На иконы курянина молится полгорода
Курянину Игорю Горелову – 37 лет. Несмотря на относительно молодой возраст, он уже добился в своей работе того, чего многие люди не смогут достигнуть за всю жизнь. Каждые 2–3 месяца Игорь создает шедевр, на который люди молятся. И таких шедевров на счету Горелова уже больше ста.
Иногда ему приходится видеть свои работы, которые целуют сотни жителей и гостей нашего города. В такие минуты, по словам Игоря, его охватывает божественно-радостное ощущение того, что его произведения искусства не только остро необходимы, но и будут служить людям на протяжении многих веков. Известный курский иконописец очень рад тому, что сумел найти работу, приносящую не только материальный достаток, но и глубокое душевное удовлетворение.
Заказ из храма резко изменил судьбу
Пришел к профессии иконописца Игорь не сразу. Закончив в 1995 году художественно-графический факультет Курского государственного университета, будущий мастер письма святых образов вначале устроился на работу в кинотеатры имени Щепкина и «Юность» оформителем афиш. Но нудная «мазня» кровавых сцен на потребу публике с заголовками «Убить Билла» или «Гроб из Гонконга» Горелову вскоре стала совсем не интересна. Тогда он, как и многие начинающие художники, решил завоевать сердца земляков портретами и пейзажами.
Несколько полотен, написанных в тот период творческих исканий, получились довольно профессионально, но, странное дело, особого душевного удовлетворения живописцу не принесли. А у Игоря к тому времени уже была семья – жена Ирина, работающая преподавателем истории в курском электромеханическом техникуме, и маленькая дочка Маша. Поэтому когда знакомый Горелова предложил ему «...не строить из себя великого, но нищего художника», а вместе с ним за хорошие деньги заниматься в одной из городских автофирм покраской автомобилей, Игорь согласился. Даже день наметил, когда они с приятелем должны были идти трудоустраиваться.
А вечером позвонил знакомый художник Сергей Воронов и неожиданно предложил за вполне достойную плату срочно написать для Воскресенско-Ильинского храма в Курске три иконы – «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом» и «Положение во гроб». К назначенному дню Игорь принес все три образа в храм и сразу получил от настоятеля предложение поучаствовать в оформлении центрального иконостаса церкви. Естественно, после такого поворота судьбы о покраске машин речи уже не шло. Горелов с увлечением принялся осваивать новое для себя направление в живописи. После завершения работ над иконостасом Воскресенско-Ильинского храма Игорь неожиданно обнаружил, что в небольшом кругу известных курских иконописцев его считают весьма профессиональным мастером. Поэтому когда ему вскоре предложили расписывать купол курского храма Георгия Победоносца, он особо не удивлялся.
Затем заказы к Игорю посыпались, как из рога изобилия. Мастерски расписанные купола и иконостасы пожелали иметь в своих храмах настоятели церквей не только Курской области, но даже и Липецкой. Узнав о таланте Горелова, к нему вскоре потянулись знакомые, а потом и незнакомые заказчики. Просят написать какой-либо святой образ лично для них или в качестве изысканного подарка. Игорь, даже несмотря на частую нехватку времени, старается не отказывать никому.
«Святого Серафима» подарили владыке Герману
Интересная история приключилась с иконой «Святой Серафим». В свое время курский владыка Ювеналий, узнав о таланте молодого иконописца, попросил его написать этот лик для епархии, дав в качестве образца очень старую икону, написанную еще в начале XIX века. Игорь удачно сделал копию, которая очень понравилась Ювеналию. После ухода владыки на покой «Святой Серафим» был куплен Воскресенско-Ильинским храмом. Когда эту церковь посетил новый глава курской епархии Герман, ему очень понравился написанный образ. Настоятель храма подарил икону владыке.
Игорь Горелов говорит, что его удивляют своими заказами некоторые «новые курские». Пытаясь выглядеть глубоко верующими и набожными, они часто требуют внести в веками устоявшийся образ той или иной иконы свои личные корректировки. Бывает, просят «сбацать» апостолов в ярких, цветных одеждах. Недавно владелец одной курской фирмы за приличную сумму заказал написать большую икону «Святая Троица». А когда Горелов представил ему эскиз будущей иконы, тот чуть ли не в приказном порядке эмоционально попросил: «Слышь, братан! А чего это у всех троих лица такие кислые, будто они, блин, на похоронах? Так дело не пойдет! Сделай их веселыми, а то в моей гостиной такая грустная икона всех друзей и партнеров распугает!»
Другой известный в городе бизнесмен заказал себе в особняк огромную икону под названием «Молельная чаша». На ней изображен молящийся Иисус Христос, а на заднем плане оригинала расположились уставшие ученики Спасителя, у некоторых закрыты глаза. Это не понравилось «глубоко верующему» предпринимателю. Он недовольно хмыкнул: «Слушай, кто это спит за спиной молящегося Иисуса и портит весь пейзаж? Кто это? Его ученики! Убирай их! Почему нельзя убрать? Ну и что, что это веками устоявшийся образ иконы? Сделай мне одного конкретно молящегося Иисуса без его сонной тусовки. Понял?»
Другой «новый русский» решил возвести на своей малой родине в селе храм на свои деньги. Церковь назвали в честь одного из святых. Когда ее возвели, бизнесмен пригласил Игоря Горелова расписать иконостас. В самом центре иконостаса по канонам должна находиться икона того святого, в честь которого назван храм. Однако богатый заказчик не терпящим возражения голосом потребовал: «В центре поставь икону святого, носящего мое имя! Я вложил деньги в этот храм и хочу, чтобы было именно так».
Игорь Забелин