Тайны курских кладов
На территории нашей области до сих пор находят всевозможные клады. Часто это – коллекции оружия, столовое серебро, медные монеты. Очень редко встречаются золотые украшения. При этом вокруг самих сокровищ ходит масса легенд и преданий. Именно этой темой занимается ученый секретарь областного музея археологии Андрей Шпилев. Своими наработками он поделился с читателями «Друг для друга».
Сокровища «замыкали» ключами
По словам Шпилева, в большинстве народных преданий клад – не просто груда спрятанных в укромном месте сокровищ, а нечто, живущее своей особой жизнью. Это пошло из язычества, когда богатство рассматривалось как проявление милости богов. Наши предки считали, что утрата или переход в чужие руки накопленных ценностей приводит к разорению, а иногда и к смерти прежнего хозяина. Поэтому сокровища старались спрятать как можно надежней.
Клады закапывали в курганы, укрывали в пещерах, на древних городищах или опускали в воду (в реки, пруды, колодцы и озера). «Еще в начале XX века крестьяне Дмитриевского уезда указывали на небольшое, но глубокое озеро, на дне которого багром прощупывался какой-то предмет, – говорит Андрей Шпилев. – Местные жители до сих пор верят, что это клад. Они предпринимали неоднократные попытки достать его, но ни один человек так и не добрался до богатства».
Чтобы клад остался лежать в земле, его владельцы накладывали зароки, заклятья. Иногда произносился зарок на «головы». Так, богатство, положенное на столько-то голов, например на сорок, причиняет сорока кладоискателям смерть, а сорок первый беспрепятственно получает сокровища. Иногда клады запечатывали на конкретного человека, какое-нибудь имя или определенное количество лет. Чтобы материально подкрепить магическую защиту, среди драгоценностей клали настоящие замки и ключи, которые, по мнению наших предков, создавали ограды вокруг места, где зарыто богатство. Подобные предметы есть и в кладах, обнаруженных на территории Курского края. Так, в июне 1927 года в Старооскольском уезде Курской губернии (современная Белгородская область) крестьянин выпахал около 50 арабских дирхемов VIII–IX веков. Находка была приобретена Эрмитажем, куда с монетами отослали найденный вместе с ними железный ключ.
Золотой баран под Курчатовом
Самые сильные кладовые заклинания использовал загадочный, говоривший на непонятном для крестьян языке, народ «кудеяры». По преданиям, они обитали в Курском крае. В повести археолога Юрия Липкинга «Кудеяров стан» говорится, что у кудеяр были поселки в самых глухих местах, в лесу да среди болот. Жили они в длинных избах, одной на каждое поселение. Однажды поп из соседней деревни прикинулся избитым до полусмерти, лег на тропинке, ведущей к кудеярскому селению. Его пожалели и принесли в свой стан. Дело было под их самый главный тайный праздник. Одели кудеяры попу мешок на голову, руки-ноги связали, чтобы тот ничего лишнего не увидел. Но хитрец прокусил в мешке дыру. Видит: площадка посреди стана, в центре столб, на нем баран из чистого золота. Вокруг кудеяры хороводы водят...
Утром проводили попа до селения. Тот осмелел: «Все я видел, знаю, что вы золотому барану поклоняетесь. Отдайте мне барана, а нет – за безбожие да идолопоклонство всех огнем сожгут». Решили кудеяры бежать: барана золотого в землю закопали, а сами в дальние леса ушли, не то в Сибирь, не то в Карпаты. Рассказывают, до сих пор по ночам там земля гудит и огоньки светятся, где барана закопали.
Интересно, что при раскопках «Кузиной Горы» (сейчас это Курчатовский район) археологи действительно обнаружили следы большого кольцевого строения. Оно окружало все городище, оставляя внутри незастроенную площадь. Примерно в III веке до нашей эры городище было внезапно покинуто обитателями
Богатство не терпит матов
Овладевая сокровищами, не стоит жадничать. В начале 20-го века жители Льговского уезда говорили о несметных сокровищах, скрытых «в потайных подвалах» Ивановского городища (современный Рыльский район). Однажды крестьянин проник в погреба, где увидел груды золота и серебра. Старик будто бы набрал полные мешки, собирался уходить, но соблазнился стоявшими там же простыми железными сошками. Нагнулся за ними, но в тот же миг сокровища рассыпались прахом, а старик неведомой силою был выброшен на поверхность земли. Двери погребов захлопнулись, и подземелье на глазах старика затянулось землей.
Также, по народному поверью, клады не выносят брани. При извлечении клада строго запрещалось поминать нечистую силу и богохульствовать. В противном случае клад вновь уходил под землю. Интересную историю рассказал археологам во время раскопок Ратского городища (Курский район) местный житель: «Однажды ранним утром возвращался домой мимо небольшого болотца. И вдруг вижу – поперек тропинки лежит толстая веревка, а один конец ее уходит в воду. Интересно стало, ну и потащил ее. Ой, трудно пришлось – что-то тяжелое было там». Через какое-то время показался огромный, обитый железными полосами сундук. Тут-то мужичок и сплоховал. Со зла или от усталости вырвалось у него матерное слово. Сундук в ту же минуту пропал
Иван ДОБРОДЕЕВ
Вверх▲
Отзывы читателей (3)
Написать отзыв▼
Серж
17 июня 2011, 11:04
Aнастасия
18 мая 2015, 16:46e-mail: lutov76lutov@mail.ru, город: Курская область39Хотелось бы узнать ,что происходит под землей в деревне Провоторова в Курской области когда Немчура проходила, да и не только ,а вот когда кулаков раскулачивали тут более завораживающее и манящее покопаться в тайных сокровищах деревни Провоторова!!!!
Анастасия
19 мая 2015, 08:24e-mail: lutov197629lutovd@yandex.ru, город: Курская областьНа охоту за золотым бараном
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 14 (496) от 6 апреля 2004 года
Владимир Пучков: «Курск нуждается в цивилизованной торговле»