Куряне ходят в церковь по могиле
В силе Пименово Курского района стоит древняя церквушка. Крест на куполе покосился, ограда вокруг храма кое-где обвалилась. Обычная картина для сельской местности, если бы не одно «но».
Дорога к церкви проходит через металлическую надгробную плиту со странной надписью. Вроде как сам умерший обращается к людям: «На прахъ мой наступиши, о душе моей помолишися». По бокам мелкими буквами выбито: «Погребено тело помещика Хрисанфа Сергеевича Ванина. Родился 10 марта 1806 года и 6 октября 1867 года скончался». Жители села Пименово придерживаются версии, что это своего рода акт самоуничижения и самобичевания. Прихожанка местной церкви бабушка Аня рассказала такую легенду. «Помещик Ванин был очень богатым, вроде бы даже и церковь эту на свои деньги построил. А когда умирал, завещал у входа себя похоронить – человек наступит и помянет его. Однако не все ходят по плите. Рядом с нею протоптана другая дорожка. Я иногда, бывает, и наступлю на могилу. Но так, конечно, стараюсь по тропинке идти, зачем тревожить усопшего?»
«В старину такое встречалось довольно часто, – поясняет краевед Юрий Озеров. – Это способ самоуничижения. Даже праведный человек говорил: «Я самый недостойный из недостойнейших». Однако есть и другое обоснование столь странного захоронения. Считалось, что пренебрежительное отношение к могиле позволяет умершему искупить свои грехи и попасть в царствие небесное».
Бытует мнение, что Хрисанф Ванин был любвеобильным мужчиной – не пропускал ни одной юбки. Покаялся уже на старости лет. Вот и завещал людям топтать его прах. Говорят, половина деревни – потомки этого самого помещика. Они никогда не наступают на надгробие. А вот другие, напротив, не считают зазорным пройтись и помянуть Хрисанфа Сергеевича.
Михаил ХРОМОВ