Как мещанка Пердунова стала Твердуновой. Из истории курских фамилий
По фамилии можно сказать многое. В большинстве случаев это своеобразная семейная археология. Откуда родом были ваши предки, как они попали в курские земли, какую профессию выбрали Но при одном условии: если фамилию по той или иной причине в свое время не изменили. А таких случаев было немало
Первые фамилии на Руси появились примерно в XVI веке. До этого времени они были редкостью и наши предки обходились прозвищами (погоняла, кликухи...) – даже в случае боярского сословия. В дальнейшем право присваивать своим крестьянам фамилии получили помещики. Иной раз обретение происходило во время службы в императорской армии. Так, полководец Александр Суворов мог повелеть именовать какого-либо храбреца Орловым или, к примеру, пардон, Недрищевым. Такая фамилия (от Суворова) считалась своеобразным воинским орденом.
Говянкин стал Голевым, а Вошколуп – Высоцким
Массовая раздача фамилий случилась после отмены крепостного права, — пишет в своем исследовании курский краевед Петр Горбачев. — Тысячи бывших крепостных крестьян хлынули в города. Тогда же появилось некоторое недовольство среди народа по поводу неблагозвучия тех или иных фамилий. На фоне неповоротливости чиновничьей системы в тяжбу иногда вмешивался сам император.
Приводит Горбачев и несколько примеров из курской жизни. Так, курская мещанка Ефросинья Пердунова обратилась сначала к полицмейстеру, затем к губернатору по вопросу о перемене неблагозвучной фамилии. Собрала кучу бумаг: сведения о семейном и имущественном положении, о надлежащем поведении, образе жизни, занятиях, «небытности» ее под судом или следствием, метрические свидетельства о рождении и крещении самой и ее детей... Множительной техники тогда не существовало, писцы-грамотеи нещадно обдирали бедных просителей. По данным курского краеведа Юрия Озерова, госпожа Пердунова имела в столице губернии маленький бизнес – лавочную торговлю хлебобулочными изделиями. На одной из улиц Курска над входом в магазин красовалась надпись: «Булки и сдоба мадам Пердуновой». Это вряд ли способствовало успешному бизнесу, что и подтолкнуло мещанку к столь ответственному шагу, как перемена фамилии. За носителем «веселой» фамилии оставалось право предложить властям более красивый вариант звучания. Так появилась купчиха Твердунова, и вывеска над ее магазином изменилась. Хотя для торговли булками и последний вариант являлся не самым удачным.
Вот еще примеры из историй перемены курских фамилий. Тихон Бардаков, купец, занимавшийся в Белгороде (в те времена – Курская губерния) мелкой бакалейной торговлей, просил переменить ему и его семье фамилию на Барков, а крестьянин слободы Поповой Путивльского уезда Павел Бардаченко впредь хотел именоваться Александровым. Вот что писал в рапорте Курскому губернатору путивльский уездный исправник: «Представляю прошение и семейный список крестьянина Павла Бардаченка, под судом и следствием не состоял, поведения хорошего, имеет жену, 2 сыновей, 1 дочь и 3 внука, человек довольно зажиточный, с 1888 года состоит на должности церковного старосты. Так как Бардак и Бардаченка неприлична («бардаками» в то время назывались вертепы разврата или публичные дома), то я полагал бы желательным разрешить семье просителя перемену фамилии».
Сходные причины имели обращения крестьянина Грайворонского уезда Гавенко, ставшего Вороненко, крестьянина Курского уезда Шлюхина, ставшего Алексеевым, мещанина города Рыльска Якова Говянкина, ставшего Голевым, запасного писаря Вошколупа, ставшего Высоцким, портного из Путивля Распутного и так далее.
Быть Пугачевым Дураковыми!
Уже в начале XX века некоторые представители курского крестьянства, расставшись со своим бедняцким прошлым, пожелали расстаться и с фамилиями, которые просто напоминали об этом. Один из таких случаев произошел в Белгородском уезде, когда в 1906 году крестьянин Петр Гаврилович Безпорточный вместе с семьей и ближайшими родственниками захотел быть Безпорочным.
