Обнаружена секретная мастерская да Винчи
Забытая студия великого итальянского художника Возрождения Леонардо да Винчи с фресками 500-летней давности и секретной комнатой для препарирования человеческих трупов обнаружена во Флоренции.
Неожиданное открытие сделано в женском монастыре святой Аннунциаты, настоятельницы которого 5 столетий назад сдавали комнаты напрокат художникам. Именно здесь, как предполагают ученые, работал гениальный Леонардо и, возможно, в часовню этого монастыря приходила молиться Лиза Герардини, ставшая моделью для знаменитой «Джоконды». Монастырь в настоящее время частично занят Институтом военной географии. До сих пор кельи монастыря и другие помещения были закрыты для публики.
«Немного абсурдно думать, что в 2005 году мы нашли студию одного из самых великих художников в мировой истории. Но именно это случилось», – заявил один из исследователей, благодаря усилиям которых произошло это открытие. Фрески, нарисованные на стенах, возможно, самим Леонардо, оставались нетронуты на протяжении веков, и об их существовании не знали даже ученые. На одной из фресок был изображен белый силуэт архангела Гавриила, поразительно напоминающий образ, созданный Леонардо в картине «Благовещение», которая находится в галерее Уффици. Пока ученым непонятно, был ли архангел удален из фрески или, возможно, так никогда не был закончен. Стены студии также покрывают изображения птиц, одна из которых отчетливо напоминает известный эскиз Леонардо из Atlantic Codex – 1286-страничного собрания рисунков и записей художника, скульптора, изобретателя и ученого.
Есть свидетельство известного итальянского архитектора и историка Джорджо Вазари, что Леонардо разрешили бесплатно жить в монастыре. Ученые предполагают, что именно в монастыре Леонардо встретил жену зажиточного флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизу Герардини, которая стала моделью для его картины «Мона Лиза», потому что именно здесь находилась часовня их семьи. Леонардо написал «Джоконду» после того, как оставил мастерскую в монастыре, однако имеются доказательства того, что модель и художник встретились именно здесь между 1501 и 1502 годами, и, возможно, в монастыре была задумана «Джоконда» или даже были сделаны первые наброски картины. Как предполагают специалисты, вместе с художником в студии работали его помощники, кроме того, вероятно, они использовали «секретную» комнату для препарирования трупов, предназначенных для работы над анатомически верным изображением человеческого тела.
Другие ученые сомневаются, что фрески были написаны да Винчи. Скептики говорят, что хотя и не видели фрески лично, но изучение их высококачественных фотографий показывает, что живопись относится к концу XV века и выполнена в стиле художников, работавших за несколько десятилетий до того, как Леонардо, как предполагается, поселился в 1500–1503 годах в монастыре святой Аннунциаты.