Под Пристенью установили памятник строителям «Дороги Мужества»
Публикация в прошлом номере «Как под Курском строили «Дорогу Мужества» получила продолжение после звонка читателя «ДДД».
Он сообщал: «Вы привели слова участницы строительства железнодорожной ветки «Старый Оскол – Ржава» о размещении в селе Ильинка Пристенского района при подготовке к Курской битве госпиталя, так вот я родился в этом селе, моя мама тоже строила дорогу, а отец-радист в 20 километрах от стройки на наблюдательной вышке предупреждал войска о налетах вражеских самолетов. Матери было 19 лет, отцу – 25, еще неженатые, односельчане, соседи. И не только в Старом Осколе есть памятник в честь строителей «Дороги Мужества», мы с друзьями такой поставили у себя на родине!»
Звонивший оказался подполковником в отставке, нашим коллегой, в прошлом – начальником пресс-службы УВД Курской области Алексеем Марковым. Он записывал воспоминания родителей при их жизни и сообщил нам новые неизвестные факты.
«Железная дорога перерезала наш огород»
«Ржава от нас в 22 км, Прохоровка – в 45, – продолжил Алексей Павлович при личной встрече. – Весь театр действий – боевых и строительных – разворачивался у нас. Нам с односельчанами казалось несправедливым, что в Старом Осколе в 2008 году установили памятник героям железнодорожного строительства, а у нас такого нет. Однако Белгородская область была выделена из Курской лишь в 1954 году, а на мемориальной плите посвящение «Женщинам Приосколья», тогда как дорогу вместе с ними строили и курянки – наши матери! Помню, моя мама Валентина Ивановна (в девичестве Уварова) рассказывала: шли по лугу в 4–5 утра к месту стройки, подол в руках, чтобы росой в траве выше пояса платье не замочить, узелок с собой, в нем картошка в мундире, у кого были коровы, еще и полбутыли «перегонки» – молока без сливок, такого нежирного, что почти вода. Мама работала в колхозе, потом секретарем сельсовета, а закончила трудовой путь кассиром на железнодорожной станции. Вся наша жизнь была связана с этой веткой. На остановочном пункте в Ильинке и хотели поставить наш памятник, откуда мы, ребятами, разлетелись по жизни».
Среди тех, кто инициировал установку памятного знака, подполковник УВД Юрий Бельчиков, обосновавшийся в Нижнем Новгороде, курский майор УВД в отставке Николай Морозов, уже ушедший из жизни мастер строительной бригады, живший в Белгороде, Николай Гонюков, бывший глава Дон-Сеймицкого сельсовета, в составе которого село Ильинка, Николай Заводнов, наш собеседник, живущий в Курске, а также подполковник спецслужб из Москвы Александр Уваров.
Воспоминания мамы последнего, Анастасии Степановны Уваровой (распространенная фамилия в тех краях), о том, как соседние деревни – Горка и Ильинка – навсегда разделило стальное полотно, вошли в издание «Курское землячество в Москве»:
«Железная дорога перерезала огород нашей семьи на две части. Мы с детьми и пришедшими на помощь родственниками должны были отсыпать насыпь для установки железнодорожного полотна на участке шириной в 40 метров, равной ширине огорода. Уложить надо 200 тонн земли. Ежедневный наряд упрощал понимание задачи: в сутки вывезти 300 тележек земли, каждая весом 40 килограммов. 300 тележек за 1440 минут: накопать, загрузить, отвезти, выгрузить, вернуться назад.
5 минут – тележка. И так 20 суток величайшего напряжения, до изнеможения: лопата, корцовка, тележка и мозолистые руки в кровавых волдырях». Так работало все село и прикомандированные к нему жители из окрестных районов, деревень и сел. Спешили к Курской битве.
Первая колея – за 32 дня, вторая – за три года!
