В августе Курску исполнится 1000 лет?
В 2008 году исполнится 900 лет, как Собор церковных иерархов в Киеве принял решение причислить к лику святых преподобного Феодосия Печерского. Уже 9 веков Русская Православная церковь чтит его как равного всем празднуемым святым.
Из жизнеописания, составленного преподобным Нестором, известно, что телесное и духовное становление Феодосия происходило на курской земле. Но до сих пор в историческом центре Курска не найти упоминаний о том, что в начале XI века здесь жил будущий святой. А ведь имя преподобного – единственное, известное нам из всех людей, живших в нашем городе в первой половине XI века. Монография академика Петербургской АН Шахматова «История русского летописания» позволила иначе посмотреть на биографию Феодосия и историю древнего Курска.
4 города в судьбе преподобного
Подвижнические труды Феодосия Печерского являют пример человека, всю жизнь посвятившего работе во славу Божию во времена, когда у славянских народов, входивших в Киевскую Русь, вера Христова только укреплялась. В Лаврентьевской летописи, в статье под 1091 годом рассказывается о перенесении мощей преподобного Феодосия, ему посвящены похвальные строки, где он назван великим. На Соборе в Киеве в 1108 году он причислен к лику святых. Для курян важен и тот факт, что с именем святого связано первое упоминание о «граде Курске» в летописном памятнике «Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия», написанном Нестором.
В источниках, рассказывающих о детстве, взрослении и подвижнических трудах преподобного, можно встретить названия 4 городов. Василев (Васильков), где в благочестивой христианской семье родился мальчик, на 8-й день ему дали имя Феодосий, по истечении 40 дней он был крещен в православной вере. Курск – город, где Феодосий возрастал и телом, и духом, выбрал свой путь, утвердившись в решении всю жизнь посвятить служению Богу. Курский период его жизни длился около 20 лет. В Киеве молодой Феодосий по благословению преподобного Антония был пострижен в иноки и принят в обитель в числе первых подвижников. Своими трудами заслужив уважение и любовь братии, со временем он поставлен Антонием в игумены монастыря. В Константинополе, во Влахернском храме Пресвятая Богородица призвала четырех зодчих и сказала: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Дала им святые мощи, золото, икону «Наместная». Поклонясь, они спросили: «О, Госпожа Царица, Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому туда мы идем?» Она ответила: «Я посылаю здесь предстоящих Антония и Феодосия».
Год пострижения – 1032-й
Текст «Жития Феодосия» гласит: «по обычаю святых отец (Никон) постриже (Феодосия) и в иноческую одежду облече, имуща двадесять три лета при благоверном князе Ярославе Владимировиче». А на полях около этих строк записано: «Постриже его св. Никон в лето от Создания мира 6540, от Рождества 1032». Там указан год пострижения – 1032-й, возраст – 23 года, упоминается князь Ярослав. Как указывает Шахматов в «Истории русского летописания», год пострижения Феодосия (6540 – от Сотворения мира, 1032 – от Рождества Христова) встречается и в Кассиановских редакциях Патерика. К вопросу о годе пострижения Феодосия академик возвращается неоднократно. В «Истории русской церкви» митрополита Макария рассказано об обширном «Послании епископа Владимирского Симона к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря». Епископ Симон несколько раз указывает на «Житие преподобного Антония», видимо, до нас не дошедшее. На него ссылается и Поликарп в сказаниях о подвижниках Печерских в «Послании Поликарпа к Акиндину, игумену Печерскому». Судя по разным источникам, оно составлено в 1073 году, а к XVI веку было утрачено.
Шахматов пишет: «Древнейшим событием в истории Печерского монастыря было прибытие Моисея Угрина к Антонию, о чем говорилось в «Житии Антония». В летописях и «Повести временных лет», в статьях под 1018 годом, говорится об уходе польского короля Болеслава (Великого) из Киева. Он захватил богатства, бояр Ярослава, двух его сестер и много людей. Поликарп добавляет: «С ними же и сего блаженого Моисия». После смерти Болеслава, при его сыне Мечиславе, в Польше возник мятеж. Возвращение Моисея Угрина из плена и приход к Антонию относят к 1031 году. Зная это и то, что одним из первых подвижников, прибывших к преподобному, был Феодосий, печерский летописец признал 1032 год временем его пострижения.
Из летописей можно заключить, что к 1037 году преподобный Антоний своими трудами заслужил глубокое уважение у великого князя Ярослава Владимировича, потому был приглашен на освящение места и закладку церкви святой Софии в Киеве. Академик Шахматов, восстановив утраченное древнейшее «Житие Антония», предполагает такое развитие событий. После путешествия в Царьград и на Афон, где Антоний принял пострижение, он возвратился в Русь, прибыл на Киевские горы и поселился в пещере. Это произошло до 1031 года, когда к нему пришел Моисей Угрин.
