Дача из вертолета
Дача из вертолета, мотоцикл из водопроводных труб, глиссер из дельтаплана. Для них нет ничего невозможного, а свалка – весьма интересное место. И все это они называют творчеством. Техническим.
Ракета вместо красной ленточки
Двор курского Центра технического творчества учащейся молодежи – тут все «не как у людей». Даже на открытии выставки вместо красной ленточки – серебристая ракета. Кнопку «пуск» нажал глава областного комитета образования Виктор Некрасов. В открытый космос ракета не вышла – взорвалась в сотне метров от земли цветным конфетти, открыв 44-ю выставку технического творчества. Они проходят ежегодно.
«Старались поддерживать традицию, не пропустили ни одного года», – говорит директор Центра детского технического творчества Евгений Лифшиц, на чьем счету 39 из 44 выставок. В этом году приехали представители 20 районов, а экспонатов было около 300. Самые простые – модели из бумаги и картона. На самых сложных можно ездить, плавать – разве что не летать. Во двор центра вынесли рацию, сообщив всем в эфире о происходящем в Курске событии. С поздравлениями откликнулись Белгород, Москва, Херсон, Канада и Венгрия.
2,5-метровая модель крейсера «Киров» построена руками железногорских школьников. Миниатюрный вариант всей бронетехники периода Великой Отечественной войны – творчество уже курян. Все это на фоне настоящей парусной яхты и глиссера. Яхту достроили весной – на воду маленький кораблик еще не спускали. Специалисты, собравшиеся вокруг, обсуждают наличие шверта – выдвижного киля, позволяющего судну устойчиво держаться даже при волнах.
Рядом глиссер – лодка с воздушным мотором. Из-за особой формы днища при движении гидродинамическая сила выталкивает носовую часть судна из воды, так что оно скользит по поверхности – глиссирует. Этот экспонат уже испытан в действии. Воды курчатовского «моря» он рассекал на скорости 80 километров в час.
«На водохранилище нельзя использовать подвесные моторы, – рассказывает Александр Соломонов, директор курчатовского спортивно-технического клуба «Альбатрос». – А на воздушные моторы ограничение не распространяется». Он вспоминает, что изначально идея появилась в довольно обтекаемой формулировке: «А давайте сделаем, чтобы было смешно, интересно и грохотало!» Сказано–сделано: мотор от списанного дельтаплана, винт изготовлен вручную, заводской корпус – и вот уже второй год интересное суденышко весело грохочет на водохранилище Курской АЭС.
Авто на воздушном ходу
Кстати, такой воздушный мотор не только лодку может сдвинуть, он и на суше пригодится. Это давно поняли в льговском кружке технического творчества и принялись сооружать «самоходки» с винтом. 12 штук – уже почти серийное производство. Скорости самодельные машинки большой не разовьют (предел – 30–40 километров), но и регистрации в ГАИ не требуют. Из-за чего особенно нравятся школьникам. Правда, на уроки еще на них не ездят. Зато на последний День города вывезли свой «гараж» в полном составе. Заодно пыль с улиц Льгова сдули.
«Винт защищен решеткой, так что не опасен, – поясняет наш «экскурсовод» Евгений Лифшиц. – Но слишком близко подходить не советую. Воздушный поток от «пропеллера» довольно сильный».
Тут же стоят байки с натертыми до блеска металлическими деталями. «Не путайте с мотоциклами, – улыбаются владельцы. – Мотоциклы на заводе штампуют, а у нас – эксклюзив». Снова с удивлением узнаем, что все это – ручная работа. Собирают «железных коней» из того, что под руку попадется – даже спинки от кровати у кого-то пошли в ход.
На фоне двухколесных машин бросается в глаза желто-оранжевый квадроцикл. «Такой собрали впервые», – не без гордости замечает Лифшиц. Даже имя четырехколесному красавцу дали: «Гном. Он же маленький, если с машиной сравнивать». Гномы, как известно из сказок, народ трудолюбивый, и квадроцикл от работы не увиливает. Может не только хозяина прокатить со скоростью 60 километров в час, но и роль тягача исполнить.
«Испытаний мы не проводили, – говорит директор Центра, – но думаю, до тонны груза потянет». А из-за того, что малыша наделили передней и задней скоростями, ему не страшны ни пересеченная местность, ни размытые дороги. Собирали «игрушку» около года. Основные узлы – от разных мотоциклов и автомобилей, найденных, в том числе, и на свалке. Корпуса от старой бытовой техники, водопроводные трубы – пригодилось все. Только вот где что, даже приглядевшись к покрашенному «Гному», не поймешь. А круглые фары и передок в стиле «ретро» делают его похожим на авто 30-х годов.
«Отдам вертолет в хорошие руки»
«На дорогах мне улыбаются, а гаишники просто так отпускают», – говорит Александр Соломонов. А в Московском институте автомобильного транспорта курчатовцу заявили: «Видели многое, но чтобы такое » Туда Александр Алексеевич возил тестировать свой автоприцеп – необходимая процедура перед оформлением в ГАИ. Дело в том, что небольшой домик на колесах переделан из вертолета. Старый списанный «геликоптер» без двигателя и лопастей директор курчатовского спортивно-технического клуба получил из РОСТО.
Просто поставить корпус на ходовую часть от прицепа показалось мало. Нужно было еще заняться внутренним убранством. Так появились кухня, отсек для отдыха, даже миниатюрная прихожая. Самый простой «водопровод» – бак с жидкостью, раковина и слив, газовая плита, стол, диван, кресла – и фургончик оказался вполне пригоден для жилья. Окрестили его дачей на колесах. «Пять человек спокойно помещаются, – рассказывает владелец. – Мы его в походы берем. Готовить там удобно. И от дождя можно спрятаться, с палатками не надо возиться». А на случай хорошей погоды на крышу вертолета можно вынести лежаки и загорать.
Но в последнее время курчатовцу все чаще приходит в голову мысль расстаться со своей «самоделкой». «Жалко, конечно, – улыбается он. – Скажем, вчера остановил гаишник и так искренне удивился: «У вас что, и документы на него есть?!» Но нужны деньги, давно необходимо купить для клуба хотя бы старенький микроавтобус». Оценили вертолетную дачу в 5 тысяч долларов – торг уместен. «Разместил объявление в Интернете, – говорит Соломонов, – нашлись заинтересованные люди. Но потом что-то не срослось».
Дача и глиссер – не единственные «подвиги» курчатовского клуба. Своей очереди ждет горбатый «Запорожец», который хотят превратить в кабриолет. А на причале перед летней базой стоит собственноручно собранный водный велосипед с лесенкой для купания и тентом от солнца. Даже сам причал – работа ребят из клуба. Сейчас ставится реле на построенный ими же маяк.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА