Кинотеатр «Комсомолец»: мороженое в зале, очереди и горючая пленка
Сразу после войны в Курске работало три кинотеатра – имени Щепкина, «Комсомолец» и «Смена». В 1956-м открылся отремонтированный двухзальный кинотеатр «Октябрь». Для управления кинофикации было проблемой распределить поступающие в прокат фильмы так, чтобы обеспечить максимальную заполняемость кинозалов.
Труднее всего было с кинотеатром имени Щепкина, расположенным чуть в стороне от центральной улицы и имеющим зал на 850 мест. «Смене» с ее 250-местным залом было проще. Это был кинотеатр повторного фильма, и чаще всего там демонстрировались фильмы «после Щепкина». «Октябрь» был монополистом по широкоэкранному кино. «Комсомолец» располагался на улице Ленина, 22. Это самый центр. В то время для вечерних прогулок у молодежи Курска была своя 100-метровка – от стадиона «Динамо» до гостиницы у Красной площади. Даже «Октябрь», замыкающий улицу Ленина, был как бы на отшибе, поэтому руководство считало, что зритель в «Комсомолец» пойдет на любой фильм в силу «географического расположения». Посему уделом этого кинотеатра были фильмы соцстран, Китая, а также всякие экспериментальные и идеологические картины. Боевиков «Комсомольцу» не давали. Именно об этом кинотеатре мы расскажем подробно. Воспоминания коснутся периода с 1961 года до закрытия «Комсомольца».
В зале стоял хруст от разворачиваемых оберток «Алёнок»
Я с родителями приехал в Курск с Сахалина в конце 1950-х годов. Что прежде всего впечатлило мальчишку из таежного военного поселка, так это именно кинотеатр «Комсомолец» и красочные абонементы на детские фильмы на период зимних каникул. Это, скажу вам, не сеансы в солдатском клубе на самодельном киноэкране.
Кинотеатр начинался с вестибюля с кассовым залом. По периметру, почти на уровне потолка, висели фотографии знаменитых артистов, в вестибюле был киоск «Союзпечати» с хорошим выбором журналов. Там же располагался буфет с мороженым (его даже продавали в зрительном зале, и ничего вкуснее с тех пор не пробовал), газировкой и пенным. К слову, в 1962 году в Курск впервые завезли партию чешского бутылочного «Будвара». Не знаю, продавали его где-нибудь еще, но в «Комсомольце» оно точно было. Тогда удивляла форма бутылок. Сейчас ясно – евростандарт, а тогда эту пивную посуду назад не принимали.
Если в кинотеатре демонстрировался «кассовый» фильм, то все пространство перед окошечками касс было заполнено народом и три кассира едва успевали продавать билеты.
Что представлял собой тогдашний кинотеатр? Зритель мог прийти с билетом за час с лишним до своего киносеанса. К его услугам были читальный зал с журналами и книгами, в фойе можно было послушать выступление оркестра, воспользоваться услугами буфета. Горячительное там не продавали, но бутылочку лимонада и пирожное купить можно было всегда, я уж не говорю про конфеты или шоколадки. Поэтому когда начинался киносеанс, в зале стоял хруст от разворачиваемых оберток «Алёнок».
Кинотеатр работал с утра до позднего вечера. Первый сеанс начинался в 9 утра, последний в 21:00. По выходным, а во время детских каникул каждый день, утренний сеанс всегда был детским. Детишкам билет обходился в гривенник, вечером взрослые платили от 20 копеек до полтинника, в зависимости от ряда
Директором кинотеатра в те годы была Людмила Васильевна Иванова, и ей приходилось прикладывать титанические усилия, чтобы хотя бы как-то приблизиться к планке по выполнению финансового плана. Что только не предпринималось. Здесь было и распространение билетов по предприятиям и организация тематических показов. Примерно раз в месяц кинотеатр организовывал конференции с обсуждением фильма после его просмотра. Зрителями и участниками этих мероприятий чаще всего были студенты педвуза. В ту пору в период, предшествующий выборам, в кинотеатре проводились встречи избирателей с кандидатами в депутаты. Они непременно заканчивались показом кинофильма. Летом «Комсомолец» демонстрировал фильмы на открытой киноплощадке в Первомайском парке.
Крики, свист и топот как дань традиции
Зрительный зал «Комсомольца» вместе с балконом имел 403 места. Почему такая «некруглая» цифра? Дело в том, что если кинотеатр имел зал до 400 мест, зарплата у руководителей была одна, если выше, то чуть больше. Кстати, платили в кинотеатрах персоналу немного, как, впрочем, везде в учреждениях культуры. Киномеханик первой категории, например, получал в месяц семьдесят рублей. Бригадир, его должность называлась старший киномеханик, имел прибавку в зарплате всего пять рублей
Коль уж заговорили о киномеханиках, расскажу об их труде. В день было 7 сеансов. По тогдашнему законодательству рабочий день длился 7 часов при шестидневной рабочей неделе. По сменам работали парами. Длина ленты кинофильма примерно 3000 метров. Диаметр такого рулона более метра, да и вес тоже не в подъем, поэтому фильмы дробятся на части. До середины шестидесятых длина одной части составляла 300 метров. Время демонстрации одной части – около десяти минут.
