Ватные шедевры курской мастерицы
От этих игрушек становится тепло на сердце, будто на время оказался в своем детстве, где всё так просто и беззаботно. Уникальные ватные елочные игрушки делает курянка Кристина Шевердяева. Мы встретились с мастером редкого народного промысла и узнали, с чего всё началось, как рождаются шедевры и что делает ее игрушки живыми.
«Мои игрушки словно сделаны детскими руками»
– Кристина, расскажите нашим читателям, как и почему началось ваше увлечение ватной елочной игрушкой?
– Однажды в канун Нового года подружка попросила помочь ей сделать новогодний подарок – елочных советских солдатиков. Ну, вы понимаете, что найти в продаже такое практически невозможно. Мы взяли вату, клей и проволоку, сели за стол и буквально за вечер смастерили пятерых солдатиков. Они получились довольно большие, но это были первые мои игрушки. А для себя я в тот вечер поняла: мне очень нравится их мастерить. Понятно, нужно проявлять усидчивость, кропотливость, но это моё. А дальше, как в сказке: «и долгими зимними вечерами » я полюбила мастерить ватные елочные игрушки.

– Какие персонажи вас более всего привлекают?
– Это, наверное, объяснить невозможно. Но мне почему-то нравится именно советская эстетика ватной игрушки. Цирковые артисты, фрукты... Тогда мне даже так казалось: чем проще, тем интереснее. Есть еще и такой момент: взрослые, если надумают что-то сделать, будут долго вымерять, вычислять... А дети делают, как бы точнее сказать, по наитию. Но в их поделках больше души. Это меня очень привлекает. И в начале творческого пути мне даже хотелось, чтобы игрушки выглядели, как будто их сделали дети.
Однажды произошла интересная, ободрившая меня ситуация. На тот момент я уже года три мастерила ватную елочную игрушку, и музей «Юные защитники Родины», который находится в здании библиотеки имени Асеева, пригласил меня с выставкой. Я с радостью согласилась – у меня на тот момент было уже более ста игрушек. Это была моя первая выставка. Но у меня ни в чем не было сомнений, хотя я самоучка и могла бы стесняться этого. Только радость – я могу показать свое творчество людям! А еще была такая мысль: если игрушки неудачные, люди мне об этом скажут, мне важен их искренний отклик, обратная связь. Но всем всё понравилось – посетители хвалили игрушки!

Я самостоятельно расставляла экспозицию и занималась уже второй витриной, когда на выставку зашли папа и сын. Мальчику было около шести лет. Они уже рассмотрели первую витрину и подошли ко второй, практически ко мне вплотную, и я вдруг услышала, как восхищенно папа сказал мальчику: «Смотри, сын, какие красивые игрушки сделали ребята!» Как же я обрадовалась! Это высшая, самая желанная похвала – мои игрушки словно сделаны детскими руками! Это был знаковый для меня момент – можно и нужно продолжать мастерить их. Да, есть другие игрушки, например, красивые куколки в нарядах со стразами и кружевами. Но меня почему-то привлекает некоторая обыкновенность – когда просто, но очень тепло. А на самом деле передать такое обыкновенное, простое тепло бывает очень непросто. Вот даже сама вата – ну что может быть проще? Но чтобы вышла игрушка, нужно большое терпение. Хорошая игрушка делается не сразу, а иногда и очень долго.

«Первенцев, а их более ста, я храню всех»
– Самое долгое – сколько вы делали игрушку?
– Самое долгое Нужно подумать. Да годами можно игрушку делать! Знаете, как бывает? Вот пришел на ум какой-то образ, но пока он в голове Или в жизни что-то подсмотришь, опять же – в интернете что-то увидишь, что зацепит за живое Садишься делать игрушку, а она получается другой. Не такой, как задумывалась. И личика пока подходящего нет. А бывает, лежат уже какие-то заготовки, вот еще деталька какая-то появилась, и игрушка сложилась, заулыбалась. Но это про задумку. А если про технику говорить, то игрушка делается в четыре этапа. Первый день – сделали заготовку и просушили ее, второй – добавили объем и тоже просушили, третий день – добавили какие-то мелкие детальки и, естественно, просушили. И вот на четвертый день ее уже можно раскрашивать. С технической стороны четыре дня – это минимум для изготовления ватной игрушки.

– Но ведь можно просушить игрушку быстрее. Например, феном...
– Можно, но не всё так просто. Сушить игрушку лучше в естественных условиях. Если же сушить ее на батарее или феном, то клей пожелтеет и игрушка не будет смотреться. Хотя такой вариант допускается, если вы нарочно делаете стилизацию под старину.
– Кристина, легко вам расставаться со своими творениями?
– Когда у меня накопилось уже много игрушек, задумалась: вот куда их деть, раздарить что ли, а может, продать? И вдруг я поняла, что практически каждая игрушка мне дорога. Не могу с ними расстаться. Каждая связана с каким-то событием или напоминает мне хороших знакомых, близких друзей и родственников. Вот эта похожа на мою коллегу с работы, а та – на мою любимую тетушку Аллу. С каждой игрушкой что-то да связано. Но понятно, что всё равно какую-то игрушку подаришь, а бывает, просят продать. Но первенцев, а их более ста, я храню всех.

– В библиотеке №4 имени Егора Полянского, что расположена на улице Малых, уже состоялось несколько ваших мастер-классов. Ребята мастерили капустничка, яблочко, мороженое в стаканчике... А где еще проходили ваши мастер-классы?
– В музее «Малые защитники Родины» при библиотеке Асеева, я уже рассказала вам про выставку. Там был и мастер-класс. О моей елочной игрушке тогда даже вышел репортаж на телевидении. Я каждый раз удивляюсь и радуюсь, как здорово получаются ватные елочные игрушки у детей. Все знают, что дети часто и неусидчивы, и капризны, а ведь мастер-классы проходят часа по два. Но дети справляются, и им нравится процесс, они молодцы и всё могут!

– Кристина, давайте помечтаем. Если вдруг Дед Мороз читает нашу газету, вот это наше с вами интервью, чего бы вы попросили у него?
– Ну, если про игрушки – чтобы было вдохновение! Тогда игрушка будет живой. И чтобы вдохновение было всегда, а не только зимой. Хотелось бы чаще заниматься игрушкой. Мое воображение рисует что-то вроде посиделок-вечёрок, где собирается теплая, душевная компания единомышленников, любящих ватную елочную игрушку. Понятно, каждый мастерил бы что-то свое. Там можно и чаю попить, и пообщаться – игрушечке ведь нужно время подсохнуть, и паузы в работе неизбежно возникают. Для меня это, наверное, лучший вариант.
Беседовала Юлия ТАРАТИНА
