Истории спасшихся из Суджи: «По нам стреляют! Газу, останавливаться нельзя!»
Организованной эвакуации в Судже не было. Жители рассказали, как покидали свои дома: под обстрелами и прицельной атакой дронов, рискуя подорваться на заминированных трассах. Спасались пешком и вплавь. Удалось это не всем...
«Если напишете правду, вас посадят»

Курск. Улица Белинского перекрыта, по обе стороны полицейские кордоны. С самого утра сюда приходят сотни людей – адрес: ул. Белинского, 5, в эти дни стал одним из самых известных в городе. «Домик добрых дел» раздает беженцам первую помощь: продукты, бытовую химию, подушки и одеяла.
Пестрая разноголосая очередь гудит пчелиным ульем: кто-то общается по телефону с близкими: «Да, уехали, живы. В Курске пока», – кричит женщина в трубку, связь плохая. Кто-то обсуждает последние новости. «Мам, ну долго еще? Я устала», – хнычет маленькая девочка.
У каждой семьи тут своя история. Но рассказывать их журналистам хотят не все.
– Не было эвакуации из Суджи. Нас бросили. Но вы не напишете правду. А напишете, вас за нее посадят, – с мрачным видом заявляет мужчина, увидев в моих руках диктофон.
Другим, наоборот, важно говорить о пережитом. Они хотят, чтобы их услышали.
«В новостях говорили: всё в порядке. Из-за этого не успели вовремя уехать»

Из слободы Замостье – фактически это часть Суджи – супруги Ламоновы уехали утром 8 августа. Света, газа и воды не было уже три дня. Но в доме генератор и надежный подвал. Думали, обойдется. Тем более что официальную эвакуацию не объявляли.
Дочь Татьяна ждала родителей в Курске. «Дозвониться невозможно, информации, что там происходит, – никакой, – вспоминает девушка. – Ехать за ними или нет, где они сейчас находятся – мы ничего не знали. С ума сходили от беспокойства. У них работал генератор, они смотрели телевизор, новости, а там говорят: всё в порядке, вот они и не ехали. Пока бензин в генераторе не закончился».
Даже в тот момент об эвакуации не думали. Планировали добраться до родственников в Большое Солдатское. Купить бензин. Возможно, переждать пару дней, пока все успокоится.
– Проехали мимо маслодельного комбината – ни души вокруг. Стали подниматься в горку, где объездная – и тут машину обстреляли, – рассказывает Светлана Ламонова. – Что это было, не знаем: коптер или автоматная очередь. Что живы остались – это чудо. В машине выбиты стекла, зад разбит, застрял осколок. Повезло, что колеса целы. На трассе – брошенные машины, сгоревшие... Как добрались до Большесолдатского, не помню уже. А там тоже неспокойно. Поэтому уже все вместе поехали в Курск.
«Мины валяются на дороге»

«Бомбить начали с трех часов ночи. Всю ночь и полдня мы просидели в подвале. А ближе к вечеру, как только притихло, решили выбираться», – говорит житель деревни Рубанщины Михаил Березуцкий.
Населенный пункт находится буквально в пяти километрах от границы. По роковому стечению обстоятельств семья приехала туда накануне событий из соседнего села Гончаровка. В Рубанщине был почти достроен новый дом с большим просторным подвалом. Решили, что он станет надежным убежищем. «Кто же знал, что надо было сразу на Курск ехать», – вздыхает Михаил.
Вечером 6 августа четыре человека: мужчина, его жена и двое детей – прыгнули в машину и сразу же ударили по газам.
– Только выехали – опять звуки взрывов. Но разворачиваться было уже нельзя, – вспоминает Михаил. – Оказались на грунтовке на лугу, и единственное, о чем думали: быстрее добраться до асфальта, чтобы можно было еще прибавить скорость. Доехали до Большесолдатского района и только тогда смогли выдохнуть».
Александр Обозный из Малой Локни привез в Курск семью из 6 человек. Уехали 7 августа. «Утром начался стрелковый бой. Не в самом селе, но слышно было. На дороге – разбитые и одна сгоревшая машина. Нам повезло, по нашей машине не стреляли», – рассказывает он.
Телеграм-каналы публиковали несколько видео с мобильных телефонов, которые снимали уезжающие из города. «Мины, мины валяются на дороге!» – водитель резко сворачивает, и машина вписывается в узкий промежуток между кассетными боеприпасами. На другом видео из салона автомобиля – звуки выстрелов. «По нам стреляют! Стекло разбили, уезжаем отсюда! Газу, останавливаться нельзя!»
Спасались пешком и вплавь

