Езда по сухому асфальту
Сухой асфальт — это наиболее стабильное покрытие с точки зрения управляемости автомобиля. Именно на сухом асфальте автомобиль ведёт себя «канонически». Пределы устойчивости в поворотах высоки, тормозной путь минимален по сравнению с другими типами покрытия. При этом в обычных условиях движения разница в поведении передне– и заднеприводных автомобилей незначительна.
Однако именно на сухом асфальте летом происходят наиболее страшные аварии. Высокие скорости, кажущаяся уверенность как в покрытии, так и в автомобиле могут сыграть злую шутку. Ведь предел сцепных свойств наступает на более высокой скорости. По сравнению с зимними условиями безопасная скорость вхождения в один и тот же поворот может быть больше в полтора и более раза. Соответственно, и последствия ошибки — намного страшнее.
Особенно такая ситуация опасна, когда за рулём не слишком опытный водитель. А если уж пригрело приветливое солнышко, а горизонты просто манят... К тому же трасса пуста. Почему бы не «втопить»?
В этом и заключается самая распространённая ошибка — большие скорости требуют предельной концентрации, а повороты, сколь бы безобидными они ни казались, — прохождения их на скорости, которая бы обеспечивала достаточный запас сцепных свойств.
Кроме того, необходимо остерегаться любых изменений покрытия. Например, довольно часто с просёлочных дорог на трассу выезжают различные трактора и грузовики, в мощных грунтозацепах шин которых скапливается грязь, или, что даже хуже, глина. Пока протектор не очистится, подобная техника оставляет на шоссе целые грязевые полосы. А ведь коэффициент сцепления шин с сухим асфальтом и с мокрой глиной различается на несколько порядков! Результатом может быть резкий, неожиданный занос.
Если занос всё-таки возник, то необходимо обладать навыками его погашения «в зародыше». Для этого лучше заранее потренироваться на ровной площадке, не жалея шин. Ведь полученные навыки вполне могут спасти жизнь. Правила простые. Первое — старайтесь при возникновении заноса не тормозить, если скорость высока. Второе — никогда во время заноса не выжимайте сцепление — это опасно. Третье — поворачивайте руль только в сторону заноса. Если у вас переднеприводный автомобиль, то для стабилизации движения необходимо «добавить газу», если заднеприводный — то наоборот.
Довольно часто можно слышать о том, что некоторые водители боятся переворота автомобиля в повороте. Современные автомобили сконструированы таким образом, что практически полностью исключается возможность переворота на ровной сухой поверхности. Что бы с автомобилем ни происходило. Если же дорога неровная и под нагруженное колесо попадает кочка, а скорость высока, то тут всё зависит уже не от владельца машины, а от случая. Поэтому на незнакомой дороге всегда лучше въезжать в повороты «с запасом».
Помните, что очень многое на сухом асфальте зависит от шин. По этой причине старайтесь покупать только шины лучших производителей, которые обладают достойными сцепными свойствами.