Такие разные руководители Курской губернии
Продолжаем рассказывать читателям «Друг для друга» о руководителях нашего региона, изучая книгу «Курск и его правители» писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой. В прошлом номере мы завершили обзор истории Курского края и Российской империи в первой половине XIX века. Она была наполнена войнами, в которых куряне так или иначе принимали участие.
Русско-иранская война, сражения против Наполеона, Русско-турецкая и Отечественная войны, затем очередные войны с Ираном и Турцией, подавление восстания в Польше, Кавказская война с имаматом Шамиля, в которой прославился наш земляк князь Александр Барятинский, Крымская война...
Происходили и другие события мирового значения. Так, с 1803 по 1806 год шло первое российское кругосветное путешествие под руководством Ивана Крузенштерна, в 1809-м к России была присоединена Финляндия.
Ставший императором в феврале 1855-го Александр II через год добился довольно щадящего для России Парижского мира в Крымской войне. Закрыт Высший цензурный комитет, прекращен полицейский надзор за инакомыслящими. В день коронации объявили амнистию декабристам и петрашевцам, среди которых был курянин Николай Спешнев, другим политзаключенным и ссыльным.
Постоянно думал государь и о крестьянском вопросе. 20 апреля 1858 года издан рескрипт об открытии в Курске под эгидой губернского предводителя дворянства специального комитета, в который должны были войти представители всех уездов губернии, чтобы представить свои пожелания в вопросе отмены крепостного права. 3 мая того же года рескрипт опубликован в «Курских губернских ведомостях».
«Тишь да гладь» Бибикова
Губернатором в Курске с 1 июня 1856 года служил действительный статский советник Николай Бибиков. В вице-губернаторах у него находился Селецкий, позднее – коллежский советник Платон Шатохин и Федор Жемчужников. Предводители губернского дворянства – отставной капитан Николай Стремоухов и действительный статский советник Николай Скарятин.
Говорят, Николай Бибиков относился к типу «администраторов старого покроя», для которых было важнее не реальное состояние дел, а чтобы «мусора из дома не выносили»Бибиков происходил из потомственных дворян Петербургской губернии. Начал службу унтер-офицером, состоял в должности адъютанта, был волынским вице-губернатором. От армейского полковника прошел путь до действительного статского советника. Перед Курском – симбирский губернатор. Награжден орденом Святого Станислава I степени. Во время курского губернаторства получил чин тайного советника.
По мнению краеведа Владимира Степанова, Бибиков относился к типу «администраторов старого покроя», для которых важно не реальное состояние дел, а чтобы «тишь да гладь» и «мусора из дома не выносили». Поэтому в губернии вновь расцвели взяточничество и казнокрадство. Из положительных моментов: в 1858 году в Курске открыли телефонную станцию, через год – фельдшерскую школу, в 1860-м – детский приют.
Курский губернский комитет по крестьянскому вопросу начал работу в ноябре 1858 года. Все его члены во главе с губернатором пошли на молебен в Знаменский собор, который совершал архиепископ Илиодор. Но уже с первых заседаний комитетчики стали думать не о благе для крестьян, а о своей выгоде. Историк Л. А. Медведская писала: «Предводитель Стремоухов откровенно заявил комитету, что его задача выработать такой проект отмены крепостного права, который бы ни в какой мере не ущемлял интересы дворян, не нарушал благосостояния землевладельцев».
Экстравагантный Ден переодевался в бродягу
С 19 января 1861 года по 10 сентября 1863-го Курской губернией руководил генерал-майор Владимир Ден, исполняя обязанности военного и гражданского губернатора.
Владимир Ден экстравагантно боролся со взяточниками-полицейскими: по ночам переодевался в оборванца и бродил по улицам, притворяясь пьянымВице-губернаторами при нем были Жемчужников, а также князь и действительный статский советник Иван Мещерский, владелец имения Миролюбово в Фатежском уезде Курской губернии, построивший школу для детей крестьян и работников крахмало-паточного завода. Предводителем дворянства остался Скарятин.
Ден происходил из семьи военного инженера, генерала, посвятил себя военной службе. Участник Крымской войны, обороны Севастополя и Инкерманского сражения. Был награжден золотой полусаблей с надписью «За храбрость». Кавалер нескольких российских орденов. После смерти Николая I в первый день восшествия на престол Александра II дежурил во дворце. С 1860 года – генерал-майор императорской свиты.
Личность парадоксальная. Одни называли его добрейшим и прямодушным, другие – вспыльчивым до бешенства и хитрым. Но в чем сходились и сторонники, и враги: губернатор был справедлив. После Курска произведен в генерал-лейтенанта, позднее стал сенатором. Занимался литературой, оставив мемуары и о Курском крае.