«Мама осталась в Плехово. Это 3 километра от границы. Связаться с ней не можем. Слухи разные: и что мосты там взорвали, и что артиллерия работает. Но достоверной информации никакой, мы как в вакууме», – говорит Наталья. Тех, кто до сих пор не может связаться с родственниками в приграничье, сейчас немало.
С 7 по 11 августа в курский поисковый отряд «ЛизаАлерт» поступило 222 заявки о розыске близких. В основном из Суджанского района. Самому маленькому пропавшему – 11 месяцев, а самому старшему – 101 год. Одна заявка – это не всегда один пропавший, близкие ищут целые семьи.
Некоторые истории заканчиваются благополучно. «Найдены. Живы» – такая отметка появилась на объявлении о поисках 3-летнего мальчика и его 23-летней мамы. С таким статусом закрыто уже 24 заявки, рассказали волонтеры.
Наталья же по крупицам собирает новости о Плехово: от сумевших выехать, из соцсетей. «Знаем, что люди вплавь через реку спасались, – рассказывает она. – Села Гуево и Плехово разделяет река Псел. И из Гуево больше не оставалось никакой возможности выбраться, кроме как через реку: кто-то на лодках, кто-то вплавь...»
«Однокурсник с семьей шли от Суджи до Большесолдатского района пешком, через поля. Сейчас он уже в Курске. Написал, что больше 10 километров шли», – поделился еще один парень.
Беременную девушку расстреляли на дороге

