«Он течет неиссякаем...» Загадки старинного курского источника
Несколько лет назад по инициативе историка Юрия Озерова в Курске неподалеку от Знаменского монастыря, на улице Нижней Набережной, «археологи нашли старинный источник, из коего, по поверью, будущий святой Феодосий Печерский черпал воду для выпечки просфор...» Об этом сообщили многие СМИ, впрочем, с разной степенью критичности. Справедливости ради отметим: каких-то однозначных вещественных подтверждений в пользу этого факта все-таки нет.
Начнем с того, что в том легендарном колодце, который искали, вода вытекала сама, ее не надо было черпать ведрами. Избытки оной стекали ручейком в реку Тускарь, который даже был обозначен на некоторых поздних картах конца XIX – начала XX веков. То есть речь шла все-таки об источнике, вода в который поступала из-под земли под избыточным давлением. Вода на дне раскопа глубиной 2 метра есть, но это и не мудрено для точки, расположенной возле реки.
Кстати, неподалеку от Феодосьевского источника, если двигаться против течения Тускари, на правом берегу был еще один, который называли «Морская вода», и тоже с избыточным давлением солоноватой воды. То есть очень похожий на своего соседа, разве что часовню над ним никогда не ставили.
В нынешних разговорах вокруг святого источника неоднократно звучит безапелляционное утверждение, что впервые он был упомянут аж в 1027 году. То есть за пять лет до официальной даты образования самого Курска? По всей вероятности, есть и письменное (в формате исторической хроники) подтверждение этого факта? А если такового не имеется, то стоит ли чьи-то фантазии выдавать за действительность? Думаю, нет – хотя бы для того, чтобы не дискредитировать красивую гипотезу...
Далее по содержанию историко-информационных сообщений следует, что курский святой источник почти на 200 лет старше Коренского. Одна красивая легенда здесь накладывается на другую, создавая совсем уж гремучую смесь предположений, гипотез и в конечном итоге удаляя нас от правды.
В известных письменных источниках святой источник был упомянут в работах Анатолия Танкова и Николая Златоверховникова. В начале ХХ века они сообщали, что до 1870-х годов над источником стояла каменная (!) ротонда, которая к тому времени пришла в ветхость и разрушилась. С инициативой восстановления надстройки тогда выступил курский полицмейстер Тит Вержбицкий. По его призыву в 1889 году были собраны частные пожертвования на сумму 619 рублей для реставрации. Городские власти тоже ассигновали 300 рублей. Осенью 1890-го на собранные средства была устроена и освящена деревянная часовня на каменном основании в строгом русском стиле, с нишей для забора воды.
Судя по всему, ранее указанных выше дат святой источник не упоминался, иначе Танков и Златоверховников обязательно на таковой факт сослались бы... Кстати, на старых картах и планах Курска он тоже не указан. Составители плана начала XIX века, найденного в столичных архивах сравнительно недавно, тоже забыли про этот объект, хотя та самая разрушенная ротонда наверняка тогда еще была в достойном состоянии. Нет его и на очень точной и подробной военно-топографической карте 1863 года.
Танков и Златоверховников не сообщают, что это была ротонда-часовня, каковые редко, но встречались в России тех времен. Стало быть, статус у этого сооружения до реконструкции 1890 года был сугубо светский. Ротонда, очевидно открытая, чтобы не усложнять доступ к воде, с колоннами. Другими словами – каменная беседка. Она могла быть с куполообразной крышей или без оной – как те, что сегодня стоят перед торговым центром «Пушкинский».
К слову, парадный подъезд здания присутственных мест, которое было построено еще в конце XVIII века (сегодня на этом месте стоит административное здание электроаппаратного завода – на пересечении нынешних улиц Луначарского и Сонина), был выполнен как раз в виде открытой полуротонды. Так может, ротонда над источником и была задумана как архитектурное дополнение соседнего здания? Вполне можно представить, как чиновники из офисного здания присутственных мест в летний зной спускались в полдень к ротонде, чтобы отдохнуть на берегу. Кстати, на фотографиях конца XIX века похожую тропинку можно разглядеть.
Но продолжим поиски следов нашего источника в старых документах... На абрисе 1722 года, подробнейшем графическом документе, изображающем Курскую крепость и Знаменский монастырь, его тоже нет. Зато в «Описи Курскому острогу» середины XVII века сообщается о колодце, спрятанном в потаенном подземном ходе, что тянулся из-под крепостной стены в сторону Тускари.
В подземелье был устроен колодезный сруб, из которого «...вода идет в реку Тускарь безпрестанно». То есть одинаковый со святым источником эффект избыточного давления. Но в данном случае вода уходила в реку по спрятанному водоотводу, чтобы не заметили осаждающие. О последней детали в «Описи» ни слова, но так были устроены все крепостные «тайники», если речь шла не просто о колодце, а о подземном источнике.
Однако уже ко второй половине XVII века Курская крепость утратила свое военное значение, осады ушли в прошлое, и мотивация опускаться за водой в узкий подземный ход пропала. К тому времени наверняка возникла необходимость в новом источнике воды – уже на поверхности. Справедливости ради отметим, что на территории крепости существовал еще один колодец, открытый, но воды он давал мало, да и та начиналась на глубине около 20 метров. Устроить новый колодец было проще всего на том самом спрятанном водоотводе от колодезного сруба в тайнике.
