Курские воеводы во времена от Ивана Грозного до Михаила Романова
Взявшись вспомнить, кто возглавлял старинный Курск в разные годы, мы увлеклись. Намереваясь рассказать о мэрах города в новейшей истории и, вероятно, в послевоенное время, сотрудники редакции нашли интересное исследование, уходящее в глубь веков, – «Курск и его правители». Авторы – писатель-краевед, руководитель городского отделения Курского союза литераторов Николай Пахомов и кандидат исторических наук, доцент ЮЗГУ Ангелина Пенькова.

Оставив на потом рассказы о князьях, руководивших Курском до XVI века, начнем со времен восстановления Курской крепости по указу Федора Иоанновича, последнего русского царя по линии Рюриковичей – сына Ивана Грозного.
Он продолжил линию отца по расширению территории государства за счет степных просторов Дикого поля, укрепляя засечную черту путем строительства новых городов и небольших крепостей-острогов.
По указу царя Федора в 1596 году были возведены Белгород, Оскол и Курск на старом городище на Семи. Строили Курскую крепость воевода Иван Полев, стрелецкий голова Нелюб Огарев и подьячий Яков Окатьев (Акатьев) силами вверенных им служилых людей – детей бояр и дворян, стрельцов, пушкарей, казаков и курского населения.
Справились к осени. Помимо всего прочего, надо было выкопать внутри крепости колодец глубиной до 25 сажен (50 метров), построить тайный подземный спуск к реке Тускари, обновить крепостной ров глубиной до 16 м и шириной до 70 метров, возвести осадные дворы. Есть предположения, что большая часть острога (детинца, кремля) к тому времени уже была сделана, а стройматериалы заготовлены заранее.
Крепость имела форму треугольника, вытянутого ломаными линиями стен в сторону устья Кура. Стены были дубовые, с пятью башнями: Пятницкой, Красной, Никитской, Въездной и Тускарной.
В 1596 году в Курске также была построена соборная Воскресенская церковь, а на берегу реки Тускари, на месте обретения иконы «Знамение», в 1597 году завершилось возведение монастыря – Коренной пустыни.
Иван Полев
Первым воеводой в заново отстроенном Курске стал Иван Полев, а стрелецким головой – Нелюб Огарев. Эти люди государевы не только возвели крепость, но и населяли ее «переведенцами из Мценска и Орла и добровольно приходящими из других городов». При них же к соборной церкви пристроили придел для возвращенной из Москвы иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной.
Как отмечают авторы исследования Пахомов и Пенькова, ранее возглавлявших Курск воевод – князя и боярина Михаила Петровича Репнина, убитого по приказу царя Ивана IV, и Петра Ивановича Татева, можно считать лишь походными руководителями.
А вот Иван Осипович Полев, по их мнению, первый настоящий глава нашего города, чья личность представляет особый интерес для курян. Являясь Рюриковичем в 21-м колене, он имел неплохое для того времени образование, хорошие знания в военном деле и фортификационном строительстве. До приезда в Курск участвовал в походах против шведского короля и крымских татар, успел побыть воеводой в Пронске, Ряжске и Михайлове. Позднее – в Орле и Пскове. В начале XVII века был послан воеводой передового полка на Кавказ – ставить города-крепости. В 1605 году в крепости Терки попал в осаду турками и горцами, погиб в ожесточенном бою.
Смутное время
Вскоре царь Федор умер, наступило Смутное время. После Полева с 1598 по 1599 год по повелению царя Бориса Годунова воеводой стал князь Семен Гагарин по прозвищу Ветчина, Рюрикович в 20-м колене. Его помощником и осадным головой оставался Нелюб Огарев.
То было еще благодатное время. Годунов выдал служилым двойное годовое жалование, купцам предоставил право беспошлинной торговли на два года, земледельцев освободил на один год от налогов...
В 1600 году воеводой Курска назначен Андрей Васильевич Замыцкой, а осадным головой – Плакида Чечерин. При Замыцком писцами из Москвы проводилась перепись населения. Пожалуй, впервые были зафиксированы все селения и дачи, находившиеся во владении местных дворян.
С 1601 по 1603 год в Московском государстве были неурожаи. В Курском крае голода не ощущалось. Куряне продавали зерно в центральные уезды по умеренным ценам, за что получили от царя благодарность и разрешение на строительство Троицкого монастыря в посаде за рекой Кур.
По Московии пошел гулять слух, что убиенный в Угличе царевич Дмитрий чудесным образом спасся и скрывается в Литве или Польше. Почва для появления Лжедмитрия была подготовлена.
О ротации воевод в 1601–1604 годах между историками и краеведами продолжаются споры: Курск возглавляли Григорий Семенович Овцын и Андрей Александрович Нагой. Стольник Овцын принадлежал к роду муромских князей, ранее сопровождал Ивана Грозного в Ливонию, был воеводой в разных городах. Он пережил Смутное время и умер в Курске.
Нагой являлся представителем старинного боярского рода. После свержения Лжедмитрия I был послан царем Василием Шуйским в Углич за мощами царевича Дмитрия и сопровождал их при перевозке в Москву. Позднее находился на воеводстве в Ростове, где скончался.
По одной из версий, после Нагого Курском руководил Дмитрий Юрьевич Пушечников, позднее примкнувший к Лжедмитрию II, а в 1609-м перешедший на сторону Василия Шуйского.
