Руководители Курска при Екатерине II
Продолжаем вспоминать руководителей Курска и его историю во второй половине XVIII века благодаря книге «Курск и его правители» писателя-краеведа Николая Пахомова и кандидата исторических наук, доцента ЮЗГУ Ангелины Пеньковой. После смерти Елизаветы на российский трон взошел Петр III Федорович. Он доводился племянником Елизавете Петровне по сестре Анне, следовательно, являлся внуком Петра I. Но до великого деда этому самодержцу из рода Романовых было ой как далеко.
Недолгое правление Петра III
Воспитанный в лютеранской вере Петр Федорович с пренебрежением относился к православию и русским традициям. Зато заключил мир с Пруссией, вернув фактически побежденному Фридриху II все завоеванные земли. Чтобы как-то успокоить дворянское офицерство, Петр III 18 февраля 1762 года подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Но этот жест был перечеркнут введением в русской армии прусской формы и муштры.
Отношения с супругой Екатериной Алексеевной, урожденной Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской, у императора были испорчены сразу после их свадьбы в сентябре 1745-го. В отличие от мужа, красавица-императрица пользовалась популярностью среди гвардейских офицеров. Дни Петра III были сочтены.
28 июня 1762 года, пока Петр Федорович находился в Ораниенбауме, Екатерина Алексеевна прибыла из Петергофа в столицу, где гвардейские полки, возглавляемые братьями Орловыми, присягнули ей как самодержавной императрице. Вельможи тут же переметнулись на ее сторону. 5 июля отрекшегося от престола Петра не стало.
Гуляй, шальная императрица!
В 1760-е годы бургомистрами Курска были Федор Попов и Петр Полевой. Екатерина II щедро наградила активных сторонников, в том числе землями и крепостными. Этот прием еще великого московского князя Василия III династия Романовых успешно использовала, решая проблемы внутренней политики. Гнет крестьян усилился до невиданных ранее пределов, несмотря на либеральные взгляды императрицы.

