городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (13 100 экземпляров)

27 августа 2024, 17:58 КАК ЭТО БЫЛО

Последняя экскурсия по музею электротранспорта

Музей Курского электрического транспорта, который располагается в восточном трамвайном депо на улице 2-й Агрегатной, закрыт для посещения. Когда откроется и где – никто не знает. Но точно известно, что будущее у музея есть – он изменится, причем в лучшую сторону. О том, что было и что грядет, рассказал заведующий хранилищем знаний Александр Настенко. Также он провел для корреспондента «ДДД» последнюю экскурсию по существующему музею.

Ретровагон из старого снегоочистителя

Музей городского электрического транспорта был создан в 1988 году по инициативе начальника КТТУ Александра Дегтярева к 90-летию курского трамвая. Поначалу его проектировали мастерские курского отделения Союза художников, работы выполнялись частично в мастерских Союза, а частично силами слесарей Восточного и Южного трамвайных депо. Сейчас в музее пять залов. Первый (по номеру, а не дате), встречающий гостей, посвящен всеобщей истории трамвая и троллейбуса – особенный. Он выполнен в 1997 году в стиле ретровагона и в свое время дал толчок работам по капитальному ремонту подвижного состава.

«Мастер отдела главного механика предложил сварить каркас, чтобы все это держалось хорошо. И когда главный инженер пришел и посмотрел, то сказал, что мы можем и по-настоящему трамвай построить. И был создан ретровагон из старого снегоочистителя. Когда поняли, что смогли сами фактически заново сделать вагон, который, кстати, получил сертификацию перевозки пассажиров, то подумали: а зачем возить старые вагоны на ремонт в Самару, в Екатеринбург, в Харьков, если мы можем сами все делать? Это не только время экономило. Ремонт вагонов обходился нам намного дешевле. Вот так и началась история с капитально-восстановительным ремонтом подвижного состава. Иногда движущей силой прогресса бывает какой-то легкий толчок», – отметил заведующий музеем.

К слову, заняться развитием музея Александр Настенко решил в 1989 году, когда, еще будучи учителем в школе, возмутился непрофессионально исполненными моделями электротранспорта. С помощью своих учеников он ситуацию исправил.

Из-за горы поднялась огромная телега без лошадиной упряжи

Один из залов музея посвящен истории трамвая с 1895 года, когда курский губернатор поручил городской управе найти подрядчика на строительство трамвайной сети. Этот вид транспорта у нас появился по проекту Ивана Лихачева, исполнительного директора бельгийского акционерного общества, которое проектировало и строило этот вид транспорта не только в Европе, но и в России. Также общество занималось электрификацией города.

Курск был третьим городом в Российской империи и вторым в нынешних границах страны (после Нижнего Новгорода), где появился трамвай.

Первая линия пролегала от Херсонских до Московских ворот. Торжественный запуск движения начинался с многолюдного молебна на Красной площади. Люди искренне начали креститься, когда увидели, как из-за горы по Херсонской улице сама поднялась огромная телега без лошадиной упряжи.

Первые билеты стоили 8 копеек, и это было раз в десять дешевле, чем на извозчике. От желающих прокатиться не было отбоя с первых дней, а особенно – вечеров. Курский трамвай действительно начал приносить прибыль, и скоро к основным вагонам начали цеплять дополнительные, без моторов. Но вот беда. Сцепки или простой одиночный, но наполненный пассажирами трамвай, не всегда могли заползти по крутой горе на Красную площадь. Устроители линии предполагали проблему еще на стадии строительства, хотели путь наверх пустить в объезд. Однако лишних денег не было. Потом пассажирам просто предлагали подняться пешком, а заехавший порожняком вагон ожидал их на Красной площади.