По другим данным, после смерти Овцына воеводой в Курске стал Григорий Борисович Долгоруков-Роща. В конце 1604 года ряд городов, включая Рыльск и Курск, перешли на сторону самозванца. Долгоруков-Роща, как и другие воеводы, вместе с осадным головой Яковом Змиевым был доставлен к Лжедмитрию связанным. Но тот, обрадованный неожиданной удачей, простил его, назначив своим наместником в Рыльске.
В Курск воеводой Лжедмитрий назначил князя Кондратия Ивановича Щербатова. Воодушевленный успехами самозванец продолжил поход, но начались проблемы. Часть отрядов повернула в сторону границы, грабя селения на своем пути.
Царские войска Бориса Годунова чинили жестокую расправу, возвращая под контроль Москвы сдавшиеся Лжедмитрию города. Жители Рыльска, узнав об этом, решили сражаться до конца. Обороной руководили Долгоруков-Роща и Змиев.
13 апреля 1605 года Годунов скоропостижно скончался. На трон взошел его сын Федор Борисович. Однако многие уже поверили, что находившийся в Путивле самозванец есть истинный царевич Дмитрий. Начались предательства в армии. Летом низложенный царь Федор и его мать были задушены.
Взойдя на трон, Лжедмитрий I тоже царствовал недолго: 17 мая 1606 года его убили московские бояре-заговорщики, во главе которых стоял князь Василий Шуйский. Он и стал следующим царем.
Бывший курский воевода Григорий Долгоруков-Роща, который с Лжедмитрием I дошел до Москвы, став одним из советников самозванца, вовремя перешел на сторону заговорщиков, попав, как сейчас сказали бы, в команду Шуйского. Позднее держал оборону Троице-Сергиева монастыря, а в 1613 году в Вологде был убит мятежными казаками.
Тем временем Северское порубежье вновь бурлило: Путивль, Рыльск, Чернигов, Курск, Кромы... Предводителем крестьянско-казачьей армии стал Иван Болотников. Шуйского назвали ненастоящим царем, а терского казака Илью Горчакова из войска Лжедмитрия провозгласили царевичем Петром. Оба смутьяна позднее были казнены.
Потом были Лжедмитрий II и Семибоярщина. Смуту завершила победа ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского над польскими интервентами.
Юрий Татищев и осада Курской крепости
С 1611–1612 годов на воеводстве в Курске находился стольник и князь Юрий Игнатьевич Татищев. Затем городом руководил Федор Иванович Сомов.
Воеводство Татищева выпало на тревожное время. Пока в Москве бояре делили власть, приходилось отбиваться от поляков и литовцев, крымских и ногайских орд, от разбойных шаек запорожских и донских казаков. Воинских сил в Курске было мало. Походы Лжедмитрия I, Болотникова и «царевича Петра» истощили регион.
Землю не пахали и не засеивали, налоги в казну не собирались. В 1611-м крымские татары добрались до Коренной пустыни, полностью разграбив монастырь. Но катастрофическим для Курского порубежья стал 1612 год. Польское войско, выйдя из Путивля, неожиданно подступило к стенам Курска. Под вечер, когда в церквях шли службы, оно прямо с марша ринулось на приступ, чтобы с ходу взять большой острог с двух сторон: от берегов Кура и через слободку в районе Троицкого девичьего монастыря, то есть от старого посада.
Из-за малочисленности гарнизона курянам после кровопролитного боя пришлось оставить большой острог, уничтожив часть стен и башен, перебраться в малый и сражаться до победного конца. К осажденным от поляков направили парламентера с предложением о сдаче. Горожане и воевода Татищев ответили, что скорее погибнут, но город не сдадут.
Поляки устроили крепкую осаду, надолго лишив горожан доступа к воде и запасам продовольствия. Несмотря на отчаянные приступы, Курская крепость выстояла. Враги, пограбив посад и пригородные слободки, не добились успеха более чем за месяц и бесславно отступили. Куряне же, исполняя обет, данный в дни защиты города, возвели храм, посвященный чудотворной иконе «Знамение».
Татищев продолжил воеводствовать в Курске и в годы царствования первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича, коронованного в 1613 году.
В 1615-м по челобитной курян вернули из Москвы икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную, вывезенную туда Лжедмитрием I в 1605 году. Сначала святыню поставили в приделе Воскресенской соборной церкви, а затем перенесли в главный храм построенного Знаменского монастыря.
В 1616-м князь и воевода Юрий Татищев был отозван из Курска в Москву, где, получив чин стольника, находился при царском дворе. Интересный нюанс: в июне 1618 года Татищеву поручили навестить в Калуге больного князя Пожарского «с милостивым словом от царя», но бывший курский воевода отказался исполнять поручение. Тогда по царскому приказу был бит кнутом. В итоге дело с Пожарским кончилось миром. В том же году Татищев защищал Москву, осажденную польско-литовским войском королевича Владислава, и получил в качестве награды вотчину. При дворе участвовал в переговорах с английским и персидским послами. Умер в 1629 году.
Продолжение следует.
Подготовил Юрий СТОЛЬНИКОВ, по материалам книги «Курск и его правители» Н. Д. Пахомова и А. Н. Пеньковой
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 31 (1606) от 5 августа 2025 года

Полиция и спецназ прикрыли в Курске интим-салон с «мастерами массажа»