Игорь Скляр: «Женщин очень люблю»
18 декабря нашему земляку Игорю Скляру исполнилось 50 лет. В последние годы он снова много снимается. Как заметил Скляр о своих последних работах: «Я никогда не стану играть в фильме, сериале, если сюжет мне неинтересен, если в нем не прослеживается никакой логики. Актерское дело – не лицедейство, а психологическое человековедение, такой детективный жанр. Этому можно учиться всю жизнь!»
«В некотором смысле я везунчик»
— Ваша первая роль юнги была на 100% случайной — вы обратили на себя внимание в метро. Стала ли случайность закономерностью?
— Можно сказать и так. Случайностей было очень много. Судьба мне подкидывает очень много возможностей. Проблема в том, что мы не всегда можем их предугадать и часто не готовы к ним. А вообще, человеку в жизни везет гораздо больше, чем не везет — нужно только подхватить момент. В 14 лет я был готов. Потом у меня было еще много случаев, когда мне везло, но были и невезения. Меня не утверждали на роли, срывались встречи с очень интересными режиссерами. Я не стану говорить о ролях, которых у меня не было — это из области сплетни на тему. Нечего рассуждать о том, чего не было — это попахивает старческим маразмом. А вот то, что было — было, и слава Богу. Я могу сказать, что в некотором смысле я большой оптимист, даже везунчик.
— Ваши музыкальные роли сослужили вам плохую службу. Не злит ли то, что вас все еще опознают по песне «Комарово»?
— Не все. Из тех, кто меня знает, большинству я известен не только по «Комарово». Хотя, я с этим не спорю, это было в моей жизни — я пережил это на рубеже 80-х. Был период, когда два года я отказывался от ролей и песен, которые повторяли меня в этом качестве. Каждый раз, когда мне предлагали и приходилось отказываться, было страшно. Были опасения, что в следующий раз не предложат вообще. Но в 1994 году я таки дождался сценария: с Чуриковой мы сыграли «Год собаки», после которого все стали хвалить меня и называть замечательным артистом. Хотя, были люди, которые мало об этом думали и знали только «На недельку до второго». Однажды на Мосфильме, идя по коридору, я услышал за открытой дверью чей-то разговор. Слышу — Скляр — я остановился и слушаю: «А что Скляр? А зачем он вам?» — другой ему — «Вроде, он хороший артист». — «Нет. «На недельку до второго» в нашей картине? Нет. У нас серьезное кино». Услышав это, я остановился, побелел, меня пробило потом — я понял, что отношение ко мне уже определилось — мне повесили ярлычок. Я долго боролся с этим, и оказалось, что не зря. И вообще, я понял, что в жизни лучше подождать, как говорил Булгаков: никогда ничего не проси — сами все предложат и сами все дадут. Это очень хороший жизненный принцип.
«Слава далась мне кровью»
– После того как вы снялись в «Юнге Северного флота», в Курске, наверное, тут же стали знаменитостью?
– У меня тут же появилась масса поклонниц, телефон трещал не переставая: «Здравствуйте, меня зовут Таня, можно с вами дружить?» Мама тут же вырывала трубку и орала: «Прекрати сюда звонить!» Меня это тоже стало раздражать, я начал посылать поклонниц прямым текстом. А они начали мне мстить. Каждый вечер после уроков меня поджидала толпа парней, жаждущих расквитаться за подруг. Я выходил к ним и спрашивал: «Кто первый?» И мы шли драться на стадион в окружении очередников. Тем временем мои друзья подтягивались к стадиону, прихватив «оружие» – морские ремни с якорьками, которые наматывались на руку. Я дрался каждый день. Слава далась мне кровью.
– Первые аплодисменты вы когда и где «сорвали»?
– Думаю, еще в яслях.
– Стихи читали?
– Нет, стихов никогда не читал. Даже когда поступал в театральный институт, я их не мог выучить до конца, даже басню, рассчитывал на то, что комиссия меня остановит. А вот прозу я знал от начала до конца (финал «Тихого Дона» Шолохова). Со школы к стихам у меня была некоторая антипатия. А пел я с самого детства. С яслей. Был запевалой и в детсадовском хоре, и в школьном, у меня была масса грамот. Потом у меня была вокально-инструментальная группа. Поэтому с аплодисментами я был знаком очень рано и с ощущением сцены, благодарностью зрителей – тоже.