Без лишней надобности вторые вагоны старались не цеплять, поскольку, кроме проблем с подъемом, не хватало еще и мощности электростанции. Её построили специально для питания контактной сети трамвая на Херсонской улице, сейчас на этом месте располагается здание ЦНТИ. Выработка электроэнергии шла с помощью паровой машины и генератора постоянного тока. В качестве топлива использовался уголь.

В 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» получило контракт на освещение от станции центральных улиц и нескольких частных абонентов центрального района города.

1929 год был последним в эксплуатации «бельгийцев», и тогда же началось строительство Северного депо. Многие помнят, что оно находилось на месте, где сейчас располагается «Централ Парк». В 1930 году поступили первые вагоны с Мытищенского завода. Они были достаточно современными по меркам Курска, но сильно устаревшими по мировым. Впрочем, для столицы соловьиного края этого было достаточно. Далее – процесс расширения трамвайной сети, который закончился в 1988 году, когда курскому трамваю исполнилось 90 лет и когда был проложен участок от Восточного трамвайного депо до подшипникового завода.

«Трамваи у нас сейчас «Львята». Пока их 8, но ожидается еще осенью поступление на маршрут №4, который обещают ввести к 1 января 2025 года. Ну а затем будет решаться вопрос с маршрутом №3. Пути там сильно изношены, и использование новых вагонов на них будет просто бесполезной тратой денег», – говорит Александр Настенко.

Он обратил внимание на движущиеся модели трамваев. Их делали дети в период с 1990 по 2005 год, когда на базе депо работал кружок детского технического творчества. К слову, модели сделаны в нестандартном масштабе 1:30. Он, по словам Александра Настенко, применяется редко, но наиболее удобный для музея.

Троллейбус «Мегаполис» взяли на пробу

Трамвай был единственным видом транспорта до 1930-х годов, когда начали появляться первые автобусы. Впрочем, тогда они были в основном пригородные. Городской автобус стал массово появляться только в 50–60-е годы прошлого столетия. А первые троллейбусы в Курске поехали в 1972 году.

«Первые 25 «ЗИУ 5Д 2», одни из последних образцов этой продукции завода имени Урицкого, прибыли в город в 1971 году. Они обкатывались, водители учились в Воронеже, а специалисты из Белгорода помогали со стажировкой. С их помощью и создавался троллейбус. Уже в 1973 году стали поступать более современные «ЗИУ-9». Они приходили составами в огромных количествах. А «ЗИУ-5» стали списывать, так как они были неудобными из-за двухдверности. В часы пик в них было очень тесно», – отметил Александр Настенко.

Ездили по городу в небольших количествах троллейбусы «ЛИАЗ 6280» и вологодские троллейбусы «Транс-Альфа ВМЗ 375». Их было немного, дальнейшие поставки не предусматривались, так как предпочтение отдавалось «белорусам», которые были не только дешевле, но и современнее.

В 2018 году в Курск прибыл на пробу троллейбус «Мегаполис» с автономным ходом. В следующем году испытания подтвердили возможность его эксплуатации. Пять «Мегаполисов» начали работать на маршруте №11. Была также попытка получить бесплатно бывшие в употреблении московские «Мегаполисы», но на их приведение в нормальное состояние требовались большие деньги.

«И все равно эта техника не смогла бы служить долго. А в скором времени было принято решение о транспортной реформе – Курск вошел в число городов, которые стали менять подвижной состав по программе «БКД», по которой нужно заменить технику на новую, и эти московские троллейбусы практически не работали», – подчеркнул Александр Настенко.

Что будет с музеем? Пока неизвестно

Что будет с музеем электротранспорта, пока неизвестно. «Все зависит от утверждения проекта реконструкции депо и от того, как будут идти работы. Прежде всего надо решить, где будет музей размещаться. По планировке помещения уже будет определяться экспозиция, – отметил Александр Настенко. – Музей – это живой организм, который должен постоянно меняться. Посмотрите, эти стенды уже на уровне сельского клуба. Сейчас нужны интерактивные экраны, столы и макеты. Например, нужен макет первого трамвайного депо, первой трамвайной линии с Московскими и Херсонскими воротами, со всеми шпилями. Все это должно быть, все это интересно! Больше надо делать упор на макеты и подлинные артефакты».

