Нелепые убийства 90-х: лишали жизни за сорванные цветы и безобидные слова
Еженедельник «Друг для друга» и объединенная пресс-служба судебной системы региона продолжают публиковать материалы, основанные на уголовных делах, которые рассматривались в Курском областном суде в разное время. В этот раз мы сделали подборку убийств, совершенных в середине 1990-х годов, которые можно назвать нелепыми, бессмысленными и беспричинными. Все виновники преступлений получили внушительные сроки лишения свободы.
Цветы раздора
20 мая 1996 года очевидцы наблюдали на улице Чайковского города Курска следующую картину – мужчина с ружьем шел вслед за тремя уходящими от него людьми и кричал, чтобы те остановились. Когда троица развернулась, он выстрелил. Один мужчина упал, на его груди появилась кровь. Еще один человек получил незначительные ранения головы. Оружие у стрелка отобрали и отдали милиционерам, которые прибыли на место происшествия уже через пять минут.

В тот же день было возбуждено уголовное дело. В доме нетрезвого 55-летнего местного жителя, слесаря-ремонтника одного из предприятий, Алексея Мухина (здесь и далее все имена изменены) прошел обыск. В ящике были обнаружены три патрона.
На следующий день раненый мужчина, 34-летний курянин, охранник местного завода, скончался в больнице от травматического шока. Шансов выжить у него было мало, так как самодельная дробь, которой был снаряжен патрон, поразила внутренние органы и переломала кости.
«В настоящий момент в услугах адвоката не нуждаюсь, так как защищаться буду сам», – самонадеянно заявил подозреваемый Мухин правоохранителям, когда ему предъявляли обвинение, и поведал свою версию произошедшего. Начал с того, что двор, в котором находится его дом и дом его 70-летнего дяди Виктора Колядникова, является общим. В гости к крепко выпивающему родственнику довольно часто приходили разные люди, что временами приводило к ссорам. В тот роковой день Мухин выпил водки и смотрел телевизор, когда заметил, что во дворе появились трое незнакомых людей – двое мужчин и одна женщина. Они, по его словам, выпустили в огород кур, которые испортили парник. Также незнакомцы сорвали цветы с куста калины у забора. Именно последнее обстоятельство настолько возмутило мужчину, что он решил выйти и выгнать гостей своего дяди. Те, в свою очередь, затеяли ссору и якобы оттолкнули Мухина. Разъяренный, он вернулся в дом и взял ружье. Не обнаружив троицу во дворе, вышел на улицу. По его словам, хотел стрельнуть в небо, чтобы напугать и проучить уходивших незнакомцев, но когда те развернулись и направились в его сторону, сделал шаг назад, оступился и случайно выстрелил.

Мужчина отметил, что к погибшему Владиславу Дымову у него было меньше всего претензий, так как тот вел себя спокойно и пытался сгладить конфликт.
Дальнейшим расследованием занималась прокуратура.
5 декабря 1996 года судебной коллегией по уголовным делам Курского областного суда был вынесен приговор. В нем отмечено, что Алексей Мухин «совершил умышленное убийство способом, опасным для жизни многих лиц, а также покушался на умышленное убийство двух или более лиц». Также указано, что объяснения обвиняемого в том, что все произошло случайно, не являются убедительными и не находят своего подтверждения в материалах дела.
Суд назначил Мухину 12 лет лишения свободы в ИТК строгого режима и принудительное лечение от алкоголизма. Также взыскал с него более 13 миллионов рублей (по курсу того времени) в пользу вдовы погибшего Дымова.
Приговор был обжалован в Верховном суде. Единственное, чего удалось добиться, – замены ИТК строгого режима на ИК общего режима.
Обидное предложение
20 июня 1996 года в Курске на улице Красная Линия в ванной комнате одного из домов был найден мертвым 55-летний хозяин жилища Валентин Мозговой. На его теле были обнаружены множественные ножевые ранения. Прокуратура сразу же возбудила уголовное дело по статье «Убийство».
Только 5 июля был допрошен подозреваемый – 41-летний безработный и ранее судимый за кражи Леонид Зубков. Мужчина пояснил, что поздним вечером 19 июня приходил к своему знакомому Валентину Мозговому, но тот не открывал. Дверь оказалась не заперта. Зайдя внутрь и никого не обнаружив, он достал из холодильника некоторые продукты и ушел. На следующий день пришел снова.