– Вы можете вспомнить момент, когда почувствовали, что стали известным?
– Это произошло после того, как в какой-то газете напечатали, что Скляр погиб, разбился на машине. Потом меня «хоронили» неоднократно: «Артиста Скляра убили!» Дошло до мамы, она в истерике звонила мне. Проводник поезда, на котором я ехал в Москву, долго вглядывался в меня, а потом спросил: «Вы Скляр? Ну, надо же, живой! А моя сестра, которая в «скорой помощи» работает, рассказывала, что вы буквально три дня назад у нее на руках умерли». Я стал даже собирать случаи моих смертей. Однажды в Москве в Доме кино я поднялся в ресторан и увидел Сашу Абдулова и Панкратова–Черного. Они, подняв бокалы, застыли, увидев меня, стоящего за стеклянной дверью: «Мы только что не чокаясь пили за погибшего Игорька. А тут ты». Рядом сидела Алла Пугачева. Она сказала: «Значит, ты уже знаменитый. Знаешь, сколько раз меня убивали?»
«Играть на сцене с близким человеком чрезвычайно трудно»
– Талантливые люди талантливы во всем. Вы ведь отлично рисуете карандашом
— Я не только карандашом рисую. Я еще и ножиком хорошо вырезаю. Об этом невозможно говорить — нужно смотреть. Вырезаю из дерева. Первую игрушку своему сыну я сам делал, из липы, ножиком, который смешно двигается. Чуриковой однажды подарил бабу с грудью и сковородкой. Я учился вырезать сам, мне было интересно.
— Наверное, это отбирало много времени
— А как по-вашему — зачать ребенка — много времени надо? Это не скорее, чем фигурки вырезать. Нужно решиться на это, встретить человека, понять, что это твой человек, ведь сам факт соития — это еще не зачатие. Все происходит гораздо раньше. Вы встречаете человека, который вам нравится, и со временем вы понимаете, что именно от него вы хотите ребенка. И только потом вы соглашаетесь на зачатие.
— С женой Натальей решались долго?
— До того как пожениться, мы жили вместе 10 лет. Живем уже больше 20 лет, сыну — 16. Мы познакомились в театральном институте, будучи абитуриентами, в 1975 году. Мы еще не были студентами. Потом она мне рассказывала, как я ей был неприятен, как она посмотрела на меня и сказала: «Ну, конечно, у этого, наверное, все девки — его». А я ее увидел, всю такую птицу-сеницу-щебетунью, талантливую, существо, с которым даже сложно представить себя рядом.
— Приходилось играть вместе в одних спектаклях?
— Играть с близким человеком чрезвычайно трудно. Близкие друг другу люди знают, как это происходит на самом деле, а то, что происходит на сцене — только отражение жизни. Я видел, как моя жена играет любовные роли с моими друзьями. Меня спрашивают, не ревную ли я, а я отвечаю, что нет, потому что я знаю, что это — выдумка. А то, что происходит у нас, — тоже чувственно, но реально. И об этом лучше пусть никто не знает. Зритель должен видеть артиста на сцене — тогда он интереснее и загадочнее. А когда все знают, на каком он унитазе, извиняюсь, какает, и на какой кровати спит, все говорят: «У-у-у, у меня такой же есть». Когда актер где-то там, на сцене, на экране, такой весь недоступный Я помню, когда в детстве у ларьков стояли очереди за фотографиями. Видел, как покупали мои фотографии.
— Есть ностальгия по былым временам?
— Нет. Это глупости. Хотя, знаете она есть, безусловно. Она есть только в том смысле, что мы тогда были молоды, и время было другое, было другим ощущение жизни. Еще, когда я с сыном общаюсь и ругаюсь с ним, я говорю ему: «Ты знаешь, Вася, ты лучше не спорь со мной, потому, что таким, как ты, я уже был, а ты, таким, как я, еще не был». Я помню, как со мной пытались разговаривать родители, читали нотации. Я тогда думал: «Я никогда в своей жизни, если у меня будут дети, не буду говорить столько много слов». А пришло время — и я тоже стал произносить «столько много слов». Я вижу, как сын смотрит на меня моими глазами в моем возрасте и думает про себя: «Папа, как ты меня достал».
