городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 500 экземпляров)

18 августа 2023, 12:02 КАК ЭТО БЫЛО

Трамвай не просто транспорт, это и памятник истории Курска

Если выбирать событие или явление, без которого невозможно представить себе историю Курска, таковым (среди прочих) несомненно станет трамвай и все, что с ним связано. Тогда заменить трамвай с его тяговым двигателем в холмистом Курске было нечем. К слову, именно трамвай способствовал развитию в мире практической электротехники, в его истории сверкали даже такие имена, как Никола Тесла…

Конец 1943 годаКонец 1943 года

Впрочем, не будем о технических деталях, поговорим лучше об истории развития сети трамвайного движения. Курск по своей планировке – необычный город, он растянут и разветвлен, а стало быть, хорошо подходит именно для трамвая. Опять же, тот факт, что главный вокзал в Ямской расположился довольно далеко от центральной части города (чтобы не шумно было), накладывал определенные требования к общественному транспорту – извозчиками не обойдешься. К слову, долгое время Ямская считалась отдельным населенным пунктом. Вспомните у Маршака: «Что за станция такая, Дибуны или Ямская?»

Рельсы хотели проложить по улице Радищева

Так вот, трамвай в Курске начался в 1898 году. Как водилось в те времена – с молебном и выносом иконы. Однако до этого довольно долго спорили: однопутную строить дорогу (с разъездными участками) или двухпутную. Тот, кто бывал на центральной улице такого города, как Евпатория, знает, что такое однопутное трамвайное движение. Не очень удобно, но вполне приемлемо для провинциального города. Слава Богу, хватило предвидения: Курску не всегда быть маленькой провинцией.

Сентябрь 1943-го – в Курске пустили трамваиСентябрь 1943-го – в Курске пустили трамваи

Как железная дорога, пройдя через Курск, сделала его цивилизованным городом, так и трамвай веско внес соответствующие оттенки. Скажем, именно трамвайные пути можно считать первопричиной мощения значительной части города булыжником. Позднее в ход фрагментарно пошел асфальт, но опять же – как логическое развитие трамвайного движения. Металлические столбы-опоры тоже начинались с трамвая.

Первая трамвайная линия проходила по Московской (ныне – Ленина) и Херсонской (Дзержинского) улицам. А где еще она могла проходить в Курске, в котором и были-то две главные улицы? Впрочем, уже тогда толковали о том, что стоило бы оставить главную улицу (Московскую-Ленина) свободной, а рельсы проложить по Флоровской-Мясницкой (сегодня – Радищева), соединив две соосные улицы в одну. Но получилось, как получилось. Мало того, в нижней части улицы Херсонской специально построили электростанцию с немалым запасом мощности – для развития трамвайного движения.

Надо сказать, что Курск был третьим городом в России, где организовали трамвайное движение – раньше Москвы. Долгое время горожане заслуженно гордились своим трамваем. К нам приезжали, чтобы почерпнуть опыт прокладки трамвайных путей на холмистых участках.

20 лет трамвай в Курске спокойно функционировал – несмотря на революции и Первую мировую войну. И лишь в 1918 году остановился – в связи с началом Гражданской войны. А фактически – не хватало специалистов. И только в 1924-м в Курске случилось второе открытие трамвайного движения. Дальше все по плану соцстроительства: в 1930-м году уже открыли Северное депо.

В 1934-м Курску вернули статус областного центра, и это не могло не сказаться положительно на развитии трамвайных линий: в 1939 году открылась линия от Барнышевской площади до кожзавода, в том же году начала действовать линия от кожзавода до мясокомбината.

Сентябрь 1943 года. Первые трамваи после восстановления движения. Одна трамвайная остановка до Красной площадиСентябрь 1943 года. Первые трамваи после восстановления движения. Одна трамвайная остановка до Красной площади

Трамвайное движение возобновилось осенью 1943-го

Осенью 1941 года трамвайное движение в Курске остановилось в связи с оккупацией города немецкими войсками. Чуть позже немцы вывезли из Курска трамвайные рельсы и силовые кабели. Возобновилось трамвайное движение только осенью 1943-го – при активном содействии железнодорожников.

Но войны проходят, и уже в 1949 году открылась трамвайная линия до парка Солянка, в 1950-м пустили трамвайное движение до Льговского поворота, в 1951-м открылась линия до завода РТИ, в 1953-м пустили трамвайное движение до района Рышково (конечная остановка «Аккумуляторный завод»).

В 1954 году случилось открытие линии от улицы Дзержинского до улицы Бойцов 9-й дивизии по улице Верхней Луговой. В 1958-м трамваи начали ходить от улицы Энгельса по 1-й Подшипниковой (ныне – Сумская) к поселку завода тракторных запчастей (КЗТЗ), через четыре года – от аккумуляторного завода до поселка Гуторово (завод синтетического волокна)…

1944 год. Деревянные трамвайчики честно служат курянам1944 год. Деревянные трамвайчики честно служат курянам

То есть Курск постепенно становился промышленным центром, что было предусмотрено еще в середине 1930-х годов, а его главным видом общественного (рабочего) транспорта – трамвай. В 1965 году пустили Южное трамвайное депо. В 1967-м открыли линию от Запольной улицы по улицам Красный Октябрь и 1-й Пушкарной до кольца «Хлебозавод».

