«Говорили, что император был к ней неравнодушен». Жена курского губернатора открывала пансион для благородных девиц
10 ноября (по старому стилю) 1821 года (это время правления Александра I Благословенного) в Курске состоялось необычное событие. С позволения училищного начальства в присутствии господина гражданского губернатора, действительного статского советника и кавалера Алексея Степановича Кожухова, а также Ея Превосходительства Анны Петровны Кожуховой и многих других почтеннейших особ в городе открывали пансион благородных девиц.
Как пансион для благородных девиц открывали
В 10 часов утра директор училищ, коллежский советник и кавалер Иван Семенович Кологривов с учителями уездного училища и учителями гимназии собрались в доме пансиона. Немного посовещавшись, они отправились в церковь Преображения Господня для выслушивания Божественной литургии. Вместе с ними держали путь в том же направлении и с той же целью содержатели пансиона для благородных девиц господин Людвиг Морель и госпожа Ульяна Морель. Замыкали шествие собственно сами будущие девушки-пансионерки, коих первым набором насчитывалось тринадцать.
По окончании литургии духовенство в полном облачении с образом Казанской Богоматери вместе с находившимися в церкви мирянами прибыли в дом. Здесь по совершении водосвятия провозглашено было многолетие Августейшему Преобразователю России, Благословенному монарху Александру I и всей Августейшей Его Фамилии. Затем окроплены были святою водою как учащие и учащиеся, так и классные комнаты.
Протоиерей Красницкий, бывший в гимназии учителем Закона Божия, произнес приличную сему случаю речь. Он по прочтении имен воспитанниц провозгласил открытие пансиона, изъяснив одну из статей из Закона Божия. Официальная часть мероприятия завершилась концертом, на котором певчие исполнили «Слава в вышних Богу» и прочие произведения.
Завершилось это историческое для Курска событие угощением посетителей завтраком со стороны содержателей пансиона господ Людвига и Ульяны Морель. Куряне пили за здравие Государя Императора и всей Августейшей Фамилии.
Дабы новооткрытый пансион поддержать и устроить с пользой для Курской губернии, Ея Превосходительство Анна Петровна Кожухова приняла оный в свое особенное попечение и надзор.
«Беспорядки при нем почти прекратились»
В России в XIX веке жены большинства высокопоставленных сановников были попечителями благотворительных, человеколюбивых и образовательных учреждений. Именно они, а не их мужья, глубоко разбирались в тех направлениях деятельности, которым покровительствовали, способствовали выведению хотя бы части населения Курской губернии из полудремучего состояния, в котором оно находилось в XVIII, XVII и более ранних веках своей истории. Если говорить о первой половине XIX века, то человек, получивший образование в те времена, способен был за свою жизнь преподнести знания, обучить хорошим манерам десятки, а то и сотни людей. К сожалению, у нас еще не проанализирован опыт благотворного влияния женского движения на развитие образования в Курском крае.
Анна Петровна Кожухова, урожденная княжна Трубецкая (1793–1827 годы), дочь князя Петра Николаевича Трубецкого и Надежды Ивановны, урожденной Пестовой. Замужем за Алексеем Степановичем Кожуховым, участником Отечественной войны 1812 года, полковником гвардии, адъютантом Михаила Кутузова, курским губернатором.
По словам фрейлины русского императорского двора, мемуаристки Александры Смирновой, император «Александр I состоял в платонической связи с красавицей госпожой Кожуховой, муж которой был губернатором в Курске и брал взятки в четыре руки – отчего и был отставлен, как только Николай I взошел на трон». Но это одна из версий о его отставке. Были и другие – о них читайте далее.
Известный мемуарист XIX века Филипп Вигель, будучи проездом в 1823 году в Курске, оставил такие строки о губернаторе Кожухове: «Он встретил меня в губернаторском доме посреди просителей в зале без стульев. Важность, с которою играл он роль свою, мне понравилась. Начальнику русской губернии не подобает вести себя наравне со всеми... Он обошелся со мною, как с петербургским приезжим, и сказал, что не имеет времени заняться мною, а просит часа в два пожаловать к нему обедать на дачу... Кожухов был не очень высокого роста, крепок телом, бел и румян. Правда, он деспотствовал в губернии; да как же иначе там, где вековечные беспорядки иногда одною силою придавляются? При нем они почти прекратились... Кожухов пользовался особою милостию императора Александра I, был примерным и строгим начальником губернии в этой беспокойной стороне и сохранил в ней порядок, который никогда уже после него там водворен быть и не мог... За столом хозяин советовал мне, если я тороплюсь, отправиться в ту же ночь или пробыть тут весь следующий день. «За окрестности Курска отвечаю я, сказал он, но в прилегающих к Малороссии уездах нередко бывают ночные разбои. Несмотря на все мои старания, я не совсем мог их унять. И лучше, и вернее места эти проехать днем».