24-летняя Нина Кузнецова погибла при попытке покинуть город. Машину, за рулем которой ехала беременная девушка, расстреляли бойцы ВСУ.
Из Суджи уезжали на двух автомобилях. Супруг Артем впереди, Нина с сыном, которому год и 8 месяцев, и мамой – за ним. Мужчина услышал пулеметную очередь – стреляли по его машине, прорвался. В Нину попали. Артем на руках донес раненую до своего автомобиля, пересадил ребенка и тещу и выжал газ до упора, стараясь как можно быстрее довезти истекающую кровью жену до ЦРБ. Не успел. Медики констатировали смерть девушки.
На этом ужас, который пережила семья, не закончился. Через два дня мать Артема рассказала журналистам, что тело погибшей не могут забрать из морга. «Помогите, чтобы её оттуда вывезти, чтобы мы её похоронили. Помогите, пожалуйста! Там нет света, она же просто там пропадёт!» – рыдает женщина.
28-летний Алексей из деревни Куриловки ехал на машине за родными, чтобы вывезти их в безопасное место, рассказал телеграм-канал «Суджа родная». По словам тети курянина, он наткнулся на украинских военных, пытался от них уехать и не заметил мину на дороге. «Мать с трудом смогла забрать его тело, точнее, то, что от него осталось, – уверяет родственница. – Она похоронила останки во дворе собственного дома...»
При эвакуации из разрушенного обстрелами Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе погиб еще один человек. «Нас начали обстреливать прямо во время литургии», – рассказал настоятель игумен Питирим.
Первые взрывы раздались в 8 утра. Как предположили священнослужители, били из танка прямой наводкой по территории обители. Небольшое затишье, новые удары. Так продолжалось почти три часа, потом полетели дроны.
Почти сутки священнослужители и прихожане прятались в подвалах монастыря. Когда закончилась вода, решили выбираться. Две машины попали под обстрел. По данным Курской епархии, спасти удалось 17 человек. Но есть жертвы.
«При эвакуации погиб трудник нашего монастыря. Его машину обстреляли ВСУшники», – рассказал отец Питирим.
– По данным на 12 августа, в Курской области погибли 12 мирных жителей. Ранен 121 человек, среди них 10 детей, – сообщил врио губернатора Курской области на совещании у Владимира Путина.
«Власти нас бросили»
«Почему эвакуации ни хрена не было? Каждый убегал сам, как мог – под обстрелами, под дронами-камикадзе!» «Почему по телевизору врали до последнего? Говорили, что ситуация стабильная, что это небольшая ДРГ... Может, люди успели бы нормально выехать, с вещами». «Хоть бы поговорили с нами. Мы же ничего не знаем вообще. Может, они тоже не знают, но хоть бы поддержали нас! Сказали бы – «родные, милые, мы тоже, мы с вами...» Но никого нет».
Корреспонденту «Коммерсанта» Александру Черных беженцы из Суджи рассказали о том, как власти их фактически бросили.
«В Судже еще осталось много людей. Старых, беспомощных. Пожилая соседка – лежачая. И сколько таких стариков, которые умрут не под обстрелами, не взорвавшись на минах, а просто от жажды без воды», – голос моей собеседницы напряжен до предела.
Ольга Дмитриевна Устинова рассказала, что покинуть город ее заставил не страх обстрелов, а абсолютный информационный вакуум.
Первую поездку совершили 6 августа, когда дом остался без света. Купили бензиновый генератор и вернулись. Сарафанное радио распространило по городу, что у Устиновых есть свет. Потянулись люди: зарядить телефон, посмотреть новости по телевизору. Стационарный телефон Устиновых – практически единственный работающий на весь город – оставался последней ниточкой для связи с родственниками.
«Люди звонили родным, те звонили 112, оставляли заявки на вывоз, на оказание помощи, но все это было как в пустоту. Телефоны 01, 02, городской администрации – нигде не отвечали, – вспоминает Ольга Дмитриевна. – Оказалось, что администрация и службы эвакуировались еще 6 августа. А людям не просто не оказали помощь, их даже не предупредили об опасности. Глава Суджанского района Александр Богачев просто исчез. Считаю, что это преступление, не может должностное лицо бросить людей, которые от него зависят. Возможно, я понимаю его как человека: страшно, надо спасать семью. Но ты глава района и отвечаешь за безопасность населения. Страшно – клади на стол заявление об увольнении, дай работать тем, кто интересы людей поставит выше личных».
7 августа, когда перестал работать и стационарный телефон, Устиновы второй раз поехали в Курск. Рассказать областным властям о ситуации. Оставили заявление в приемной губернатора, просили организовать подвоз воды и продуктов.
Вернуться хотели в тот же день, но трасса стала слишком опасной. «Теперь я чувствую свою вину, – признается Ольга Дмитриевна. – Мы успели забрать только соседку, отвезли ее к родственникам. Если бы было больше информации, если бы нам сразу сказали правду, мы смогли бы вывезти и спасти больше людей».
Жители Суджанского района записали коллективное видеообращение к Владимиру Путину. В нем говорят о том же: эвакуации не было, каждый выбирался как мог.
«Скажем прямо, администрация не работала. Нас никто не преду-предил, и мы бежали в чем были, без вещей, без документов...» «Наши близкие остались под обстрелами, в подвалах, мы не знаем, что с ними...» «Из-за вранья властей, вранья по телевизору гибнут мирные жители...» «Село Гуево – там люди отрезаны от мира, кто-то перебрался вплавь через реку, кто-то не смог. Спасите людей».
В тему:
- Пять человек ранены при обстреле Суджи в Курской области, повреждено несколько домов
- Жители Суджи показали разрушенные массированным ударом ВСУ квартиры (видео)
- В Курской области Красный Крест объявил сбор для эвакуированных жителей Суджи
- Жители Суджи публикуют видео с разрушениями на улицах города
- Глава Суджи опроверг слухи о заходе ВСУ в город
- В Курской области с 7 августа вводится режим ЧС
- В Курске ситуацию с беженцами из приграничья назвали критической
- Мэр Суджи Курской области Виталий Слащев рассказал про обстановку в городе
- Обстановка в Курской области признана чрезвычайной ситуацией федерального характера
- В Курской области введен режим контртеррористической операции
- В Курской области Красный крест открыл горячую линию по поиску пропавших
- Полковник Кондратьев: «Суджа сейчас как шахматная доска, но флаг на администрации российский»
- Битва под Суджей. Хронология вторжения ВСУ в Курскую область
- Куряне вывозят людей из-под огня
- «По нам стреляют! Газу, останавливаться нельзя!» Истории спасшихся из Суджи
- Дорога жизни. Истории спасшихся жителей курского приграничья
- Курянин под огнем ВСУ вывел жену и 5 детей из Суджи
Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Курской епархии, Александра Черных
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1556) от 13 августа 2024 года

Битва под Суджей. Хронология вторжения ВСУ в Курскую область

Новорожденную девочку, найденную в поле, передали в новую семью

Около тысячи машин в одной квартире. Курянин собрал уникальную коллекцию моделей автомобилей

Курянин поджег свой дом, чтобы получить страховку в 5 миллионов

Куряне стали лучшими на всероссийском фестивале по спорториентированию

В каких случаях отец погибшего на СВО не имеет право на выплату

Можно ли сдать в наем квартиру, предоставленную военнослужащему?