Как в Курске раньше провожали зиму
В воскресенье, 17 марта, мы проводили зиму. Несмотря на то, что массовые мероприятия на Масленицу в этом году были отменены, локальные праздники все же прошли – с песнями, играми и сжиганием чучела. Мы решили вспомнить, как провожали зиму 100 лет назад и что происходило в Курске советских времен.
После революции 1917 года Масленицу в СССР не признавали. Вернулась она только в конце 1950-х годов, в то время, когда начал возрождаться интерес к народным традициям. Правда, придумали для праздника новое название – «Проводы русской зимы».
В конце шестидесятых годов прошлого века парку на Боевой даче было присвоено имя 50-летия ВЛКСМ. Тогда же предприняли попытки его благоустройства: установили различные аттракционы, в том числе «Колесо обозрения», расчистили аллеи, по которым бегали спортсмены из клуба «Меркурий», стали отмечать праздники – в дни проводов русской зимы сюда стекались огромные толпы курян. Вскоре парк стал центральной площадкой праздника. Там специально к дате лепили огромные снежные фигуры сказочных персонажей. Устанавливали призовой столб. В летнем кинотеатре крутили мультфильмы для детворы. Повсюду шла праздничная торговля, где даже «выбрасывали» что-то дефицитное. Главным угощением тогда были не столько блины, сколько шашлык. Конечно, сжигали и чучело... Нет, не Масленицы – зимы. А чтобы куряне могли попасть на праздник, на Боевку даже на один день пускали автобусы – «Икарусы» шли по улице Тускарной.
А вот как отмечали Масленицу в начале ХХ века в селах. В издании «Курский сборник. Материалы по этнографии» от 1902 года так описывается празднование Масленицы со слов жительницы одного из сел: «У нас есть тут мужик, Андрей, дык он соберет маленьких девок, посадит в сани и возит их по деревне, как цыганят. А девки песни кричать. А другой тут, Титок, маяка (то самое чучело Масленицы, – ред.) сделает, как человека, рубаху на него наденет и ездит по улице...»
Одно из развлечений на Масленичной неделе – кулачные бои. Это традиционная русская забава, когда сходились стенка на стенку, или потеха, известная как «игрища». Правил особых не было: бей, кто стоит на ногах, а упавшего не трогай. В поединках мужики получали серьезные травмы.
В Льговском уезде народную забаву называли «кулачками»: «Три-четыре дня подряд мнут друг другу бока, ломают ребра. Недавно в результате побоев умер крестьянин Грачев – силач, который во время «кулачек», не жалея своих боков, один сдерживал «стену».
В Рыльске развлечения на Масленицу описывал курский краевед Николай Чалых: «Катались на разукрашенных тройках. Продавали горячие блины, медовуху, крепкий чай. Устраивали зимние игры, лазили на высокий столб за призами, соревновались в жиме гири, боролись, играли в снежки». Накануне субботы в отдельных деревнях целыми дворами варили пенный напиток, что становилось неким символом единения и называлось у наших предков «братчиной».
Праздник завершался в воскресенье. После – Великий пост. В некоторых селениях считалось, что нельзя употреблять недоеденное в праздник: «Самый бедный брезгует куском хлеба, оставшимся с Масленицы, и бросает его или отдает домашним животным». В первую же субботу Поста пекли постные блины, что называлось «тужилкой о Масленице».
Александра БЕРЕГОВАЯ, фото Владимира Немченко
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 12 (1535) от 19 марта 2024 года
Председатель Курского областного суда Олег КРАВЧЕНКО: «Неудобных вопросов быть не может»
Солнце на гало. Почему над Курском стали чаще наблюдать необычные небесные явления
Князь Виктор Барятинский – флаг-офицер Корнилова и Нахимова, выбравший жизнь в курской глубинке
О сохранении прожиточного минимума при списании долга по кредиту
Артериальное давление. Что надо знать об артериальной гипертензии