А вот как мемуарист описывал жену Алексея Кожухова: «Анна Петровна совсем не была красавицей, но трудно было найти милее и нежнее ее голоса, взгляда и улыбки, стройнее и гибче ее стана. Говорили, что император был к ней неравнодушен, и заключали из того, что в проезды через Курск он всегда лишний день с нею оставался, а она всякую зиму месяца на два ездила в Петербург. Ну что за беда, если бы и правда!» Умерла в Москве, похоронена в Донском монастыре.
Взял к себе в адъютанты сам Михаил Кутузов
Надо сказать, что муж ее, Алексей Кожухов, был личностью незаурядной. Еще подростком поступил на военную службу в Юнкерскую школу, в 1798 году был переведен в Украинский пехотный полк. Прошел все ступени карьеры офицера Русской армии тех времен.
Во время Русско-турецкой войны 1806–1812 годов, будучи командиром гренадерской роты, участвовал в ряде сражений и штурмах крепостей Хотин, Измаил, Силистрия. В 1807 году за участие в боях награжден орденом Святой Анны 4-й степени. Штабс-капитан – с июля 1811 года. В этот период он многому научился у Александра Васильевича Суворова. Во время осады крепости Рущук в 1811 году командовал отрядом добровольцев, во главе которого форсировал ров, атаковал вражескую батарею и «при жестоком огне был тяжело ранен на крепостной лестнице». За проявленную личную храбрость в этом сражении награжден в декабре 1811 года орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.
После излечения от раны в ноябре 1811 года Кожухова взял к себе в адъютанты сам Михаил Кутузов, командовавший тогда Молдавской армией. Он вновь отличился в ряде сражений. Благодаря геройским действиям отряда Кожухова были пленены командующий турецкими войсками Аян со всей свитой, 400 турецких солдат и офицеров. Впоследствии Кожухов постоянно находился при Кутузове до победного завершения Русско-турецкой войны в мае 1812 года.
Впоследствии Кожухов был в распоряжении Кутузова, участвуя в сражениях и боевых стычках, выполняя особые поручения главнокомандующего «с отличной его доверенностью». За храбрость в сражениях был награжден орденом Святой Анны 2-й степени с бриллиантами, а во время Заграничного похода в июне 1813 года пожалован чином гвардии полковника.
Стал жертвой губернаторских перестановок
В январе 1816 года Алексей Степанович подал прошение об увольнении с военной службы «из-за ран». Прошение было удовлетворено. Однако в ноябре 1816 года Александр I назначил его курским вице-губернатором. Затем почти 10 лет, с августа 1817 и до конца 1826 года, Кожухов был губернатором Курской губернии. Благодаря его инициативе в городе были впервые разбиты общественные сады, ставшие знаменитыми на всю Россию. В 1825 году за заслуги в деле поддержания торговли и промышленности Кожухов был принят в почетные члены Общества любителей коммерческих знаний. Губернатор был покровителем и меценатом живших тогда в Курске талантливого юноши Николая Полевого, ставшего впоследствии известным русским писателем, литературным критиком и издателем, а также астронома-самоучки Федора Семенова, чье имя золотыми буквами вписано в историю мировой науки.
По одной из версий, отставка Алексея Кожухова в конце 1826 года с поста курского губернатора произошла из-за его сочувствия к декабристам. Однако никакого подтверждения этому факту не обнаружено. Вероятнее всего, он стал жертвой губернаторских перестановок, проводимых тогда императором Николаем I.
Один из современников записал в своих мемуарах следующее: «Заметить должно, что с самого начала царствования Николая I строго принялись за губернаторов и одного после другого спешили удалить, как бы с тем, чтобы истребить память незабвенного брата (Александра I), их определившего».
Тем не менее после отстранения от должности Кожухова арестовали, ему пришлось отбывать заключение в течение нескольких месяцев в Петропавловской крепости. Только в 1832 году он снова поступил на службу в Военное министерство. До 1838 года являлся чиновником особых поручений при Департаменте военных поселений.
После окончательного ухода в отставку с государственной службы Кожухов уехал в свое имение с селе Губино Калязинского уезда Тверской губернии, где прожил все последующие годы. Скончался он 9 мая 1854 года.
Петр ГОРБАЧЕВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 21 (1544) от 21 мая 2024 года
Курян просят не носить камуфляж и не ездить на машинах возле границы
За что в Курской области убивали в лихие 90-е. «ДДД» изучает архивные дела областного суда
«Он наш ангел-хранитель». В Курской области кот спас на пожаре семью с 11-месячным ребенком
Курянка отправила 1,8 миллиона, выполняя «задание спецслужб»
Под Рыльском погиб водитель при столкновении «Рено» с тепловозом
Рапиристы завоевали серебро и две бронзы на первенстве России
Как получить информацию о кадастровой стоимости недвижимости