«Не панки, а панкИ». Как курский мастер возрождает старинные традиции
Удивительные фигурки, в которых словно оживают древние легенды, рождаются в мастерской курянина. Это деревянные куклы-панки (с ударением на последний слог), каждая со своим характером и историей. Николай Огневой не учился у мастеров – все началось с простого черенка от лопаты и любопытства. Во время пандемии, когда привычный ритм жизни замедлился, он впервые взял в руки нож и попробовал вырезать фигурку по уроку из интернета. Получилось неидеально, но в этом и была магия: дерево словно само подсказывало форму.
Северных дух из черенка лопаты
Необычное хобби у аналитика «Россетей» появилось во время ковидной пандемии, когда спортзалы оказались закрыты, а поездки пришлось свести к минимуму. Хотелось найти какое-то дело, чтобы занять руки и голову.

В новогодние праздники он заказал простой набор для резьбы, купил в ближайшем строительном магазине черенок от лопаты и попробовал повторить мастер-класс из интернета – бородатого мужичка в духе северных традиций. Получилось грубовато, но в этой грубости была своя прелесть. Создание первой фигурки заняло два вечера, и именно тогда Николай понял, что нашел для себя новое увлечение.

Сейчас та самая кукла хранится у него как талисман, а из черенка получилось ещё несколько работ. Каждая – со своим характером и идеей.

Переосмысление традиций
Хотя географически Курск далек от Поморья, Николай сознательно обратился к северным традициям. Они интересовали курянина и ранее, ведь именно на Севере в большом количестве сохранились памятники деревянного зодчества. «Они смогли сберечь то, что мы почти утратили, – объясняет он. – Дерево там не просто материал, а часть жизни».

Панки – это фигурки, грубо вырубленные из одного куска дерева. Внешне похожи на столбики – у них шарообразная голова и плоское лицо. Руки-ноги если и обозначены, то очень схематично, глаза, нос и рот – просто точки и черточки.
В старину верили, что в такие фигурки переселяются души умерших родственников. В доме куклы выполняли роль оберегов, а уже позже, к концу XIX века, превратились в игрушки для детей.

Принято считать, что происхождение названия «панка» связана с ненецким словом «панк», обозначающим дерево, ствол, стебель. Это же слово можно перевести как «предок».
Миниатюрные скульптуры курянина – не точные копии архангельских или карельских образцов, а скорее переосмысление: в своих образах он стремится к минимализму и настоящей удачей считает, когда несколькими штрихами удается передать жизнь и характер персонажа.

От миниатюр до шестиметровых исполинов
Эскизов мастер почти не делает – образ рождается в процессе. «Дерево само ведет руку, – говорит он. – Иногда начинаешь резать одно, а получается совсем другое».

Сейчас Николай работает с разными материалами: алтайский кедр, местная рябина, ива, орешник. Но особую ценность для него имеют дары моря – коряги, выброшенные волнами. Привозит такие из путешествий сам и обращается с теми же просьбами к друзьям. Причудливые формы плавника сами подсказывают сюжеты. «Берешь в руки кусок дерева, а оно уже хочет стать птицей, конем или духом леса», – улыбается курянин.

Размеры работ варьируются от трехсантиметровых миниатюр до монументальных проектов. Самая большая – шестиметровая скульптура, созданная вместе с другими мастерами. «Миниатюры сложнее, – признается Николай. – Там каждое движение инструмента должно быть ювелирно точным».
«Вы точно не шаман?»
Среди десятков работ есть у него особая – «Хранитель леса», одна из первых. Эта кукла сопровождает мастера в поездках как напоминание о том, с чего всё началось. «Она как живая, – говорит Николай. – Иногда кажется, что она наблюдает за мной».

Иной раз к нему обращаются с необычными просьбами. «Человек хотел изобразить себя в образе одного из скандинавских богов, я отказал», – вспоминает наш собеседник.
Услышав непривычное название деревянных кукол, люди часто теряются.

«ПанкИ. Да, ударение на «и», – смеётся мастер. – Приходится объяснять, что это не про музыку, а про старинный промысел».
Вопросов ему задают много: «Вы где-то учились?», «Почему именно северные мотивы?», «Обереги – это что-то про магию и колдовство?» Самый неожиданный: «Вы точно не шаман?»
Николай лишь пожимает плечами: «Я просто люблю дерево. А оно, кажется, отвечает мне взаимностью». Ему нравится, что хобби помогает связать прошлое и настоящее, вдохнуть жизнь в почти забытые традиции.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Читатель ДДД
30 апреля 2025, 07:40
Милана
30 апреля 2025, 18:50город: КурскПотрясающе! Удивительно выразительное, исконное, талантливое творчество!
Хотелось бы посмотреть на выставке. Вполне можно было бы украсить интерьер общественного здания. Без сомнения, Панки несут удачу при правильном к ним отношении. Очень хотелось бы принести Мастеру корягу или пенек, чтобы увидеть, кто в нем спрятан.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 17 (1592) от 29 апреля 2025 года

Курян призывают голосовать за комфорт. Идет отбор проектов благоустройства городских территорий

12-летняя каратистка из Курска может выиграть 2 миллиона в шоу СТС