С началом Первой мировой войны участились случаи обращений подданных с фамилиями немецкого происхождения, заканчивавшихся на «ман», «фельд», «берг», ввиду прокатившейся по крупным городам России волне антинемецких погромов. Но это совсем другая история
Существует байка, что с фамилией Дураков связана одна история. Мол, ее, будучи в гневе, придумала сама Екатерина II. Дураковы изначально звались Пугачевыми, но после подавления знаменитого восстания императрица лично приказала навсегда вычеркнуть из памяти русского народа все, что связано с заговорщиком. С тех пор однофамильцы Емельяна Пугачева превратились в Дураковых. Хотя сегодня без стеснения и смущения ее носят академики и спортивные звезды. Например, семикратный чемпион мира по хоккею с мячом Николай Дураков Впрочем, бытовое (не крестильное) имя Дурак давалось иногда умышленно – чтобы отвадить от человека нечистую силу. Как следствие, отсюда фамилия.
Некоторые крестьянские фамилии произошли от прозвищ, которыми награждали человека односельчане. Особенно это касается донских и запорожских казаков, те любили подшутить друг над другом. Примеры подобных фамилий: Вислогузов, Гнидов, Зюзя, Беда, Халтура, Пальцапупа, Бобик, Лох, Сухозад, Зачешигриву, Крутипорох, Непейвода, Хватаймуха, Убейконь, Щиборщ...
Часто прозвища давали из-за характерной внешности. Так, пышный человек получал нелепую фамилию Толстобрюхов или Пузанов, кривоногий – Косолапов, а имеющий внешний дефект на лице – Косорылов или Кривоглазов. Вруны становились Брехуновыми, а совсем уж негодяи получали непристойные фамилии Сукин, Скотинин и Задов.
В начале XIX века чиновники, составляя реестры, ужаснулись массовым неблагозвучным казачьим фамилиям. Яркий пример – Пятизадов. Вероятно, ее носил очень тучный и неповоротливый человек. По указу свыше казакам велели принудительно изменить некрасивые и непристойные фамилии. Но отреклись от семейного наследия не все. Неудивительно, что и сегодня встречаются Пятизадовы, Сухоруковы, Кривоноговы, Долгошеевы.
Фамилии давали в качестве награды или наказания
Множество фамилий образовалось от слов, на сегодня утраченных. Например, такое древнее родовое наименование, как Бляблины, происходит не от известного нецензурного слова, а от устаревшего существительного «блябля», означающего оплеуху. Таким образом, Бляблины ведут свой род от человека, раздававшего оплеухи направо и налево.
Люди стали отказываться от неказистых фамилий, чтобы не становиться объектом насмешек. С одной стороны, это неплохо, а с другой – отказываясь от таких древних родовых имен, как Трусов или Собакин, многие прерывали свое наследие, имеющее богатое прошлое.
Скажем, фамилия Пьяных. Это тоже бывшее прозвище, часто встречающееся в древних источниках. Его давали человеку специально для защиты от пьянства. На деле обладатель фамилии не имел пристрастия к зеленому змию. Крестьянин Иван Пьяных в XIX веке стал членом Государственной Думы, а позже отличился в годы Октябрьского переворота
Вернемся к казачьим (от Запорожской сечи) прозвищам, от которых позже происходили фамилии. Очень уж интересные варианты дошли до наших времен: Мовбыгора, Тупониг, Покамисть, Тонкоглас, Царь, Салтан, Визирь, Поедыныйбик, Добрыйвечер Очень часто прозвища казаков происходили от ремесла, которым занимался казак, или от музыкального инструмента, на котором играл: Гуртовой, Дегтярь, Крамар, Купчин, Порохня, Саловар, Скрипка, Стаднюк, Стельмах, Стороженко, Трубач.
Очень своеобразно относились к присвоению новых фамилий в семинариях. Фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста, давались в качестве награды или наказания. Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский (от лат. – скорбеть), Липеровский (от греч. – печальный), Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин О характере и манерах человека можно судить по таким присвоенным фамилиям, как Благонравов, Благорассудов, Благосклонов, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов, Поцелуевский, Чиннов В списке «цветочных» фамилий можно отметить: Цветковых, Лилиевых, Флоринских, Цветаевых (дед Марины Цветаевой по отцу был сельским священником).
В ряду семинарских фамилий встречаются и курьезные. К примеру, Велосипедов – это за пару столетий до создания самого велосипеда. Но дело в том, что здесь стоит обратиться к переводу с латыни. Всего лишь «быстрые ноги» – это и имелось в виду первоначально.
Подготовил Виктор КРЮКОВ, по материалам из открытых источников
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 46 (1517) от 14 ноября 2023 года
Курские студенты приготовили обрядовое печенье и приворотное зелье
Затонувший корабль с сокровищами на 20 миллиардов долларов захотели поднять на поверхность
Коррекция близорукости. Современные методы и подходы к лечению миопии