Торговое представительство, или как в Курске снижают цены
Общеизвестно, что Курск занимает одно из первых мест в России по объему торговых площадей на душу населения. Однако в разных микрорайонах продолжают открывать новые гипермаркеты. В то же время наш город, по данным статистики, славится самыми дешевыми продуктами в Черноземье. Недавно приезжала делегация администрации Липецкой области перенять опыт. Мы попытались проанализировать ситуацию и разобраться, что происходит.
«Ценокос» устроила конкуренция
Под таким заголовком описала визит липецкой делегации в наш город «Курская правда». Председатель комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Владимир Пучков пояснил, что во-первых, наши сетевые торговые представители давно договариваются с производителями напрямую, отказавшись от услуг посредников, накручивающих дополнительные проценты на товар. А во-вторых, на цены влияет серьезная конкуренция двух самых крупных торговых сетей – «Европы» и «ЛИНИИ», на которые вынуждены равняться магазины помельче.
«В Северо-западном микрорайоне Курска лидерство по числу магазинов держала «Европа», – пишет «КП». – Но едва к работе приступила еще одна «ЛИНИЯ», у «европейцев» срочно начался «ценокос» в прямом и переносном смыслах. Цены на продовольствие не просто снизились, а рухнули».
Действительно, на массированную рекламу про «ценокос» сеть «Европа», судя по всему, потратила огромные средства. Где ее только не крутили! Не уверены, что эти затраты окупились. Рассмотрим на простых примерах.
Год назад в начале декабря в Курске было на целых три продовольственных гипермаркета меньше. За это время открылись «Европы» в районе Триумфальной Арки и на улице Вишневой, а также «ЛИНИЯ-2» на Северо-западе. По идее, если брать за «константу» примерный месячный объем покупателей и затраченных ими денег, то кто-то из двух крупных игроков на розничном рынке должен был потерять в конкурентной борьбе.
Кто теряет в прибыли?
По нашим данным, динамика в сети «ЛИНИЯ» почти не изменилась. Так было, кстати, не только в Курске, но и в других городах, где появлялись «Европы». Скажем, в Железногорске, Старом Осколе, Губкине... На какое-то короткое время после открытия «Европ» объемы выручки в «ЛИНИЯХ» незначительно снижались, а затем возвращалась к прежним цифрам, даже с тенденцией к увеличению. Получается, что люди, заинтересовавшись новыми магазинами, вначале шли туда, но затем возвращались.
Вот в Курске открытие «Европы» на Вишневой привлекло внимание жителей Железнодорожного округа и ближайших районов области, а «Европа» на Арке – покупателей из микрорайона СХА. Но спустя время мы видим, что за большими покупками, скажем, к праздникам или сразу на неделю, Железнодорожный округ снова ездит в «ЛИНИЮ» на Энгельса. А с открытием летом «ЛИНИИ-2» на улице 50 лет Октября в нее устремились не только покупатели Северо-запада, но и со СХА через новую дорогу по улице Кавказской.
Наши корреспонденты днем 14 декабря проехались по этим магазинам и убедились: в одно и то же время больше всего покупателей было в «ЛИНИИ» на Энгельса, чуть меньше в «ЛИНИИ-2». При том что эта торговая сеть обходится без массированной рекламы. На третьем месте по посещаемости оказалась «Европа» на Вишневой, еще малолюднее – в «Европах» на Арке и на Хрущева...
В чем «секреты фирмы»
В чем секреты успешности формата «ЛИНИЙ»? Во-первых, гипермаркеты этой торговой сети спроектированы по одному образцу. Всё одинаково, значит, всё знакомо. Кроме того, в «ЛИНИЯХ», на наш взгляд, грамотнее выкладка товара, всё правильно сконцентрировано и «легко читается» для покупателя. То, что нужно ежедневно, – продукты первой необходимости – расположено так, что не надо заходить в ряды. Прямо со входа идешь к хлебному отделу, где пекут множество видов собственной продукции, затем кулинария (тоже свой цех), свежее мясо, которое в «ЛИНИЯХ» разделывают за стеклом, на глазах покупателей. Колбасы, сыры, молочная продукция, фрукты и овощи. И так далее по ходу движения к кассам. В рядах стеллажей размещены более-менее специализированные продукты, которые обычно покупают нечасто или сразу большими партиями. Людям всё понятно, и это очень экономит время. Еще можно отметить чистоту и грамотную освещенность товара. При этом гипермаркеты работают круглосуточно.
Почти в каждой «Европе» всё по-разному, что уже неудобно... С мясом и хлебом выбор не впечатлил, как и товарное соседство. Например, фрукты рядом с бытовой химией или памперсы возле продуктов. Кстати, проходы между стеллажами в «ЛИНИЯХ» гораздо шире, чем в «Европах», это не создает тесноты.
Второй важный момент – в основу ассортимента «ЛИНИЙ» из 20 тысяч наименований положены продовольственные товары, а не сопутствующие. Похоже, здесь четко следят, что наиболее востребовано и чаще покупается. Ну и цены, если брать какие-то средние позиции, в «ЛИНИЯХ» оказались ниже и стабильнее, чем в «Европах». Это весьма актуально особенно накануне Нового года. В совокупности такие подходы к торговле рождают большой покупательский поток, что выливается в третье преимущество – вероятность купить просроченные продукты стремится к нулю.
Надо констатировать, что конкуренция – дело хорошее. Благодаря этому и цены ниже, и покупатель стал грамотный, может, даже слегка избалованный. Не клюнет уже ни на какие шаги отчаяния, подобные «ценокосам», «ночным шопингам» и всяким скидкам. Люди не любят шараханья из стороны в сторону. Они ценят стабильность и качество. Кто этого не понимает, тому и приходится отдавать свои торговые площади в аренду под бытовую технику, одежду и прочие «сопутствующие товары»...
Вверх▲
Отзывы читателей (3)
Написать отзыв▼
Александр
29 декабря 2011, 15:20e-mail: pashakon@mail.ru, город: КурскЕще знаю что в "Европах" с работниками как с рабами обращаются, в контролеры частенько гопников набирают, да и заработная плата отличается от обещанной, в меньшую сторону.
Игнат
2 марта 2012, 21:17город: КурскПолторацкий в 2002 году и Полторацкий 2012 — большая разница! Не все проходят испытание медными трубами)))
Ljusi
5 июля 2012, 23:34e-mail: schevyakova@rambler.ru, город: курскподдерживаю по факту рабов. Диретора вообще все хамки. Когда работников премии лишют — в оргазме. За экономию фонда зарплаты получают премию до 40 процентов от экономии.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 51 (897) от 20 декабря 2011 года
Праздник от Юго-Западного госуниверситета на Международном форуме «Expopriority-2011»
Связь-Банк в Курске: Ставки по вкладам переживают сезонный рост
«Ремотделка» и «Чистюля» — лидеры рынка услуг ремонта и профессиональной уборки в Курске.