На остановке Ильинка решили памятник не ставить, так как пассажиропоток иссяк. Установили рядом с памятником Воину-освободителю и братской могилой. На гранитной плите рядом с датами стройки «15 июня – 16 июля 1943 года» такая надпись: «Строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава» – жителям сёл Ильинка, Горка от благодарных односельчан за самоотверженный труд по обеспечению победы советских войск в Курской битве». Здесь же застыл фотокадр из будней строительства железной дороги на самом трудном её участке – Заломинской выемке.
«Знаете, откуда яма в центре села?» – спросил Алексей Марков односельчан на долгожданном открытии памятника в день 72-летия Победы на Курской дуге, 23 августа 2015 года. Тишина Только единственная пожилая участница тех событий Мария Ивановна Чернышева крикнула в ответ: «Котлован для зениток!» Год спустя и она ушла из жизни
«От старшего поколения знаю, что и второй котлован – «Клюев ставок», позднее запруженный, чтобы поить скот, в 7 км от моего села, тоже был вырыт для зенитных установок», – продолжает Алексей Павлович.
Отец Маркова – Павел Васильевич – сержант, начальник радиостанции воздушного наблюдения, оповещения и связи – следил за обстановкой в небе на вышках, сообщал командованию о налетах. Те отдавали приказ зенитчикам, шла пальба, а женщины продолжали строить магистраль даже под обстрелами Марков-старший прошёл всю войну, говорил, что остался жив во многом благодаря подготовке на срочной службе до начала боевых действий, дошёл до Праги и до самой смерти в 85 лет помнил азбуку Морзе. Вспоминал случай, как во время боев его часть дислоцировалась совсем рядом с родным домом, но проведать родных не отпускали, так он позвонил на вышку, чтобы их позвали с ним поговорить по радиосвязи. Позже мама сама преодолела 18 км пешком, чтобы навестить сына.
Мать нашего героя Алексея Павловича после строительства «Дороги Мужества» со своей бригадой участвовала и в возведении нового вокзала в Курске после разрушения прежнего на месте современного цирка. «В специальных приспособлениях, напоминающих рюкзаки, пешком носили песок и кирпич с Барнышовки (ныне площадь Добролюбова) до нового вокзала. Подвозить стройматерил было не на чем. Еще и троих сыновей потом родила, после таких-то тяжестей. Работникам выдавали крупу, картошку и баночку конопляного масла. И вот однажды масло у них украли, как они горько плакали, рассказывала мама, до сих пор, как подумаю об этом, и у меня наворачиваются слезы».
Одноколейная «Дорога Мужества» к Курской битве длиной 95 километров была возведена преимущественно женщинами за 32 дня. Но активно использовалась и в послевоенные годы, поэтому спустя несколько десятилетий для увеличения пропускной способности решили построить рядом второй путь. «Его строили с 1975 по 1978 год здоровые крепкие мужики из железнодорожных войск. В деревне у нас жили, один на нашей односельчанке женился, до сих пор дружим, так что даты знаю достоверно».
Публикации про «Дорогу Мужества» инициировал «Курский кинофонд» к открытию XIV сезона проекта «Кино в театре». 29 сентября в драмтеатре имени А. С. Пушкина состоится показ военно-исторической драмы «Коридор бессмертия» о строительстве железной «Дороги Победы» в Ленинграде сразу после прорыва блокады. Темы созвучны, в день показа в фойе театра будет развернута экспозиция, посвященная трудовому подвигу на курской земле. Начало показа – 13:00, предсеансового мероприятия – 12:30. Справки по телефону (4712) 52-98-20.
Оксана САНИЦКАЯ, ОБУК «Курскоблкиновидеофонд»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (1302) от 24 сентября 2019 года
«Алибасов съел составленное им для меня завещание». Курянин рассказал о своей дружбе со звездами
«Лучше подарка быть не может». Победительница акции «ДДД» отметила день рождения на курорте в Турции
Земляной пол, самогон из буряка... Олег Митяев рассказал каналу «Россия 1» о курских корнях
В Курске ФСБ задержала полицейского за взятку в 100 тысяч рублей
Вредна ли куриная кожица? Этот продукт рекомендован при диабете и ожирении