Кроме того, экспозицию музея планируется пополнить моделью трамвайного вагона КТМ-19, а также вагона «Львенок». Насчет последнего окончательное решение еще не принято. Как отметил Александр Настенко, причин тому несколько – заказывать или изготавливать самостоятельно слишком дорого, а делать «абы как» не хочется.

Денис БЕРЕЖНОЙ

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 35 (1558) от 27 августа 2024 года

Как начнется учебный год в Курской областидень знаний

Как начнется учебный год в Курской области

Семьям погибших в результате ЧС выплатят по 1,5 млн рублейбудь в курсе!

Семьям погибших в результате ЧС выплатят по 1,5 млн рублей

Активность в акватории Курчатовского водохранилища ограничилимеры безопасности

Активность в акватории Курчатовского водохранилища ограничили

У мэра Курска появился новый заместителькадры

У мэра Курска появился новый заместитель

Военнослужащие вернулись из пленаобмен

Военнослужащие вернулись из плена

В боях под Суджей погибли актер Евгений Шишов и экс-начальник угрозыска Севастополя Андрей Яблоковпотери

В боях под Суджей погибли актер Евгений Шишов и экс-начальник угрозыска Севастополя Андрей Яблоков

В Курской области продолжаются бои с ВСУ: хроника противостояния на границена линии фронта

В Курской области продолжаются бои с ВСУ: хроника противостояния на границе

Бетонные укрытия уже пострадали от хулигановшок

Бетонные укрытия уже пострадали от хулиганов

Как из Курской области выбивали нацистовчтобы помнили

Как из Курской области выбивали нацистов

«Крови много было...» Куряне рассказывают, как спасались из приграничных районовот первого лица

«Крови много было...» Куряне рассказывают, как спасались из приграничных районов

Путин наградил курских медиков и попавших под обстрел волонтеровпо заслугам

Путин наградил курских медиков и попавших под обстрел волонтеров

В Курской области новорожденным будут дарить серебряные ложкиесть идея

В Курской области новорожденным будут дарить серебряные ложки

«Я пришел помогать, скажите, что нужно делать». Репортаж «Друг для друга» из Красного Креставсем миром

«Я пришел помогать, скажите, что нужно делать». Репортаж «Друг для друга» из Красного Креста

Цены на съемные квартиры выросли в два раза. Как в Курске изменились цены на недвижимостьнедвижимость

Цены на съемные квартиры выросли в два раза. Как в Курске изменились цены на недвижимость

Мошенники пытались выманить 10 миллионов у Николая Баскова якобы «на медпомощь курянам»попытка аферы

Мошенники пытались выманить 10 миллионов у Николая Баскова якобы «на медпомощь курянам»

«Обещал маме не бросать Игоря». Курянин дошел до зоны боевых действий в поисках братакак это было

«Обещал маме не бросать Игоря». Курянин дошел до зоны боевых действий в поисках брата

Где в Курске оказывают помощь переселенцам из приграничных районовбудь в курсе!

Где в Курске оказывают помощь переселенцам из приграничных районов

Город Суджа в Курской области. Легенды Суджиродные места

Город Суджа в Курской области. Легенды Суджи

В Курской области обнаружили новые очаги ядовитого растения-паразитакарантин

В Курской области обнаружили новые очаги ядовитого растения-паразита

Курянин получил на карту 48 миллионов рублей и пошел под судну и ну!