Крупному промышленному предприятию, особенно в территориально растянутом городе, трудно обеспечить массовый подвоз работников к началу рабочей смены на чем-то еще, кроме трамвая. Другое дело, когда в условиях постоянного кризиса численность стала изрядно снижаться, а то и вовсе промышленные предприятия по разным причинам исчезали с карты города. В таких условиях хватит и маршруток. А самый демократичный вид транспорта – трамвай – пускай уступит место разного толка предпринимателям…

Так неужели мы не собираемся восстанавливать Курск как промышленный город, он так и останется городом торговым, в каковой превратился в последние десятилетия? Вспомните старую площадку завода «Счетмаш» на 2-й Рабочей – рядом с проходной до сих пор останавливается трамвай. КЗПА – трамвай напротив проходной, КПЗ – трамвай, «Аккумуляторный», РТИ, «Химволокно» – трамвай, развалины КЗТЗ – трамвай… Но все это на фоне практически полного отсутствия личного транспорта. Это сегодня не удивишь никого из коллег, если явишься на работу на своем автомобиле.

Послевоенный Курск. Прокатиться на «колбасе» – одно удовольствиеПослевоенный Курск. Прокатиться на «колбасе» – одно удовольствие

Сеть подстраивалась под потребности курян

Шло и обратное движение, задуманное еще до войны. 1973 год – демонтаж трамвайных путей на центральной улице Ленина. Стала она от этого заметно шире? Сомневаюсь. Был другой резерв – неоправданно широкий тротуар четной стороны улицы Ленина, но им тогда не воспользовались.

Впрочем, все это не мешало строить новые трамвайные линии: в 1974-м открылась линия от Южной автостанции (площадь Дзержинского) до Политехнического института – КПИ (сейчас Юго-Западный государственный университет), в 1976-м – линия от Южного депо до улицы Малышева, в 1978-м началось трамвайное движение от площади Дзержинского до типографии. В 1984-м открылась линия от Аэродромной улицы до автовокзала. Годом спустя – от улицы Маяковского до КЗПА («Электроагрегат»). В 1987 году – открытие Восточного депо. В 1988 году заработала линия от КЗПА до ГПЗ-20.

Можно было бы значительно продолжить перечень новаций маршрутной трамвайной сети в Курске, и всякий раз это имело свои основания. То есть трамвайная сеть подстраивалась под меняющиеся потребности горожан, следовала их нуждам и предпочтениям… Однако изменить сеть общественного движения с помощью автобусов-маршруток оказалось гораздо проще (хорошо, что сейчас занялись реконструкцией трамвайных путей и обновлением парка).

Трамвай с его разветвленной сетью путей нельзя воспринимать иначе как памятник истории Курска. Рабочей истории. Впрочем, не только рабочей: в свое время толпы болельщиков собирались у стадионов «Динамо» и «Трудовые резервы» именно с помощью трамвая, на катки и пляжи мы добирались на трамвае, в курские вузы – тоже, аналогично – на рынки. Почему мы бьемся за какое-либо старинное здание (в большинстве случаев не старше трамвая) и относимся равнодушно к тому, что чуть не исчез старый добрый трамвай, столько сделавший для Курска?!

Надо сказать, пусть фрагментарно, но в последние годы ремонт трамвайных линий в Курске становится все заметнее. Скажем, на улице Маяковского эта работа ведется очень основательно. Все больше власти заботятся и о внешнем виде наших трамваев. Рано или поздно появятся новые вагоны, которые, несомненно, украсят наш город.

Виктор КРЮКОВ

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 33 (1504) от 15 августа 2023 года

Праздничные мероприятия к 80-летию победы на Курской дуге: открытие мемориала, хор Александрова и пригласительныедата

Праздничные мероприятия к 80-летию победы на Курской дуге: открытие мемориала, хор Александрова и пригласительные

После жарких дебатов депутаты уменьшили границы Железногорскаактуально

После жарких дебатов депутаты уменьшили границы Железногорска

Улицу Красной Армии переделают еще раздорожное

Улицу Красной Армии переделают еще раз

Курских школьников будут обучать стрельбеобразование

Курских школьников будут обучать стрельбе

Сбитые беспилотники и обстрел монастыря. Что произошло в Курской области за неделюактуально

Сбитые беспилотники и обстрел монастыря. Что произошло в Курской области за неделю

В Курчатове в один день горели крыши двух пятиэтажекчп

В Курчатове в один день горели крыши двух пятиэтажек

Награжденные участники СВО смогут бесплатно получить 10 соток землирегиональные законы

Награжденные участники СВО смогут бесплатно получить 10 соток земли

Цифровой рубль: зачем нужна третья форма денег?финансы

Цифровой рубль: зачем нужна третья форма денег?

