Курянин собрал уникальную коллекцию посуды
Изразцы, махотки, глечики, солонки, докхи, ендовы, кубышки, подойники, щанки, кацеи, плошки, маслёнки, кашники, кринки, корчаги – всё, что жило в народном быту, сейчас можно увидеть на выставке «Сказы старинной корчаги» в Курском музее археологии. Это предметы из частной коллекции курского художника, методиста городского культурного центра «Лира» Романа Нарети.

12 лет он собирает предметы традиционной народной керамики. В коллекции около сотни экспонатов – посуда и керамические игрушки второй половины XIX – начала XXI века. В экспозиции представлена большая часть.
Поливные, дымлёные, вощёные, ангобированные и лощёные сосуды из Курской, Белгородской, Липецкой, Ярославской, Полтавской, Псковской, Калужской, Рязанской, Пензенской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Ивановской, Тверской, Кунгурской и других областей, а также из Грузии и Армении.
«Это не просто разные горшки, а живая история, поведанная через форму, цвет, запах глины и тепло рук мастеров», – говорит Роман.
Опасная посуда
Сам Роман не устает восхищаться своей коллекцией, рассматривая предметы крестьянского быта с особой любовью.

«Простая крестьянская посуда, но от нее почему-то глаз не оторвать. Такие интересные и приятные формы. Я не задавался какими-то целями сохранить, передать, мне просто это нравилось», – признаётся коллекционер. Но теперь появилось желание поделиться красотой и историей с земляками и гостями города. Ведь многие предметы домашней утвари давно вышли из обихода и забыты.
Глиняный рукомой (урыльник, двуносик) предназначался для мытья рук. Его можно назвать дедушкой умывальника. Рукомой подвешивали над широкой деревянной лоханкой и при умывании наклоняли за носик, из которого лилась вода.
«Я видел этот предмет на картине художника-передвижника Василия Максимова. Название не помню, но на ней изображена крестьянская изба. Сначала я узнал про этот сосуд, а потом увидел его на картине», – рассказывает коллекционер.
Подойник – сосуд с носиком для парного молока. Такие сосуды были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
Подойник обычно изготавливался без крышки, потому что молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Длинный носик подойника давал возможность сливать молоко в узкогорлую посуду (крынки, горшки, кувшины, стеклянные банки), не боясь пролить его. Любопытно, что подойник с молоком служил в традиционных представлениях своеобразным барометром. Каждая хозяйка знала: если молоко в подойнике начинало пениться – жди дождя.
«Будет корова, будет и подойник» – гласит русская пословица. Подойник покупался всегда вместе с коровой.

В экспозиции представлены два подойника. Один из них поливной – это такое блестящее покрытие. По незнанию некоторые думают, что покрыто мебельным лаком.
Полива – специальный состав, который используется для герметизации посуды. Раньше она делалась из свинцового сурика, который был ядовитым. Вред в первую очередь был для здоровья гончара, вдыхавшего ядовитую взвесь и пары при производстве такой посуды. Угрозу для здоровья такая посуда могла создавать и тем, кто ею пользовался. Сейчас глазурь безопасная – на водной основе.
Еще один интересный предмет – кацея, ручная кадильница. Оказывается, они тоже были керамическими. Это новодел, создан всего пару лет назад народным мастером России из Липецкой области Светланой Пастуховой.
Подарок из кучи мусора
Имена мастеров, создававших керамику, которая попала в его коллекцию, Роман обязательно фиксирует и знает наизусть. Также старается выяснить, где именно был создан тот или иной предмет.

Например, огромная пивная корчага, которая дала название выставке, приехала к Роману из Вологодской области. Перед покупкой он выяснил, что изготовлена она в деревне Терешихе.
Керамические раритеты курянин ищет по барахолкам, антикварным лавкам, на сайтах объявлений. Есть предметы, специально воссозданные по снимкам и описаниям. Среди экспонатов – подарки современных мастеров и курских хранителей истории.
Несколько предметов в коллекции Романа – подарки Сергея Ешина. Он приехал в Курскую область в 2019 году, чтобы восстановить и запустить старинную водяную мельницу в Красниково. У его прадеда по отцовской линии была своя водяная мельница на реке Березайке в деревне Березай Новгородской области. Сам Сергей работал на подобной в Пушкинском музее-заповеднике в Псковской области. А потом запустил и курскую мельницу в Красниково. В октябре 2022 года он сменил фартук на камуфляж и добровольцем ушел в зону СВО. В конце января этого года пришла страшная весть – Мельник погиб.
Сергей Ешин и Роман Наретя сошлись на увлечении этнографией. Вместе объехали юг Курской области. Роман подарил Сергею несколько своих рисунков мельниц, в том числе водяной в Красниково, в которую Мельник вдохнул душу. А тот в благодарность, зная об увлечении товарища, помогал ему пополнять коллекцию керамики.
В экспозиции – два изразца. Одному около полутора веков. Это подарок суджанского мастера, коллекционера и этнографа Александра Полякова, которого также не стало в этом году.

«Он присылал много фотографий находок, в том числе то, что находил на своем огороде. У него была интересная коллекция керамики – во всю стенку гаражную. Александр Николаевич мог рассказать о каждом предмете – откуда, какая культура. Трагические события в августе прошлого года заставили его покинуть родину, коллекция осталась там... А годом ранее он подарил мне один изразец, который нашел буквально в мусорной куче. Ломали старый дом, принадлежавший некогда одному зажиточному суджанину, в нем была изразцовая печь. И новые хозяева, не представляя ценность того, что в их доме есть, просто сломали и выбросили ее. И вот Александр Николаевич несколько целых изразцов достал из мусорной кучи, чтобы оставить себе. И один передал мне», – поделился Роман.
Александр Поляков рассказал ему, что изразец изготовлен в Харькове во второй половине XIX века, он определил это по клейму. Сказал, что видел такие изразцы в каком-то печатном издании.

Учитывая возраст большинства керамических предметов, не все они имеют первозданный вид. Многие в трещинах и сколах. Коллекционера это нисколько не смущает – в примету, что нельзя хранить треснувшую посуду, он не верит.
«Я же доморощенный этнограф, краевед-любитель. Ну не может в моем доме вся посуда быть целая», – улыбается Роман.
В экспозиции представлена и часть коллекции керамических игрушек. Но это скорее, чтобы немного ее разбавить. В будущем Роман Наретя планирует организовать выставку, полностью посвященную игрушкам.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (1612) от 16 сентября 2025 года

Файзуллин пообещал помочь в строительстве очистных сооружений

Смирнов подозревается во взятке на 30 миллионов, Дедов плакал в суде и просил направить его на СВО

Дочь олимпийской чемпионки Евгении Ламоновой Мирра Куденцова выиграла турнир «Люберецкая рапира»