, должны подавать «кушанья не менее двух сортов».
В каждом уезде губернии утверждались свои правила для кабаков, однако чаще они перекликались с питейным уставом Курска. Общим для всех оставались: примерный метраж заведения, оформление меню, правила продажи спиртного, подбор персонала («прислуга должна быть мужская», а при кухне, в буфете или номерах «может быть прислуга и женская»), оформление вывесок. В названиях обыгрывались как имена владельцев (например, ресторан «Г. Э. Мо» в Курске), так и близкие к современным наименования (трактиры «Встреча всех друзей», «Америка», «Синоп» в Судже). Такие питейные заведения могли начинать работу в 6 утра и закрываться в полночь. Рестораны открывались на несколько часов позже, «гудели» до 2–3 часов ночи.
Согласно правилам, утвержденным Курской гордумой весной 1885 года, трактирное заведение в столице соловьиного края с горячим меню должно было иметь не менее трех комнат, кухню с плитой. В помещении, где отдыхали горожане, использовалась приспособленная для питейного мебель (столы, стулья), только хрустальная и фарфоровая посуда, «чайное белье». Там, где шла торговля спиртным на разлив, владельца обязывали обустраивать туалет, в противном случае власти могли не выдать разрешение. Впрочем, проверяющие с пониманием относились к недочету, позволяли открыться в новом сезоне и без отхожего места, но с обязательным условием устроить ретираду в кратчайшие сроки, как, к примеру, было в случае с мещанином Поповым, владельцем харчевни на улице Москалевской (ныне – Почтовая) в 1886 году.
Развлечения, практикуемые в курских трактирах, были скудны по сегодняшним меркам. Создается впечатление, что люди в них шли именно есть и пить, что считалось досугом. Можно понять почему: основные посетители – средний, если говорить по нынешним временам, класс (мещане, иногда средней руки дворяне), а также низы (рабочие, крестьяне, солдаты). В отдельных уездных питейных заведениях запрещались «всякие игры», за исключением бильярда, однако «бильярдная же игра может быть допущена в отдельной, исключительно предназначенной для этого комнате».
«Музыка органов и машин» разрешалась, как, впрочем, и выступления оркестров, но последнее «только по особому разрешению полиции». В отдельных случаях для трактиров накладывался запрет на выступления хоров. Также строжайше запрещалось выпивать около трактиров, а иногда и входить в заведение в пьяном виде: на усмотрение владельца перебравших не впускали. Известно, что зимой 1891-го в деревне Ниновке некий Кобзев, «как пьяный остался в санях», а его товарищи пошли кутить в местный трактир. Пока друзей не было, курянин стал жертвой грабежа: братья Бавыкины, вышедшие из кабака, «сдавили ему шею, отчего у Кобзева остались царапины», отняли деньги, которые пропили в соседнем селе.
Такую картину трудно было представить в ресторане «Континенталь», работавшем в конце XIX века в Курске. В элитарном заведении с живой музыкой, где пел цыганский хор, были вечера «русской капеллы». Работал ресторан с 10 часов дня до 3 часов ночи. Здесь ежедневно подавались завтрак, обед и ужин. Ресторан имел «много удобных и хорошо обставленных кабинетов», а для «семейных» посетителей («господа в браке») имелся отдельных вход, дабы лишние глаза не видели гостя, входящего в заведение. По понедельникам и четвергам в «Континентале» подавали фирменные блюда: пельмени по-сибирски, блины.
«Домашняя кухня под управлением самого хозяина» была во французском ресторане господина Мо, что на Московской улице. В заведении играли на бильярде, можно было заказать «русские и иностранные вины, водку разных сортов», а также пиво завода Вильма, который являлся поставщиком императорского двора. Здесь также был «для семейных особый парадный вход».
Гуляния в Лазаретном саду
Были в Курской губернии и трезвые развлечения. Областной центр посещали цирковые труппы, работали театр, можно было сходить на выступления оркестра народной музыки и симфонического оркестра. Большую роль в жизни курян играл и Общественный клуб, куда шли на танцы, театральные постановки, концерты. Так, 29 декабря 1889 года в клубе состоялся танцевальный вечер для детей. Как отмечали журналисты «Курских губернских ведомостей», «вечер очень удался, танцующей молодежи было очень много». Мероприятие затянулось до полуночи, а по его завершении «детям было предложено угощение».
Схожие вечера проводили и для взрослых. Например, 31 декабря 1891-го в Курском военном собрании состоялись «семейно-танцевальный вечер и встреча Нового года». Билет для «действенных членов и постоянных гостей» стоил 1 рубль (около 1,5 тысячи на современные деньги), «прочим посетителям-мужчинам» 2 рубля, а для дам – 50 копеек «за право входа». На вечере подавали шампанское и десерты.
