Прекрасная и удивляющая Куба глазами курянки
В этой стране, как нигде больше, хочется фотографировать практически каждую машину – ведь перед тобой живая классика машиностроения 50–60-х годов прошлого века! А как перестать удивляться соседству шикарных особняков с «заброшками» и образцами советского конструктивизма! Одно только здание посольства России, напоминающее меч в ножнах, чего стоит! Именно здесь вы не встретите подделок рома и кофе (по утверждению местных). А фразу «Купите сигары» можно услышать, даже купаясь в океане. Cувенирные лавки пестрят футболками и сумками с самым знаменитым портретом Че Гевары. Думаем, вы уже догадались, что речь идет о Кубе.
12 тысяч долларов за старый «Москвич»
Разноцветные ретроавтомобили – визитная карточка Острова Свободы. Это и шоу, и такси для туристов. Красивое снаружи, а внутри Порой с продавленными чуть ли не до пола сиденьями, кое-где держащиеся на деревянном колышке или честном слове, но всегда безупречно выкрашенные и отполированные, как только что с конвейера. Все чинится с помощью подручных средств, а утраченные фигурки для капота вытачиваются доморощенными умельцами и заново устанавливаются для украшения железных «ласточек».
Почему на Кубе так много старых авто и как они живы до сих пор? Примерно с 1930-х годов туда начали ввозить тысячами американские автомобили. Но уже в 1962-м США ввели экономическое эмбарго против Кубы. Благодаря связям с СССР и Европой были налажены поставки автомобилей из этих стран. Однако европейские машины оказались слишком дорогими для местных жителей и потому не получили широкого распространения. Господство закрепилось за советскими и американскими авто.
Куба, можно сказать, настоящий музей под открытым небом, в коллекции которого представлены впечатляющие «Кадиллак», «Шевроле», «Бьюик», «Крайслер», «Форд», «Додж», включая достаточно редкие экземпляры, за которые коллекционеры отдали бы огромные деньги. Мы обнаружили зеленый «Форд» 1928 года, и он все еще на ходу! Из цветовой гаммы больше всего здесь, пожалуй, розовых, красных, зеленых и голубых, частенько мелькают двухцветные. Из представителей российского машиностроения повсеместно встречаются «ВАЗы» и «ЗИЛы», «Москвичи» и «КамАЗы». Причем такой старой сборки, что аж гордость берет за советский автопром. Эти машины до сих пор ездят! Большинство владельцев таких «музейных экспонатов» работают таксистами или предлагают свои машины в аренду с водителем. Больше всего их на площади Революции и на бульваре Прадо. Часовая поездка по Гаване с остановкой для фотоссесии может обойтись в 40–50 долларов или евро (здесь примут любую валюту). Нам полчаса за розовый кабриолет с водителем обошлись в 20 евро. Снуют по улицам и «кокосики» – местные маленькие такси, названные так из-за своей формы.
Содержание машины в презентабельном виде требует немалых средств. Поэтому большая часть автовладельцев зарабатывают тем, что катают туристов по улицам городов. Но не стоит думать, что раз ретроавтомобилей здесь такое количество, значит, они есть чуть ли не у каждого. Машины для местных считаются роскошью. Купить или продать автомобиль здесь практически невозможно. Во-первых, дорого (за старенький «Москвич», по словам нашего гида, попросят от 12000 долларов), во-вторых, долгие годы было запрещено вывозить раритетные авто с острова. Сейчас запрет, говорят, снят.
Стоимость бензина на Кубе за 1 литр – 25 песо, то есть на доллар можно купить чуть ли не 10 литров топлива. Но с ним постоянные перебои. Нефть на Кубе добывают, однако она низкого качества из-за высокого содержания сероводорода.
Хищные грифы – местные голуби
Для туриста, впервые оказавшего в Гаване, главная проблема в том, что здесь хочется снимать буквально все! Чуть ли не каждое здание, машину, граффити и скульптуру, местных жителей (за это они попросят от 1 до 5 долларов) и даже небо с парящими в нем грифами! Здесь бесподобное смешение ажурной колониальной архитектуры со зданиями, часть которых находится в плачевном состоянии. Но это самостоятельная достопримечательность столицы Кубы.