В порядке предположения: монахи могли законсервировать за ненадобностью вход из крепости (монастыря) в подземный ход, врезались в водоотвод уже на берегу и подняли воду к поверхности. Водовозы на лошадях стали доставлять ее в монастырь и на городской холм по достаточно удобным дорогам. И вот тогда колодец рядом со знаменитым монастырем, из которого брали воду монахи, стал популярен среди курян.
Сама собой родилась легенда о юношеских годах святого Феодосия Печерского... Когда в 1873 году начал работать городской водопровод, одна из его первых веток пошла в сторону Знаменского монастыря, источник на берегу реки потерял значительную часть своей актуальности, на него меньше стали обращать внимания с точки зрения ремонта, и он впал в запустение – как раз в период ветшания ротонды. Однако популярность святого источника среди курских обывателей не только сохранилась, но и возросла – многие из них свято верили, что это не простая вода. Тем более что к водопроводной влаге горожане некоторое время относились с преду-беждением – от лукавого, дескать.. Именно тогда в Курск был переведен начальником полиции Тит Вержбицкий, и его краеведческие идеи легли на подготовленную почву – источник стали благоустраивать уже как курскую святыню.
Стоит обратиться к личности самого Вержбицкого, стараниями которого над источником была установлена часовня. Как уже писала «ДДД», это был очень интересный и деятельный человек. Смолоду учился в духовной семинарии, не окончил, но образованность чувствовалась. Он активно содействовал установке в Курске памятника поэту Ипполиту Богдановичу, в Рыльске – путешественнику и предпринимателю Григорию Шелихову. По его инициативе была увековечена память астронома-самоучки Федора Семенова (метеостанция и публичная библиотека его имени). Вержбицкий – автор нескольких добротных работ по истории края, публиковавшихся в «Памятных книжках Курской губернии», составителем которых он сам и выступал.
Тит Иоильевич всячески возвращал в память курян полузабытые имена, хотя сам родился в Подольской губернии. Как достойно вспомнить о скромном монахе Феодосии? Поставить в его память часовню. Значит, будет часовня. Тем более если есть смутная легенда, связывающая монаха с источником... Стоит вспомнить: Вержбицкий после бытности своей полицмейстером в Курске работал (в частности) главным редактором газеты «Курские губернские ведомости», много публиковался и в столице. То есть творческий порыв и профессиональное воображение у него наверняка присутствовали.
В какие годы могли построить ту самую ротонду над источником, о которой пишут Танков и Златоверховников? Во всяком случае, не раньше того, как Курск массово вступил в свою каменную эпоху. Это конец XVIII века, что совпадает со строительством здания присутственных мест. Однако на рисунке военных топографов конца XVIII века нет и намека на ротонду или какую-либо другую надстройку над источником. Тогда (возможно, чуть позже), когда началось возведение нынешнего здания Знаменского собора? Но на другом рисунке, где этот собор практически построен и только абсида в лесах, на берегу тоже нет ни колодца, ни ротонды. Стало быть, источник благоустроили уже по окончательному завершению строительства собора – после 1826 года, когда каменных дел мастера в Курске были меньше загружены.
На одной из досок внутри часовни над источником были размещены строки из стихотворения «Ключ» Алексея Хомякова:
...Он течет неиссякаем,
Как тайна жизни, невидим,
И чист, и миру чужд, и знаем
Лишь Богу да Его святым.
Не вникая в философский смысл этого большого стихотворения, отметим лишь, что таковой, несомненно, есть. Смысл, даже если не слишком утруждаться вопросами веры, можно отнести и к тем периодам в истории Курска, когда источник был почитаем горожанами, и к тем, когда про него забывали. «Он течет неиссякаем...» – даже когда его старались вытравить из памяти курян.
В 30-е годы прошлого века как раз по месту расположения святого источника прошла ветка технологической железной дороги, предназначенной для строительства новой ТЭС. Ее нет ни на одной карте Курска – только на немецкой 1941–1942 годов. Предварительно срезали часть склона, материал которого пошел на поднятие уровня строительной площадки. Источник засыпали очень основательно уже по технологии строительства. А если вернуться к изложенной выше гипотезе о преемственности старинного колодца в подземном тайнике и святого источника на берегу, то, срезая склон, строители вполне могли повредить и древний водоотвод, прервать связь с верхним источником воды.
P. S. В порядке одного из вариантов гипотезы можно представить, что источник на месте будущего святого колодезя за пределами крепостной стены долго существовал параллельно с колодцами внутри нее. То есть время для относительно спокойной жизни у Курска было. А если вспомнить, что наш город в своей истории пережил 300 лет безвестности, когда о нем практически забыли, вполне резонно предположить, что мы многого не знаем и об истинной истории источника. Скажем, в самом конце XVI века Курск начали восстанавливать на «старой городовой осыпи» еще литовских времен, на месте к тому времени уже древнего разрушенного укрепления, в инфраструктуру которого, вполне вероятно, входил и источник. Хотя литовские власти (большей частью католики) вряд ли способствовали бы распространению местных легенд о православном святом.
В общем, ни один период в жизни Курска принципиально не противоречит существованию на берегу реки рядом с городским акрополем активного источника, в том числе и во времена пребывания в нашем городе будущего святого Феодосия Печерского. Так что вполне можно предположить, что он существовал и в самом начале XI века.
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 48 (1467) от 29 ноября 2022 года
«Спасибо газете «Друг для друга» за отличный отпуск в Турции»
«Львенок», «зайцы», новые автобусы и правила проезда. Главное о транспортной реформе в Курске
Жильцам трехэтажки обрезали газ после жалобы на нерабочую вентиляцию
В России выпустили 1000 открыток с изображением Коренной пустыни