«Проект дома делал сам, придумывал, рисовал»
– У каждого свой секрет восстановления сил. Каков ваш?
– Уже несколько лет живу в Павловске. Мне давно нравится это место. Появляться в его особом пространстве, входить в него — уже счастье! В моем доме мне очень хорошо. Я вот полночи просидел у камина, думал о разном, делами занимался
– Сами дом «сочиняли»?
– Да. В одном австрийском каталоге увидел картинку — потом журнал у меня «замылили» строители, и даже фотографии этой не осталось Проект делал сам, придумывал, рисовал Получилось такое альпийское австро-итало-французское шале. Но многие, приходя в дом, почему-то говорят, что получился ковбойский салон. Наверное, в этом виноваты ставни, напоминающие жалюзи.
– Бывает, что, озвучив желание, получаете неожиданно быстрый результат?
– В жизни очень много необычного. Случаются такие странные события, совпадения, соединения фактов, встречи, что утверждать, будто нет силы, которая нами руководит, которая написала уже нашу историю, даже язык не поворачивается. В моей жизни были моменты остановившиеся, застывшие, как капли янтаря: я что-то сказал, а оно совершилось, только подумал, а оно потом случилось со мной независимо от меня. Иногда боюсь своих мыслей. Честное слово, люди, с которыми у меня возникают серьезные конфликты, претерпевают неприятности. Может, и у меня жизнь сложилась бы лучше, не будь этих конфликтов Даже боюсь испортить отношения — а вдруг чего
– Доверяете интуиции?
– У меня жена — очень интуитивный человек. Внезапно ничего никогда не происходит. У всего на свете есть свои предпосылки. Даже кирпич на голову случайно не падает. Был случай на юге, где здания строят из больших блоков ракушечника. Стою у одного из разрушенных домов, а на крыше бегают какие-то ребята. Меня кто-то окликнул, и я, обернувшись, зачем-то сделал шаг в сторону Помню, как вдруг земля подпрыгнула под ногами и поднялась туча пыли: на то место, где я был полсекунды назад, упал 40–50-килограммовый кусок ракушечника
– После такого в вашей жизни что-то меняется, пересматриваете свои позиции? Говорят, у женщин интуиция сильнее развита
– Мужчины и женщины — тема для отдельного разговора. Мы очень разные. Отличаемся способом видения мира, ощущения, мышления Женщины – странные существа для нас. Мы устроены по-разному, смотрим на все с разных точек зрения, совершенно иначе реагируем на одни и те же события, слова, видим мир по-разному. Мы друг для друга странные и непонятные. И в этом секрет взаимного притяжения. Женщин очень люблю. Они все необыкновенно притягательны. А их интуиция может быть связана с тем, что, как мне кажется, они особо ни во что не вникают, но от этого все само постепенно откладывается в подсознании А когда необходимо, всплывает.
После инфаркта появилось неприятное чувство, которым я очень мучаюсь. Кажется, что для близких, для своей семьи мне нужно еще очень многое сделать. Но в мои годы и с моим пониманием жизни я мог бы уже не соглашаться на предложения, которые претят, когда зовут на корпоративную вечеринку побалагурить 20 минут под стучание и бренчание вилками-ножами А может, я на свет родился, чтобы спеть одну хорошую песню, сыграть в одном хорошем фильме, построить дом, полюбить одну женщину и сделать ее счастливой?
Александра БЕРЕГОВАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Oleg Trofimov
20 декабря 2007, 17:43e-mail: olega1958@mail.ru, город: SPbСтатья добрая, в смысле тема! Но хочется порадоваться результатам прожитых лет героя, поздравить еще раз с полувековым юбилеем, пожелать от всех кто СКЛЯРА знает долгих, нам на счастье, творческих успехов, а болячки разбивались об его могучее здоровье. За тебя! .УРА .