Еще до назначения губернатором Ден прибыл в Курск «для наблюдения за правильностью призыва отпускных или рекрутского набора». О предшественнике Бибикове писал так: «Человек смирный, малограмотный, усердно старавшийся об одном, чтобы всюду царствовали «тишь да гладь и божья благодать», а другими словами, чтобы всё было шито да крыто. Николая Петровича не любили».
Со взяточниками Владимир Ден боролся экстравагантно. По ночам переодевался в оборванца и, притворяясь пьяным, бродил по улицам. Когда его останавливала полиция, откупался 10-рублевкой. А наутро вызывал начальника караула и увольнял. По легенде, однажды трюк раскусил кто-то из полицейских и велел конвою привести переодетого губернатора в участок, где «бродягу» как следует проучили. После этого таинственный незнакомец с 10-рублевками больше на улицах Курска не появлялся.
Отмена крепостного права
На долю губернатора и его помощников выпало проведение реформы 1861 года по отмене крепостного права. Хотя Ден искоренял преступность и слыл грозою чиновников-взяточников, в вопросе раздела земли он был на стороне дворян-помещиков, оставляя без принятия мер адресованные на его имя жалобы крестьян о неправомерных действиях помещиков и полицейских.
Реформа Александра II об отмене крепостного права в основном коснулась сельского населения. Город жил другими заботамиПри обнародовании Манифеста об отмене крепостного права в Курской губернии проживало около 1,863 миллиона человек, из них крестьяне составляли 90%, а дворяне – лишь 0,9%. Еще 9,1% приходилось на купцов, мещан, духовенство, разночинцев и иностранцев.
Но дворяне владели лучшими пахотными землями и делиться с «освобожденными» крестьянами не желали. В губернии учредили спецкомитет во главе с помещиком Щигровского уезда Скарятиным, выработавшим такие условия, что крестьяне оказались с самыми нищенскими наделами и черноземной полосы, и нечерноземной, и степной... Средний надел на мужскую душу составил 2,2 десятины (2,4 гектара). Землю свыше нормы требовалось выкупать у помещиков или брать в аренду на кабальных условиях. Также крестьян обязывали и за собственные земли, вплоть до их выкупа, отбывать повинности: отработать у помещика 40 мужских и 30 женских рабочих дней или заплатить оброк 9 рублей в год – огромные тогда деньги.
Бывшие крепостники старались «всучить» крестьянам худшие земли, оставляя без пастбищ и сенокосных угодий. В Курской губернии широко практиковалось переселение «на песочек», особенно в Льговском и Фатежском уездах. Несправедливость вызывала гневные выступления. В 1861 году крестьянские волнения отмечены в селах Кудинцево, где бунтовали против помещицы Ржевской, Густомой, Ивановское (владения князей Барятинских), Большие Угоны (владения графа Александра Толстого), Фитиж (владения помещика А. С. Булгакова) и в Дьяковке Льговского уезда.
В том же году случились волнения в слободе Михайловской, вотчине графов Шереметевых, где крестьяне отказались платить повинности, и в имении генерала Анненкова Дмитриевского уезда. Губернские власти направили туда эскадрон гусарского полка. 14 крестьян арестовали, а Минанчиков и Суворов как главные бунтовщики были осуждены к тюремному наказанию.
Город жил своей жизнью
Реформа императора Александра II Освободителя об отмене крепостного права в основном коснулась сельского населения. Города жили другими заботами, большинство из них было направлено на улучшение быта и культурного развития людей, количественного и качественного роста производств.
В 1861 году в Курске на «пожертвования сословий, учреждений и частных лиц» открыта женская школа, получившая название женского училища высшего разряда, на углу улиц Московской (Ленина) и Чикинской (Ватутина).
В 1863-м, по сведениям Юрия Бугрова, появилось отделение революционной народовольческой организации «Земля и воля».
В типографии губернского правления вышел 1-й выпуск «Трудов Курского губернского статистического комитета». Там была статистика за год: число жителей по сословиям и вероисповеданиям, родившихся и умерших, браков, а также сведения о количестве зданий, церквей, фабрик, заводов, ремесленников и выданных торговых свидетельств.
В 1863 году в типографии губернского правления вышел 1-й выпуск «Трудов Курского губернского статистического комитета»Помимо официальных материалов, в выпусках статистического комитета интерес представляли публикации работ учителя и археолога-любителя Алексея Дмитрюкова «Городища и курганы в Суджанском и Рыльском уездах», Ф. Белкина и А. Машкина «Сказки, записанные в Тимском уезде», И. Меча «Чортов курган» и ряд других.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой, фото из открытых источников