Открутит киномеханик одну часть, бегом в перемоточную, перемотает ее на начало, бобину с пленкой в фильмостат, а следующую часть заряжает в проектор. А перед этим надобно пробежаться щеточкой по барабанам и роликам лентопротяжного тракта, почистить кадровое окно и только тогда заряжать пленку. Источником света в тогдашних проекторах была дуговая лампа, надо было еще сменить или поправить стержни киноуглей, а заодно протереть отражатель. Оставалось минуты три, чтобы дух перевести, потом зажигаешь дугу и внимательно смотришь на экран в правый верхний угол, где должна мелькнуть сигнальная точка. Увидел, включаешь двигатель и по второй точке поднимаешь заслонку, дающую свет на экран от твоего проектора.
Мощность дуговой лампы 2,4 киловатта, фонарь нагревался прилично, а горящая дуга выделяла газ, который хотя и уходил в трубу вытяжки, но в аппаратной всегда присутствовал его запах. В те годы основной отпуск для рабочих категорий граждан составлял 2 недели. Так вот киномеханик имел дополнительную неделю за вредность. Правда, молока и других льгот ему не полагалось.
Особенностью киноуглей было то, что они могли неожиданно обломиться. Разумеется, дуга гасла, надо быстро подвинуть уголь или заменить его новым, а в это время в зрительном зале наступал праздник: крики, свист, топот – так зритель отдавал дань традиции.
Бывало, рвалась пленка. Как правило, это случалось при показе старых лент, когда фильм уже походил по области, по клубным киноустановкам. Старые склейки со временем теряли прочность, они еще могли проскочить тракт передвижной аппаратуры, а на стационарной нагрузки не выдерживали, и происходил обрыв. Чаще всего рвались фильмы на детских сеансах. Тут уж детки отрывались по полной Интересно было зайти в зал на детский сеанс посмотреть на ребятишек, если фильм про войну и к тому же если «наши наступают»! Эмоций в зале хоть отбавляй
Фильмы тогда тиражировались на нитроцеллюлозной пленке, это был горючий, легковоспламеняющийся материал, выделяющий при горении дым с отравляющими веществами. В передвижной аппаратуре источник света – лампа на 400 ватт, к тому же тепло поглощалось теплофильтром, а на стационарной – дуга жарила за 2 киловатта, и если кусочек пленки застрянет в кадровом окне, то пожар гарантирован. Приходилось быть внимательным. Примерно с 1963 года горючую пленку заменили триацетатной, воспламенить которую было сложнее, да и горела она медленно. Киномеханики вздохнули свободно.
Народ две недели штурмовал кассы
В штате «Комсомольца» трудилось человек 30. Директор, администратор, он же завхоз, бухгалтер, кассиры, контролеры, билетеры, уборщицы, оркестр, плотник и, наконец, семь киномехаников.
Тогда наружная реклама кинофильмов размещалась как у кинотеатров, так и на щитах в центре города. В частности, на заборах вокруг новостроек. Например, около строящегося здания по адресу: Красная площадь, 2/4. Всю рекламу «Комсомольца» готовил замечательный художник Андрей Кретов. Про руководителя оркестра Сергея Варфоломеева есть сведения в малой Курской энциклопедии. Он воевал, при обороне Курска попал в плен, содержался в курском концлагере, откуда бежал, вновь встал в строй и прошел с военным музыкальным ансамблем все фронты, закончив свою войну в Чехословакии. В 1945-м вернулся в Курск, организовал первый в городе джазовый оркестр и руководил им. Играли при кинотеатре «Комсомолец» и в ресторане «Ленинград». Дефицитными в те годы джазовыми оркестровыми партитурами его снабжал из Риги композитор, «король танго» Оскар Строк, с которым Варфоломеев был очень дружен. После решения городских властей о закрытии всех джазовых оркестров при кинотеатрах Курска в начале 1960-х он преподавал игру на скрипке в детской музыкальной школе.
О запомнившихся фильмах. Комиссия, распределявшая поступающие в прокат фильмы, сама оценивала будущую «кассовость», то есть повалит на нее зритель или нет. Однако порой случались ошибки. Никто не ожидал, что «Письмо незнакомки» по Стефану Цвейгу зрителю полюбится и народ две недели будет штурмовать кассы «Комсомольца». Или что незамысловатый сюжет «На берегах Ингури» тоже привлечет зрителя.
Когда вышла мосфильмовская лента «Сережа» (режиссеры Георгий Данелия, Игорь Таланкин), то зрители сначала на нее не пошли, и вдруг Большой приз в Карловых Варах, первая премия в Каннах. Народ повалил, но уже в кинотеатр повторного фильма, в «Смену». На фильм Гайдая «Деловые люди» по новеллам О. Генри) в 1962 году зритель тоже не пошел. Сейчас это кажется непостижимым, но это факт
То ли сверху решили, что наш народ в культуре не нуждается или он уже пресытился, но постепенно «культурная» часть программы пребывания зрителя в кинотеатрах стала сокращаться. Исчезли читальные залы с журналами, потом наступила очередь оркестров. В Курске дольше всех продержался оркестр в «Октябре». В фойе стали пускать за 15–20 минут до начала сеанса, зато перерывы между сеансами сократили до 10 минут, и сеансов стало восемь вместо семи – экономическая целесообразность
Левая сторона улицы Ленина постепенно превращалась в один длинный забор – наступала пора новостроек, среди которых первому в городе кинотеатру уже не было места.
Виктор Крюков, по материалам Евгения Столяра, бывшего киномеханика кинотеатра «Комсомолец»