Как в Курске работает «горячая линия» по льготам
Монетизация льгот коснулась тысяч курян. Об этом можно судить хотя бы по числу звонков в редакцию. Много жалоб, много обид и немало вопросов.
С 19 января в администрации области существует многоканальная «горячая линия», специалисты которой отвечают на все вопросы льготников. После ее появления многие читатели заявляли: несмотря на многоканальный телефон, дозвониться по нему невозможно. Все время занято! Кое-кто даже сомневался в его реальности. Поэтому мы и решили проверить, как работает «горячая линия», и получить ответы на самые часто встречающиеся вопросы. На звонки отвечали три человека: представители комитета соцобеспечения, пенсионного фонда, фонда медицинского страхования.
Шквал звонков спадает
В первые дни на консультантов обрушился настоящий шквал вопросов, телефоны не умолкали ни на минуту. В день поступало от 100 до 150 звонков, поэтому и дозвониться было трудно. Сейчас ажиотаж спал. Представитель Пенсионного фонда Татьяна Сидорова рассказала, что к ней чаще всего обращаются по поводу наличия данных льготника в реестре. Компьютер с базой данных у Татьяны Викторовны под рукой и регулярно обновляется – проверить информацию нетрудно.
– Единственная проблема – реестр льготников формируется через Москву, – говорит Татьяна Сидорова. – Бывает, человек идет с пенсионным свидетельством в поликлинику выписывать льготный рецепт, у нас его данные уже есть, а в больничные реестры из Москвы они еще не дошли. Человеку отказывают в выписке льготного лекарства, он вынужден тратить свои деньги. Звонят получатели пособий по линии МВД. Формирование их базы данных произошло позднее, выплаты они получат только в феврале.
«Много вопросов до сих пор о том, что входит в соцпакет и можно ли от него отказаться, – рассказывает Надежда Трусова, работник комитета соцобеспечения. – Объясняем, что выбирать между соцпакетом и натуральной оплатой пока имеют право лишь «чернобыльцы». Они могут получить либо 550 рублей плюс соцпакет, либо 1000 рублей без него. Многие выбирают деньги. Однако пожилые, часто болеющие люди все же предпочитают соцпакет – на лечение приходится тратить гораздо больше, чем составляют ЕДВ».
– Как люди пережили новшество с единым социальным проездным?
– Много претензий предъявляют жители поселков, расположенных возле Курска – Косиново, Моква, имени Жукова. У большинства дети и внуки учатся или посещают детсады в городе. Приходится ездить, а социальный проездной таким льготникам не положен. Эту проблему мы довели до сведения зампредседателя правительства области по социальным вопросам Владимира Проскурина. Было обещано, что примерно с 1 марта проездной на городской транспорт получат и сельские льготники. Мы ежедневно отчитываемся перед заместителем председателя правительства, так что руководство области в курсе того, что больше всего волнует людей.
Обеспеченность лекарствами – мнимая
Одна из самых наболевших проблем – льготные лекарства. Многие звонили, чтобы высказать неудовлетворенность тем, как построена работа врачей. По словам людей, медикам дано негласное указание выписывать лишь те препараты, что имеются на складах фирмы «Протэк». Например, у жительницы Рыльского района даже возник вопрос: имеет ли право врач выписывать лекарство из перечня, которого нет в аптеке? Претензий масса, что свидетельствует о мнимом благополучии. Некоторые препараты врачи не выписывают, заведомо зная, что получить такие лекарства льготник не сможет. Кроме того, не продумана система обеспечения льготными рецептами сельских жителей.
Другая проблема – льготное протезирование. В новом году оно перешло из ведения комитета соцзащиты в соцстрах. Но комитет не расплатился с протезными предприятиями еще за прошлый год, а соцстрах не хочет брать на себя чужие долги. Инвалиды, заказавшие себе протезы еще в 2004 году, не могут их получить. А чтобы сделать это сейчас, нужно собрать кучу справок в разных местах.
«Телефон доверия»
Еще работники «горячей линии» превратились в своеобразную «скорую психологическую помощь». Им приходится выслушивать не только вопросы по льготам, но и все, что наболело и накипело у инвалидов и пенсионеров. «Бывает, человек начинает с того, как он себя чувствует, как спал, какой сон видел, что собирается сделать, а в конце оказывается, забыл, что хотел спросить, – улыбаются специалисты. – Просим подумать хорошенько, сосредоточиться и перезвонить позже. Иной раз требуют назвать им адреса аптек, ЕРКЦ, рассказать, как туда проехать, на какой остановке выйти. Рекомендация обращаться в справочную не действует. «Нет, сами позвоните в справочную, все узнайте и мне перезвоните».
– И как, перезваниваете?
– Если не удается объяснить старому больному человеку, что надо делать, берем на себя его хлопоты. Звоним в аптеку, узнаем, есть ли там нужное лекарство, случается, даже договариваемся, чтобы определенный сотрудник отпустил препарат в определенное время. И потом страдаем от собственной доброты. Человек рассказывает свату, брату, соседу: «Там, мол, есть человек, который все проблемы решает, только позвони».
«В начале января, когда еще не было единой «прямой линии» по льготам, звонили нам в Пенсионный фонд. Тогда эта линия была не просто горячей, а раскаленной, – рассказывает Татьяна Сидорова. – Многие спрашивали, нельзя ли суммировать льготы. Например, выплаты получать по полной программе, как инвалиду, и в то же время натуральные льготы оставить, как ветерану труда и труженику тыла».
Консультанты просили объяснить через газету, что ажиотаж с очередями в поликлиниках по большей части создают сами льготники. Ведь право на соцпакет не означает, что всеми благами, предоставляемыми им, непременно надо срочно пользоваться. Многие рассуждают так: «Если сейчас не возьму лекарств на 350 рублей, то в январе мои деньги пропадут». На самом деле, если на данной стадии ваша болезнь не требует лечения, врач не обязан выписывать вам лекарства. Иными словами, принцип действия соцпакета тот же, что и в страховании: компенсацию получают только при наступлении страхового случая (или в момент, когда болезнь нужно лечить). За счет этого средства перераспределяются людям, действительно нуждающимся в неотложной помощи.
Марина КРАПИВНАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Виктор Пахомов
12 апреля 2017, 21:24e-mail: 25111937@mail.ru, город: г. Щигры Курской областиМне 80 лет. Я инвалид 3-й группы (бронхиальная астма). С января 2017 года мои рецепты участкового врача социальной аптекой г. Щигры льготными лекарствами не обеспечивает по мотивам их не поступления.. Покупаю лекарства в других коммерческих аптеках города, в которых они всегда в наличии. Где-то порвалась цепочка поставки льготных лекарств.