Чудо-доска от курского учителя
Вообще-то, доска была не одна, а целых три. Николай Кашин из Курчатова отдал 35 лет школе и все это время ломал голову над оптимизацией учебного процесса. Школьная доска, по мнению математика, способна развивать интеллект и повышать сообразительность ребенка.
Первые два варианта школьных досок изобретателя не устроили. А вот последняя, по его убеждению, совершенна. На нее Кашин получил авторское свидетельство. Перво-наперво отправил все документы в журнал «Юный техник». Через некоторое время там ответили, что изобретение интересное, но все чертежи редакцией утеряны... «Юный техник» предложил курчатовскому учителю, чтобы все чертежи воссоздал их сотрудник. В этом Николай Кашин усмотрел подвох. Кто-то из друзей посоветовал отправить в редакцию телеграмму, что копии документов были направлены не только в «Юный техник». Через некоторое время – новый ответ. Все чертежи отыскались. Вышла публикация, за ней последовали статьи в ведущих научных журналах. Все авторские права были полностью за курчатовцем. А еще через некоторое время доску Кашина признали изобретением международного уровня. Чтобы уточнить, нет ли подобной за рубежом, советская комиссия направляла запросы в Японию, Америку, Англию, Германию и Францию. Оказалось, аналогов изобретению курянина нет...
«Классная» философия
Сейчас Николаю Степановичу 70 лет, на пенсии. Но отдыхать совершенно не умеет, постоянно думает о школе, рассуждает, как качественно улучшить образование.
У Кашина особый взгляд на занятия у доски. «Посмотрите на кисть человека, – улыбается он. – Пятерня – это символ солнца. Когда берем в руки мел, наша рука – это рука рабочего человека. А, как известно по Дарвину, труд превратил обезьяну в человека. Если наша кисть не будет работать, а большой палец будет прижат к остальным, будем снова походить на наших преков. А нам нужно двигаться только вперед!»
Выход ребенка к доске в современной школе – стресс. По убеждению Кашина, вызывать «на сцену» класса школьника нужно как можно чаще. Девчонки и мальчишки должны адаптироваться к сложностям, в этом секрет личностного роста. «Когда ребенок стоит у доски, его мыслительная деятельность в напряжении, – размышляет бывший учитель. – Речь, мысль, слух, внимание, память – все активизировано в этот момент».
В ту эпоху, когда грядет платное высшее образование, на средней школе лежит большая ответственность. Она должна снабдить ребенка не только основными знаниями, но и сделать из него человека разумного, то есть научить размышлять. Если школа будет выполнять свои задачи в полной мере, у нас даже будет меньше аварий! Это один из прогрессивных выводов Кашина. Вырастет внимание водителей и пешеходов, их поведение на дорогах будет более логичным.
Но вернемся к изобретению. Кашин всегда мечтал создать необычную школьную доску. Его первое детище появилось в школе №1 Курчатова. Очень символично... Она была во всю стену, опускалась и поднималась. Вторая доска «родилась» в школе №2. Сюда Кашина на работу позвала директор – в то время она занимала пост депутата Верховного совета РСФСР. По словам Николая Степановича, директор школы очень ценила его как специалиста и была готова реализовывать его идеи... А главное, у нее была такая возможность.
Доска №2 представляла собой 6 полей, ездящих вдоль стены. Уже в процессе работы Кашин понял, что несколько ошибся в новой разработке. Между участками нужно было сделать перегородки, чтобы ученики, выходящие к доске, оказывались в кабине... «Изолировать» школьников друг от друга курчатовец поначалу пытался шторами. Но энтузиазм его угасал – в школе сменилось руководство, работать стало тяжелее. Идеальная, на взгляд изобретателя, доска появилась уже в другой школе – пятой. Сюда он ушел работать и оставался здесь на службе до пенсии.
Соревнования на уроках математики
Новая доска, общей площадью почти 20 квадратных метров, была заказана на заводе нестандартного оборудования. Точнее, все металлические конструкции к ней. Николай Степанович сам разработал все чертежи и пояснения. Деревянные детали Кашин выпиливал на стройке.
У доски одновременно могли стоять 10 человек – это повышало дух соревновательности. За несколько минут можно было опросить сразу полкласса, вторая половина была охвачена учителем в течение оставшегося времени на уроке.
5 частей доски выезжали из стены и устанавливались перпендикулярно ей. Нажав на кнопку, каждый ученик мог изменить положение полотна доски – установить выше или ниже, задать уровень наклона. Уроки математики превратились в соревнования. Каждый знал, что его вызовут и не будет возможности списать... Попадая в «кабину», школьник оставался наедине со своими знаниями.
Весть о чудо-доске долетела до областных чиновников, а потом и до столичных, изобретение Кашина было зарегистрировано в сентябре 1988 года. С того времени в кабинете математика стали проходить всесоюзные семинары учителей, встречи с иностранными педагогами.
Кашин считает, что его доска была бы полезна и сейчас. Но, увы, в то время, когда он лег в больницу, доску утилизировали. Сейчас в сфере образования принято прославлять интер-активную доску. Формулы и доказательства теорем проецируются на экране. Но Кашин ярый противник этого изобретения – он наслышан о нем от коллег. По словам педагога, долго работать с такой доской нельзя, она сажает зрение и ионизирует воздух. Из-за дороговизны такие установки считаются роскошью, и они есть далеко не в каждом кабинете.
«По моей доске студентами художественно-графического факультета был написан диплом, в ходе работы студенты должны были воссоздать ее, – вспоминает Николай Степанович. – Внедрить такие в производство дело, может, и затратное, но очень стоящее. Нам надо развивать свое общество».
Николай Кашин надеется, что найдется человек, который возьмет на себя этот труд и профинансирует производство уникальной школьной доски. Заинтересованных в этом вопросе просим обращаться в редакцию «ДДД» по телефону (4712) 51-30-21.
Нелли ЕФИМОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Игорь
18 мая 2016, 13:37e-mail: garikblame@yandex.ru, город: МоскваНиколай Степанович, мой бывший учитель!!!
Лучше преподавателя я больше не встречал, а мне уже 32...
Стоял за этой доской))
Ну и естественно иногда были промахи у доски,т.к не спишешь)))
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (752) от 10 марта 2009 года
С кем Вы, губернатор Курской области Михайлов? С учителями и врачами или с премьером Зубаревым?
Те, кто посещает солярий больше десяти раз в год, рискуют заболеть раком кожи