Об автокреслах и ремнях безопасности
«У нас двое детей. В машине завод-изготовитель не предусмотрел задние ремни безопасности. Как нам возить детей? Обязательно ли устанавливать ремни? Слышала, что если мы установим их, старшего ребенка (6 лет) можно возить, подложив под него подушку таким образом, чтобы ремень безопасности проходил поперек груди. Правда ли это? А как возить младшего, которому год? Обязательно ли покупать специальное автокресло? Или же можно посадить ребенка на колени и пристегиваться вместе с ним? Еще хотелось бы выяснить, обязательно ли пристегиваться всем пассажирам? Сзади можно ехать втроем, но пристегнуться могут лишь двое. Как быть третьему? Будут ли за это штрафовать водителя или пассажира?» Е. А. ЕМЕЛЬЯНОВА (Курск).
Ответ подготовлен управлением ГИБДД УВД Курской области с использованием материалов официального сайта ДОБДД МВД РФ:
«По данным Всемирной организации здравоохранения использование детских удерживающих устройств (далее – ДУУ) в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, детей более старшего возраста – на 54%. В России ежегодно погибает около тысячи детей-пассажиров, получают ранения около 10 тысяч.
В связи с этим постановлением Правительства РФ №767 от 14 декабря 2005 года раздел 22 Правил дорожного движения РФ был дополнен пунктом 22.9 в следующей редакции: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».
За невыполнение соответствующего требования водители привлекаются к ответственности по части 1 статьи 12.23 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа в размере 100 рублей.
Требования пункта 22.9 ПДД распространяются исключительно на владельцев транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией конкретного транспортного средства.
Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном ДУУ или штатным ремнем безопасности, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/час вес пассажира (в данном случае ребенка) возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной. Так, если вес ребенка 10 килограммов, в момент удара он будет весить уже около 300 кило, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или ветровое стекло практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить ребенка своим весом.
Под иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности автомобиля, упомянутыми в пункте 22.9 ПДД, понимаются устройства, позволяющие использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.
Национальный стандарт ГОСТ Р 41.44-2005 (на основе Правил ЕЭК ООН №44, действующих в Европе с 1 февраля 1981 года, а на территории России – с 11 мая 2002 года) «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» утвержден приказом Ростехрегулирования №318-ст от 20 декабря 2005 года с датой введения в действие с 1 января 2007 года. Указанный стандарт классифицирует удерживающие устройства для детей и устанавливает требования к ним в зависимости от конструкции устройств и веса ребенка. Так, п. 2.1.1. ГОСТ Р 41.44-2005 подразделяет детские удерживающие устройства на 5 весовых групп:
группа 0 – для детей массой менее 10 кг;
группа 0+ – для детей массой менее 13 кг;
группа I – для детей массой 9-18 кг;
группа II – для детей массой 15-25 кг;
группа III – для детей массой 22-36 кг.
Стандарт устанавливает несколько видов (более 20 видов и их модификаций) удерживающих устройств, наиболее распространенные из которых следующие:
– съемное сиденье (кресло) для детей – детское удерживающее устройство, включающее в себя сиденье, на котором находится ребенок, используемое с ремнями безопасности для взрослых, закрепленное как по ходу движения транспортного средства, так и в положении спиной вперед;
– дополнительная подушка (бустер) – упругая подушка, которую можно использовать с трехточечным ремнем безопасности для взрослых;
– направляющая лямка – лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором ее можно использовать для детей. Лямка может быть поясная, плечевая, проходящая между ног, Y-образная и т. д.;
– детская люлька – удерживающая система, предназначенная для удержания ребенка (в основном в возрасте до года) в лежачем на спине или на животе положении, при котором позвоночник ребенка расположен перпендикулярно к средней продольной плоскости транспортного средства;
– противоударный экран – установленное перед ребенком устройство, предназначенное для распределения удерживающих сил по наибольшей части верхней половины туловища ребенка в случае лобового столкновения и т. д.
Напоминаем автолюбителям, что при покупке удерживающего устройства любого вида необходимо удостовериться в наличии сертификата соответствия ГОСТам на приобретаемый товар.
За управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, согласно ст. 12.6 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. За нарушение пассажиром транспортного средства правил дорожного движения согласно ст. 12.29 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 100 рублей.