Курянин получил на карту 48 миллионов рублей и пошел под суд

Угон, грабеж и попытка кражипреступление и наказание

Угон, грабеж и попытка кражи

Директора библиотеки оштрафовали более чем на 1 миллион рублейпреступление и наказание

Директора библиотеки оштрафовали более чем на 1 миллион рублей

Приговор за ДТП под Фатежом, где погибли 4 человекапроисшествия

Приговор за ДТП под Фатежом, где погибли 4 человека

В аварии разбились водитель и две девушкипроисшествия

В аварии разбились водитель и две девушки

В Железногорске утонула девушка, а в Курске – мужчинапроисшествия

В Железногорске утонула девушка, а в Курске – мужчина

Зарезал сожительницу, сказавшую, что она «королева ведьм»происшествия

Зарезал сожительницу, сказавшую, что она «королева ведьм»

Под Курчатовом дочь зверски убила матьпроисшествия

Под Курчатовом дочь зверски убила мать

«Авангард» выбыл из Кубка России и в Орле разгромил «Сибирь»бейся, «сине-белый»!

«Авангард» выбыл из Кубка России и в Орле разгромил «Сибирь»

Курские боксеры взяли золото и три серебра на чемпионате ЦФОудар, еще удар!

Курские боксеры взяли золото и три серебра на чемпионате ЦФО

Курянин стал обладателем Кубка страны по пляжному регбиигра с мячом

Курянин стал обладателем Кубка страны по пляжному регби

Боксер Орхан Гаджиев сразится за титул IBF International в Грозному канатов ринга

Боксер Орхан Гаджиев сразится за титул IBF International в Грозном

успех на татами

Дзюдоист из Курска завоевал серебро всероссийского турнира в Москве

Штрафовать за опасное вождение могут начать со следующего годабезопасность

Штрафовать за опасное вождение могут начать со следующего года

Чем опасно аквапланирование и как его избежатьсезонное

Чем опасно аквапланирование и как его избежать

Что должно быть в автомобильной аптечке с 1 сентябряза рулем

Что должно быть в автомобильной аптечке с 1 сентября

Как жителям приграничных районов получить выплатыважно

Как жителям приграничных районов получить выплаты

Семьям из приграничья предоставят льготыподдержка

Семьям из приграничья предоставят льготы

О расторжении договора с турфирмойюридическая консультация

О расторжении договора с турфирмой

Налог с процентов по вкладамфинансы

Налог с процентов по вкладам

Маткапитал на второго ребенкакошелек

Маткапитал на второго ребенка

О признании собрания собственников недействительнымжилищный кодекс

О признании собрания собственников недействительным

Отпуск на свадьбу обязателенвопрос прокурору

Отпуск на свадьбу обязателен

Как работают системы борьбы с клаустрофобией в самых длинных тоннелях мирастроительство

Как работают системы борьбы с клаустрофобией в самых длинных тоннелях мира

Таяние вечной мерзлоты привело к появлению «гигантской ртутной бомбы»экология

Таяние вечной мерзлоты привело к появлению «гигантской ртутной бомбы»

В недрах Марса нашли резервуар с водойкосмос

В недрах Марса нашли резервуар с водой

Ученые назвали возраст, в котором резко начинается старениеисследование

Ученые назвали возраст, в котором резко начинается старение

Причины возникновения псориаза и как с ними боротьсясоветы врача

Причины возникновения псориаза и как с ними бороться

Может ли процедура отбеливания нанести вред зубамстоматология

Может ли процедура отбеливания нанести вред зубам

Избавляемся от семян сорняков в компосте из скошенной травысад и огород

Избавляемся от семян сорняков в компосте из скошенной травы

Как сохранить чеснок до нового урожаястратегический запас

Как сохранить чеснок до нового урожая

Лечо на любой вкусдавайте приготовим!

Лечо на любой вкус

Анастасия Алистер: «Я делаю добро, потому что мне это нравится!»лицо номера

Анастасия Алистер: «Я делаю добро, потому что мне это нравится!»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
ПДн
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 43 746
Посетителей вчера 60 935
Всего c 10 марта 2003 150 925 459

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2025