Одним из популярных общественных пространств дореволюционного Курска был Лазаретный сад (ныне – улица Семеновская). Изначально парк «держали при богоугодных заведениях», планировали здесь «устроить ботаническое отделение для разведения лекарственных растений и трав». Позже поднимался вопрос о продаже места частному лицу, но власти не сделали этого, так как «сад сей составляет единственное место, куда соединяется вся публика в праздничные дни, следственно, и уничтожение его было бы неудобно».
В архивах находим следующий отзыв одного из курян, который отдыхал в Лазаретном: «В саду были гулянья и празднества, и Демидов (губернатор, – ред.) приказал в сад бесплатно пускать всех, в том числе и низшие классы населения».
По праздникам здесь запускали фейерверки, устраивали иллюминации. В ротонде парка организовывали танцы, сад «всегда был переполнен гуляющими, слушавшими прекрасное исполнение двух оркестров военной музыки».
На территории Лазаретного работал и театр. Как пишут СМИ тех лет, летом 1890 года в парке давали пьесу «Майорша» русского драматурга Ипполита Шпажинского. Уточнялось, что «пьеса была разыграна довольно удовлетворительно», а «лучше всех играл господин Галицкий в роли арендатора мельницы».
«Промахов относительно естественности в исполнении было допущено немного. Неудачно, по нашему мнению, прошла роль старого майора, в особенностях в первых действиях», – подытоживали журналисты.
Также среди публичных мероприятий большой интерес представляют бега на курском ипподроме, а в конце XIX века и велосипедные гонки. В апреле 1892-го в Курске зарождается общество велосипедистов-любителей. Весной того же года в саду усадьбы князя Юсупова (улица Московская) обустраивают первый циклодром «с кругом в 85 саженей». Тогда велогонками в областном центре увлекались чуть больше 30 человек. В 1894 году на местном ипподроме прошли первые междугородние соревнования, в которых участвовали спортсмены из Курска, Орла, Белгорода, Киева, Харькова.
Игра в орлянку и убийственные горки
В отличие от городского населения, избалованного развлечениями, курские крестьяне конца XIX века отдыхали скромно. Среди молодежи практиковались посиделки, которые исследователи делят на рабочие (капустники, супрядки) и с элементами массовых гуляний (беседы, игрища). Сельские парни и девушки собирались компаниями, делились новостями, планами, обсуждали местных, говорили «про старину». На таких сборах нередко формировались будущие супружеские пары («каждый из участников посиделок мог создать впечатление о себе и присмотреться к другим»). Отмечено, что «вечеринки бывали обыкновенно по вторникам и воскресеньям, а в понедельник и в среду тогда, когда в эти дни случался праздник». Расходы на вечер брали на себя парни, а хату для посиделок нередко снимали (платили за аренду как деньги, так и могли в качестве платы предложить владельцу помощь по хозяйству).
Одним из любимых развлечений детей и молодежи весной и летом было качание на качелях («почти исключительно женское развлечение»), а зимой – катание с горок на санках. Нередко такой отдых приводил к травмами и даже гибели. В Рыльском уезде зимой 1890-го мещанка Выходцева, «покатавшись на салазках с горы, с разгона», врезалась в тротуарный столб и «получила сильный ушиб в груди, от которого умерла».
Взрослое население курской деревни предпочитало иной досуг. Если говорить о мужчинах, то местом отдыха становился деревенский трактир. Его среднестатистический крестьянин посещал не более двух раз в неделю. На селе пили не меньше, чем в городе, однако не всегда могли платить по счетам. В итоге некоторые селяне закладывали одежду и даже топоры, как, к примеру, было в 1879 году в селе Троицком, где у местного трактирщика полицейские изъяли «вещи, заложенные 26 домохозяевами».
Также в трактирах селяне решали хозяйственные и семейные дела, договаривались о женитьбе детей, играли в азартные игры. За последнее нередко полицейские штрафовали мужиков. В апреле 1879-го в одном из курских сел полицейский урядник «открыл игру в орлянку», в которой участвовали семь крестьян. Действие проще некуда: выигрывает тот, кто угадает, «орлом» или «решкой» упадет монета. Бывали в игре и случаи мошенничества. Так, урядник из Обоянского уезда в мае того же года «представил пятикопеечную монету о двух «орлах» и акт, составленный им об игре в орлянку крестьянами села Вышнего Реутца».
Еще одна мужская забава на селе – кулачные бои. В опасном развлечении участвовали как массово (село на село, по воскресеньям и большим праздникам), так имели место и одиночные бои. Известно, к примеру, что в 1879 году суд рассматривал дело курского крестьянина Похомова, который в драке убил мещанина Подкомарева. Уточнялось, что мужчины «дрались на «кулачках», причем Похомов ударил знакомого в «правый бок так сильно, что тот упал и там же умер».
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, фото andcvet.narod.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 46 (1413) от 16 ноября 2021 года
Роспотребнадзор рассказал курянам о правилах покупок в «Черную пятницу»