«Зашел в дом и похитил из кухни около 0,5 килограмма вермишели, около 0,5 килограмма пшена, а также зонт черного цвета. Зонт брал для последующей продажи. Больше ничего не брал. Когда уходил, то обнаружил в ванной комнате труп хозяина дома. Больше ничего пояснить не могу», – поведал Зубков.
Следователь прокуратуры мужчине не поверил и пришел к выводу, что тот распивал с Мозговым спиртное, а потом в ходе ссоры стал наносить ему удары ножом. Совершив преступление, Зубков ушел, но вскоре вернулся, чтобы проверить, что его жертва мертва. Хозяин дома был еще жив, и мужчина переместил его в ванну, чтобы утопить. Но так как воды не было, то сначала ударил Мозгового зеркалом по голове, а затем задушил мочалкой. После этого он похитил из жилища 7 миллионов рублей, видеомагнитофон «Орион» и продукты питания.
Впрочем, стройная версия «рассыпалась», и вскоре в кабинете следователя сидел уже 24-летний ранее судимый за грабеж, но вернувшийся к нормальному образу жизни Петр Гладилин. Он рассказал, что 19 июня был в ссоре со своей женой и, выпив пива, решил зайти в гости к Валентину Мозговому, которого знал как умного, интеллигентного и отзывчивого человека. Мужчины мирно разговаривали до тех пор, пока хозяин жилища не сделал своему гостю нескромное предложение интимного характера. Когда ошарашенный Гладилин отказался, то вспыхнула ссора.
Вместо того чтобы просто уйти из ставшего негостеприимным дома, молодой человек схватил кухонный нож и стал наносить им удары оппоненту. Тот присел, но не умер. Тогда Петр закинул Мозгового в ванную комнату и задушил его мочалкой. В процессе убийства Гладилин задел зеркало, которое разбилось, а осколки сильно порезали ему руку. Кровь попала на пол ванной комнаты.
Мужчина заверял, что действовал в состоянии аффекта, но это не помешало ему прихватить с собой видеомагнитофон «Орион». Впрочем, по дороге он его выбросил, так как осознал, что нести домой вещь убитого им человека – не самая лучшая идея.
Виновность Гладилина подтвердилась не только его признанием, но и многочисленными экспертизами. Следствие также сочло, что мужчина специально причинял своей жертве страдания.
Оглашение приговора в Курском областном суде состоялось 5 декабря 1996 года. Мужчину признали виновным в умышленном убийстве с особой жестокостью, в краже и назначили ему 11 лет лишения свободы в ИТК строгого режима.
Как и в предыдущем случае, Верховный суд отреагировал на кассационные жалобы только в части замены режима содержания осужденного со строгого на общий.
«Ментом не станешь!»
13 октября 1995 года на улице Ленина города Железногорска в подвале одного из многоквартирных домов рабочая домоуправления обнаружила сверток из двух сшитых мешков. Заподозрив нехорошее, женщина позвонила в милицию. Вскоре выяснилось, что в свертке находилось тело неизвестного молодого человека с признаками насильственной смерти.

На пороге одной из квартир этого же дома были выявлены пятна бурого цвета, квитанция и несколько билетов для проезда в общественном транспорте. Приехавшая домой хозяйка жилища Зинаида Стружникова впустила правоохранителей внутрь. Там, среди прочего, они обратили внимание на бурые пятна в коридоре, пепельницу с окурками и две стеклянные стопки на кухне, а также два мешка и бельевую веревку в ванной. На следующий день много подозрительного обнаружилось и на даче семьи Стружниковых.
В это же время была установлена личность убитого. Им оказался 17-летний ученик местного ПТУ Николай Романенко, который везде характеризовался только с положительной стороны.
«Он был веселый, общительный парень. Мог заговорить с любым незнакомым человеком и свободно общаться с ним. Был очень откровенный, можно даже сказать, болтливый», – рассказал на допросе один из преподавателей Николая.
Как оказалось, именно эти упомянутые качества и сыграли с молодым человеком злую шутку. О том, как произошло убийство, рассказал задержанный 35-летний ранее неоднократно судимый Антон Стружников. По его словам, в тот день он встретил Николая на улице и пригласил его к себе домой выпить пива. В ходе общения парень разоткровенничался и поведал, что собирается стать милиционером.
«Я ударил его по голове кулаком, он упал. Я в ярости подскочил к нему, сорвал с него поясной ремень и завязал с силой на его шее. Действия мои были не осознанны, я не понимал, что делаю. До этого я две недели употреблял спиртное, что явно сказалось на моей психике», – рассказал Стружников следователю. Также он отметил, что с неприязнью относится к работникам милиции.

В дальнейшем Стружников стал утверждать совсем другое – якобы выпивали в квартире не вдвоем, а втроем, а когда он вышел в ванную комнату, то его знакомый Владимир Мальцев убил Николая. После этого они вместе избавились от трупа. Впрочем, эта версия своего подтверждения не нашла.
5 декабря 1995 года в Курском областном суде был оглашен обвинительный приговор. Стружников, признанный особо опасным рецидивистом, получил 15 лет лишения свободы. Первые пять лет он должен был отбывать в тюрьме, а остальные 10 в ИТК особого режима.
Приговор был обжалован. Верховный суд исключил из него признание осужденного особо опасным рецидивистом, а в остальном оставил без изменений.
Денис БЕРЕЖНОЙ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 44 (1567) от 29 октября 2024 года

«Про клумбы забудьте. Клумб в городе не будет». Решение депутатов ударит по бюджетам городов

«Без страха человек – робот». Исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Булатова

«Бросало в дрожь, когда они подходили!» Курские близнецы приняли участие в мистическом телешоу

Черноземье завалит снегом в начале ноября. Какая погода ждет курян

Раскрыто убийство женщины-бармена в Курчатове, совершенное 9 лет назад

Ученые нашли светлячка, застывшего в янтаре 99 миллионов лет назад