В Курском крае в 1762 и 1763 годах происходили бунты в сёлах, принадлежащих Рыльскому Николаевскому монастырю. Крестьян за это жестоко наказывали.
В ходе реформ создана Уложенная комиссия по квотам для дворян, горожан, государственных и экономических крестьян, однодворцев, служилых людей и инородцев для выяснения общенародных нужд. Всего получилось более 600 депутатов.
Как установили краеведы, от Белгородской губернии из трех провинций, куда входили города Курск, Обоянь, Суджа, Рыльск с одноименными уездами, курян (в широком смысле этого слова) в комиссии было 37. Среди них от дворянства Курского уезда – майор Петр Стромилов, от Обоянского – отставной гвардии прапорщик Михаил Глазов, от Рыльского – отставной гвардии сержант Лука Ширков и поручик Александр Ширков. Курск представлял купец Иван Скорняков, Обоянь – купец Сидор Уткин, Рыльск – купец Федот Филимонов. Однодворцев представлял курянин Андрей Маслов. Среди депутатов от Белгородской губернии был и уже упоминавшийся курянин, купец 2-й гильдии Иван Голиков, будущий автор 30-томного собрания сочинений «Деяния Петра Великого».
Скандал на Уложенной комиссии
Первое заседание прошло в Грановитой палате в Москве, затем они проходили в Санкт-Петербурге. 28 мая 1768 года по наказу курских однодворцев на заседании комиссии с радикальной обличительной речью в защиту крепостных, против произвола помещиков, жестокости наказаний и преследования беглецов выступил Андрей Маслов. Это было задокументировано, прочесть текст можно в сборнике «Из истории Курского края».
Купцы держали верх над однодворцами – в Курске с елизаветинских времен крепко встали на ноги купеческие династии Расторгуевых, Сыромятниковых, Гладковых, Баушевых, Машниных, Лоскутовых, Мухиных, Голиковых, Полевых, Поповых, Дружининых, Иконниковых, Филипцевых. Их сплотили многочисленные родственные связи и многолетняя цеховая принадлежность.
Заседания и дебаты шли полтора года, после чего комиссию распустили в связи с войной с Османской империей. Екатерине надоела ее либеральная забава. Императрица, ведя войны и подавляя Пугачевское восстание, как и Петр I, не забывала про очередные реформы, обожая заниматься законотворчеством.
В 1775 году по ее инициативе вышел закон о постепенном создании 50 губерний и наместничеств, имевший огромное значение для развития всего государства и Курского края в частности.
Новые реформы
Курск и Курский уезд, управляемые воеводами, продолжали находиться в Белгородской губернии. В период царствования Петра III и Екатерины II нашим городом руководили коллежские асессоры Никита Шатилов и Семен Сафонов, подполковник Иван Нефедьев, секунд-майор Иван Скрыплев и майор Николай Полонский, который отличился небывалыми поборами с купцов и посадских жителей.
Параллельно с воеводской канцелярией продолжали деятельность и городские магистраты. Как отмечал Юрий Бугров, с начала XVIII века по 1870 год в Курске было около 60 бурмистров (бургомистров). Но, к сожалению, подавляющее большинство из них для потомков остались малоизвестны. Счастливое исключение представляет Иван Ларионович Голиков, городской голова и дядя писателя И. И. Голикова.
Зато хватает сведений о губернаторах Белгородской губернии, в которую входил Курск. Они также имели непосредственное отношение к соловьиному краю.
После первого губернатора Юрия Трубецкого были генерал-майоры Иван Бибиков и Иван Стрекалов, бригадир Иван Греков, полковник Даниил Друцкой-Соколинский, действительные статские советники Петр Салтыков и Григорий Шаховской, генерал-поручик Василий Нарышкин, тайный советник Андрей Фливерк, генерал-поручики Иван Давыдов и Петр Свистунов. С началом реформы генерал-губернаторами Белгородской и Смоленской губерний были Александр Глебов, тайный советник Дмитрий Волков и Николай Репнин.
Как Курск стал столицей губернии
До Курского края губернская реформа императрицы Екатерины II дошла только в 1779 году. Ее указом знаменитый полководец, фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский был назначен наместником трех наместничеств: Малороссийского, Слободского Украинского и Курского.
Как человек военный, тот сразу же шлет послание белгородскому губернатору Петру Свистунову о приобретении или строительстве в Курске зданий для наместника и присутственных мест, а в уездных городах – зданий под суды и иные нужды. Заметную роль в организационно-распорядительных вопросах играл член малороссийской коллегии Башилов, вероятно, поручик и губернский землемер Иван Башилов, автор рукописного труда «Описание Курского наместничества 1785 года».

Вскоре последовал указ императрицы о разукрупнении губерний и образовании Курского наместничества, который подготовил Румянцев-Задунайский.
В Курской губернии оказалось 15 уездов: Курский, Белгородский, Обоянский, Старооскольский, Рыльский, Путивльский, Новооскольский, Короченский, Судженский, Богатенский, Фатежский, Щигровский, Тимский, Льговский и Дмитриевский. «Вследствие чего переименовать городами однодворческие села Фатеж, Богатое, Троицкое, что на Щиграх, да экономическое село Дмитриевское, и урочище бывшего монастыря Льгова со слободкою при оном монастыре, называемого Подмонастырною, под именованием города Фатеж, Богатой, Щигры, Дмитриев и Льгов, да однодворческое село Выгорное, назвав город Тим».
Белгородская губерния упразднялась, Курск становился центром наместничества со статусом губернского города. Белгород, поднявшийся в бытность засечной черты, переходил в разряд уездных.
До официального объявления о создании Курского наместничества 23 мая 1779 года работа уже шла. Были определены губернский центр, занимающий ключевые позиции в плане военно-стратегического положения и торговых коммуникаций, а также уездные города со вновь установленными границами после межевания.
Поэтому, когда 27 декабря 1779 года (по старому стилю) Курское наместничество было официально открыто, в Курске уже имелись двухэтажный наместнический (губернаторский) дом, иногда называемый дворцом, шесть корпусов присутственных мест и другие административные здания.
Продолжение следует.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (1612) от 16 сентября 2025 года

Файзуллин пообещал помочь в строительстве очистных сооружений

Смирнов подозревается во взятке на 30 миллионов, Дедов плакал в суде и просил направить его на СВО

Дочь олимпийской чемпионки Евгении Ламоновой Мирра Куденцова выиграла турнир «Люберецкая рапира»