Начинается изучение Гаваны с площади Революции, где расположен мемориал Хосе Марти со смотровой площадкой на высоте 138 метров. Над ней постоянно кружат грифы, это, можно сказать, местные «голуби», их тут очень много. На фасадах домов, выходящих на площадь, – портреты революционных лидеров, в том числе Че Гевары.
На бульваре Пасео-дель-Прадо большинство зданий выглядят так, что им пора под снос: стекол нет (дорого, да и не особо нужно в теплом климате), а оконные и дверные проемы забиты досками или закрыты решетками, кое-где стены практически разрушены. Но и там живут люди (зашли, проверили сами). На Кубе не уделяют внимания внешнему украшению зданий. Пусть фасад облупился, балкон рассыпается, трещины повсюду – зато внутри сносная обстановка, кое-где даже плазменные ТВ. И каждый уголок от бульвара Прадо до неприметных улочек – все наполнено жизнью. Причем гулять по ним вполне безопасно, даже в темное время суток. Но, конечно, лучше не в одиночку. И на этом фоне еще эффектнее смотрятся Капитолий, театр, здание Баккарди и гордость кубинцев – отель «Националь». Охраняют город старинные крепости, а на все это взирает 20-метровый гаванский Христос из белого мрамора.
Ну и как не упомянуть бар «Флоридита» и его самого знаменитого посетителя – писателя Эрнеста Хемингуэя. О кубинском роме он написал так: «Мой мохито – в «Бодегите», мой дайкири – во «Флоридите». Стоит заглянуть в бары, где любил бывать знаменитый писатель. В одном из их до сих пор бронзовый Эрнест сидит в уголке и с улыбкой наблюдает за посетителями. Бокал «Дайкири» обойдется примерно в
5 долларов, или 750 песо. Кстати, разделения на деньги «для кубинцев и для туристов» больше нет, в обращении песо единого образца. Местные будут рады долларам, гиды предпочитают евро из-за более высокого курса.
Место встречи мафиози
Знаковое здание Гаваны – отель «Националь». Он был построен в 1930 году американцами и для американцев. В то время мафия имела большое влияние на острове. В отеле крупные мафиози проводили свои встречи и играли в казино, здесь отметился и Аль Капоне. Одна из сцен фильма «Крестный отец-2» происходит как раз в отеле «Националь». Книга регистрации гостей – список именитых людей XX века. Тут останавливались: Юрий Гагарин, Уинстон Черчиль, Жан-Поль Бельмондо, Фрэнк Синатра, Валентина Терешкова, Наоми Кемпбелл... И можно продолжить еще на пару страниц. В «зале славы» можно увидеть фото именитых гостей отеля – Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко.
Большой популярностью среди гостей отеля пользуется «люкс» на втором этаже. Именно в нем и проходили встречи знаковых фигур американской мафии 1940-х годов. А в память о пребывании в отеле премьер-министра Великобритании бар, где любил отдыхать с сигарой (напоминаем, что курение вредит вашему здоровью) известный политик, получил название «Черчилль Бар».
Кафедральный собор Гаваны (собор святого Христофора) стоит посетить, если вы любитель колониального барокко. Есть у него, кстати, особенность: левая башня уже, чем правая. И сделано это было специально: на площади скапливалась вода, и чтобы она могла свободно уходить по улице, одна башня узкая. На площади возле собора ресторанчики, пара музеев и множество зазывал и колоритных личностей, за пару долларов предлагающих сделать с ними яркое фото.
* * *
В следующем номере мы расскажем об особенностях кубинской кухни, продуктах по талонам и почему кубинцы фотографируются с яблоками.
Елена ДОЛЖЕНКОВА, фото автора, Ирины Лавринец, Марселя Гиниева