После Моисея прибыли Иларион и Феодосий, принявший, согласно «Житию Антония», в 1032 году пострижение. Когда братии собралось 12 человек, Антоний, поставив одного из них игуменом, в 1033-м удалился в другую пещеру. Когда игуменом стал Феодосий, оба великих начальника начали готовиться к построению большой каменной церкви, но Антоний успел лишь благословить место, выбранное для нее, так как в 1073 году скончался. Церковь строили уже без него.
Год пострижения преподобного Феодосия (6540 от Сотворения Мира или 1032 от Рождества Христова) приводит и академик Бестужев-Рюмин, ссылаясь на Новгородскую III и Густинскую летопись. Указывает тот же год пострижения преподобного и возраст при его пострижении и архиепископ Филарет в «Истории Русской церкви».
Дата рождения Феодосия
Если пострижение Феодосий принял в 1032 году, полных лет, прошедших от Рождества Христова, будет 1031. Вычтя возраст Феодосия при пострижении (23 года), получим 1008 – год его рождения. Что касается месяца, в летописях и «Повести временных лет» в статьях под 1108 годом, приведены события в одной последовательности:
• закладка церкви святого Михаила Золотоверхая князем Святополком 11 июля (числа приведены по первоисточникам – по юлианскому календарю);
• обращение Феоктиста, игумена Печерского, к князю Святополку о вписании Феодосия в синодик;
• преставление Ирины, дочери Всеволода Ярославича, 24 июля.
Одинаковая последовательность событий в разных источниках позволяет предположить, что в 1108 году они и происходили так же. А так как закладка церкви святого Михаила и представление Ирины указаны в числах – 11 и 24 июля, обращение игумена Феоктиста к Святополку было между ними.
Важные для церкви события не случайны, а приурочены к значимым в истории датам и великим праздникам. Из первых строк «Жития преподобного Феодосия» следует, что Нестор начало написания приурочил ко дню памяти успения преподобного, 3 мая. Великая церковь Печерского монастыря во имя Пресвятой Богородицы была освящена 14 августа 1089 года, то есть накануне праздника Ее Успения. Перенесение мощей преподобного Феодосия из пещеры, где он был захоронен, в монастырскую церковь Пресвятой Богородицы свершилось 14 августа 1091 года – тоже накануне Великого праздника. У всего перечисленного есть общее: они приурочены к очень значимым событиям.
Видимо, и обращение игумена Феоктиста к князю Святополку о вписании Феодосия в синодик приурочено к важному для памяти о преподобном событию – сотому дню его рождения. Таким образом, столетие его рождения было отмечено Собором, на котором постановили считать Феодосия святым. Значит, преподобный родился где-то между 11 и 24 июля 1008 года, и в 2008-м году исполнится 1000 лет со дня его рождения. С другими мнениями о годе рождения преподобного можно познакомиться в работах Щавелева «Феодосий Печерский – курянин» и Склярука «К биографии Феодосия Печерского».
О князе Владимире Святославиче
Исходя из предположения, что год рождения преподобного Феодосия Печерского – 1008-й, можно предложить ответ на вопрос: «По повелению какого князя Киевского отец Феодосия был послан «в ин град Курск нарицаемый». Преподобный Нестор сообщает, что маленький Феодосий «к детем играющим не приближашеся» просил «дати ся на учение божественных книг, единому от учитель яко же и створи, и вскоре извыче вся грамматикия». Для обучения ребенок мог быть принят, начиная с 7 лет, следовательно это был бы 1015 год. Но еще до этого мальчик ходил в церковь. Как пишет Нестор: «отрок растый телом и душею влеком на любовь божию и хожаще по вся дни в церковь божию послушая божественных книг».
Отсюда можно заключить, что еще до начала обучения, то есть до 1015 года, Феодосий уже жил в Курске. Из летописи известно, что с 980 по 1015 годы в Киеве княжил Владимир Святославич. Следовательно, именно он мог послать отца Феодосия в «град Курск». «Жития Феодосия» в Успенском сборнике XII–XIII веков и в харатейном списке Патерика Печерского Тверского епископа Арсения (1406 год) почти одинаковыми словами сообщают о переселении родителей с маленьким Феодосием в Курск «князю тако повелевшю». Это могло произойти после 1008 года (рождение Феодосия), но до 1015-го (преставление великого князя Киевского Владимира Святославича). Следовательно, первое упоминание о Курске относится к промежутку 1008–1015 годов. Поэтому тысячелетие Курска можно отметить где-то между 2008 и 2015 годами, возможно, ближе к 2015-му.
По материалам Анатолия АШИХМИНА, Зинаиды ИЛЬИНОЙ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (705) от 15 апреля 2008 года
Вернуть коже свежий вид поможет маска из листьев крапивы, творога и меда