Выигравшая 67 миллионов врач из Курска: «Не хочется деньги «растрынкать»удача

Выигравшая 67 миллионов врач из Курска: «Не хочется деньги «растрынкать»

19 августа на Новой Боевке пройдёт выставка-пристройство собак и кошекбратья меньшие

19 августа на Новой Боевке пройдёт выставка-пристройство собак и кошек

В Курске открылся пункт приема просроченных лекарствэкология

В Курске открылся пункт приема просроченных лекарств

Сладкие печали и радости курских пчеловодовярмарка

Сладкие печали и радости курских пчеловодов

«Очень удивилась, увидев свою фамилию»подарки подписчикам

«Очень удивилась, увидев свою фамилию»

«Участвую первый раз, и сразу победа!»подарки подписчикам

«Участвую первый раз, и сразу победа!»

«Впервые за 87 лет так повезло!»подарки подписчикам

«Впервые за 87 лет так повезло!»

Мастерица делает вышивки с видами Курсказолотые руки

Мастерица делает вышивки с видами Курска

Му-у-уки творчества. Курские художники и их коровыискусство

Му-у-уки творчества. Курские художники и их коровы

Есфирь, Вивея, Клим, Фадей... Названы самые редкие и популярные имена детейбэби-бум

Есфирь, Вивея, Клим, Фадей... Названы самые редкие и популярные имена детей

Солдаты Победы. Их именами названы улицы Курскачтобы помнили

Солдаты Победы. Их именами названы улицы Курска

71-летнюю пенсионерку оштрафовали за показанный соседке голый задну и ну!

71-летнюю пенсионерку оштрафовали за показанный соседке голый зад

В Курске мужчина открыл стрельбу по мифическим людямопасно!

В Курске мужчина открыл стрельбу по мифическим людям

В ДТП погибли женщина-водитель и велосипедистпроисшествия

В ДТП погибли женщина-водитель и велосипедист

В реке Сейм утонула 43-летняя женщинапроисшествия

В реке Сейм утонула 43-летняя женщина

Откусила сожителю палецпроисшествия

Откусила сожителю палец

В авариях разбились два мотоциклистапроисшествия

В авариях разбились два мотоциклиста

«Авангард» на последних минутах проиграл второй матч подрядболеем за наших!

«Авангард» на последних минутах проиграл второй матч подряд

Ксения Куцак стала лучшей на турнире по конному спортуотличный результат

Ксения Куцак стала лучшей на турнире по конному спорту

Серебро на всероссийском полумарафоне в Санкт-Петербургепьедестал почета

Серебро на всероссийском полумарафоне в Санкт-Петербурге

Наша теннисистка взяла бронзу на всероссийском турнирена корте

Наша теннисистка взяла бронзу на всероссийском турнире

Куряне завоевали два золота на парусной регате в Орлеочередной успех

Куряне завоевали два золота на парусной регате в Орле

Когда можно не останавливаться по требованию инспектора ГИБДДбудь в курсе!

Когда можно не останавливаться по требованию инспектора ГИБДД

На платных трассах появится новая разметкав путь

На платных трассах появится новая разметка

Отмененные штрафы за превышение скорости могут вернутьесть идея

Отмененные штрафы за превышение скорости могут вернуть

Компания «Мираторг» запустит в Курской области семенной завод мощностью 27,6 тысячи тоннсельское хозяйство  •  реклама

Компания «Мираторг» запустит в Курской области семенной завод мощностью 27,6 тысячи тонн

Данил Дунин: «Теплосетей мы заменили больше, чем планировали»актуально  •  реклама

Данил Дунин: «Теплосетей мы заменили больше, чем планировали»

Доверенность на получение писем и анализовюридическая консультация

Доверенность на получение писем и анализов

Новые гарантии членам семей участников СВОв законе

Новые гарантии членам семей участников СВО

Как взять выходной для диспансеризацииздоровье

Как взять выходной для диспансеризации

Об отмене постановления пристававопрос прокурору

Об отмене постановления пристава

Оформление инвалидностимсэ

Оформление инвалидности

О выселении из квартиры лишенных родительских прав родителейсобственность

О выселении из квартиры лишенных родительских прав родителей

Ледник на Алтае окрасился в пугающий кроваво-красный цветприрода

Ледник на Алтае окрасился в пугающий кроваво-красный цвет

Американец нашел на кукурузном поле клад из 800 золотых монетудача

Американец нашел на кукурузном поле клад из 800 золотых монет

Телескоп сфотографировал в дальнем космосе «знак вопроса»астрономия

Телескоп сфотографировал в дальнем космосе «знак вопроса»

Июль 2023 года признали самым жарким месяцем за всю историю наблюденийклимат

Июль 2023 года признали самым жарким месяцем за всю историю наблюдений

Фолиевая кислота: для чего нужна женщинам, мужчинам и детямпрофилактика заболеваний

Фолиевая кислота: для чего нужна женщинам, мужчинам и детям

Кому необходимо определять уровень липопротеина (а)советы врача

Кому необходимо определять уровень липопротеина (а)

Время налегать на кабачкисезонное

Время налегать на кабачки

Анна Жарова: «Сейчас важно поддерживать друг друга»лицо номера

Анна Жарова: «Сейчас важно поддерживать друг друга»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 21 407
Посетителей вчера 28 388
Всего c 10 марта 2003 121 087 138

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024