«Львята» в городе. Трамвай в Курске временно сделали бесплатным
Момент, который уже назвали историческим. 1 марта в Курске был запущен реконструированный трамвайный маршрут №1. На линию вышли «Львята». В течение двух недель проезд в новых вагонах будет бесплатным. Советуем воспользоваться этой возможностью и прокатиться в «Львенке», даже если вам не по пути. Этот трамвай разительно отличается от своих предшественников.
Первый трамвай назвали «Сонечкой»
Первым пассажиром трамвая «Львенок» стала девочка София. Они с мамой забежали в вагон и удивились, увидев большое число чиновников и журналистов. У малышки 1 марта день рождения, ей исполнилось два года, и в ее честь решили назвать «Львенка». Такой неожиданный подарок.
– А как этот трамвай у нас называется? Может, София? – предложил кто-то из чиновников. Остальные с радостью поддержали эту идею. Позже решили, что трамвай будет носить имя «Сонечка», так девочку ласково называют в семье.
Мама крохи рассказала нам, что трамвайная линия проходит совсем рядом с их домом. И накануне они наблюдали, как идет пробный запуск.
– Ребенка это очень интересовало. И сегодня, собираясь на улицу, она постоянно повторяла «чу-чух-чу-чух» в предвкушении возможности прокатиться, – рассказала Людмила Ховалкина.
Девушка призналась, что они вовсе не рассчитывали попасть в первый вышедший на линию вагон. Просто счастливая случайность. Пока Сонечка увлеченно рассматривала в окно весенние пейзажи, Людмила поделилась впечатлениями от поездки: «Старые трамвайчики были громкие, и пошатывало в них, нужно было очень крепко держаться. А тут мы шли по вагону во время движения и даже не касались поручней. А главное – мы теперь не будем просыпаться рано утром от первых трамваев за окном», – улыбнулась она.
На конечной остановке первым пассажиркам подарили по букету, а Софии вручили еще и огромного плюшевого льва.
Через несколько дней ее имя нанесут на борт трамвая. Идею присвоить «Львятам» имена ранее озвучил губернатор Роман Старовойт. Вначале собирали варианты, предложенные курянами, потом устроили голосование. Некоторым затея показалась странной: «Неужели других проблем в городе не осталось?» – недоумевали в соцсетях, а саму затею окрестили «цирком со львами».
В голосовании победили варианты «Ветерок», «Соловей», «В честь курских бойцов на передовой», «Тимоня», «Ермошка», «Львёнок Первых», «Петрович» и «Курёнок». Пожалуй, имя «Сонечка» и история с девочкой в этой подборке выглядят самым логичным и приятным моментом.
«Львята» будут быстрее автобусов
Накануне запуска министр транспорта и дорог Курской области Александр Замараев признал, что не все работы выполнены до конца. Но это не помешало выпустить на линию шесть вагонов «Львенок». Основной объем, обеспечивающий безопасность всех участников движения, сделан.
Первые дни трамваи ходили от конечной остановки ЗАО «КПК» до железнодорожного вокзала. До остановки «Хлебозавод» в центральной части города трамваи поехали только 4 марта.
Маршрут обслуживают восемь вагонов. Шесть «Львят» на линии, еще два остаются в резерве. Как рассказал первый замминистра транспорта Александр Васильченко, первое время интервал движения будет составлять 12 минут. Трамвай будет ехать со средней скоростью 16 километров в час. Рельсы должны пройти обкатку. Летом интервал сократится до 6–7 минут. Средняя скорость движения составит 23 километра в час с учетом всех остановок и светофоров. Для сравнения, средняя скорость автобусов большого класса вместимости – 17,5–18,5 километра в час.
– При составлении расписания движения мы уточнили график смен на предприятиях и адаптировали расписание таким образом, чтобы было удобно рабочим, – рассказал Александр Васильченко. – Первый трамвай выезжает в 5 утра, последний прибывает в депо после 23:00.
По всему маршруту уже установили 41 остановочную платформу. Но к модулям с расчетом расписания новые остановки подключат только летом. Тогда же будет благоустроена территория вокруг них.
Плитка, которая сейчас уложена на переездах и пешеходных переходах, оказалась временным решением. Летом ее заменят на асфальт.
Концессия с историей
Историческую важность момента отметил губернатор Роман Старовойт. «Когда я приехал работать в Курскую область, увидел систему общественного транспорта в плачевном состоянии. Конечно, это касалось и трамвая: разбитые пути, ветхие депо, остановки и инфраструктура, не соответствующий современным требованиям подвижной состав. Все это было необходимо или убирать, или полностью обновлять. В ходе общественных обсуждений мы вместе приняли решение сохранить трамвай», – напомнил глава региона.
В 2022 году с компанией «Мовиста Регионы Курск» было подписано концессионное соглашение о модернизации городского электротранспорта. Это договор между властью и частной компанией: частник вкладывает свои средства и развивает предприятие, при этом забирает прибыль. По истечении срока соглашения имущество возвращается региону.
Курский проект рассчитан на 25 лет, а сумма привлекаемых средств составила 12,902 миллиарда рублей. Он предусматривает реконструкцию 42,6 километра путей на двух маршрутах, 8 тяговых подстанций, модернизацию трамвайного депо и закупку 22 новых трамваев. Восемь «Львят» уже вышли на маршрут, еще 14 вагонов поступят в течение этого года.
Небольшой экскурс в историю – в XIX веке Курск стал третьим городом Российской империи, где появился трамвай. Сначала думали о конке, но решили, что для холмистого рельефа это не вариант. Первая линия, которая проходила от Московских до Херсонских ворот, была открыта 126 лет назад – в апреле 1898 года. И по сути это тоже была концессия. Финансированием строительства, а позже и управлением трамвайного хозяйства занималось бельгийское анонимное общество «Курский трамвай». Такой вот виток истории.
В городе останутся только два трамвайных маршрута
С января 2025 года в Курске останутся только два трамвайных маршрута. Это маршрут №1, запущенный сейчас, и маршрут №4, который по концессии должны модернизировать к будущему году. Старые трамваи станут музейными экспонатами, а большую часть вагонов пустят в утиль.
С апреля в Курске будет остановлено движение по трамвайным маршрутам №№2, 3, 4. Причем «двойка» остановится навсегда, этот маршрут ликвидируют.
По «тройке» вопрос будет решаться после 2025 года, все будет зависеть от того, получит регион федеральные средства для модернизации или нет.
Четвертый маршрут остановят на реконструкцию. Работы должны будут завершить к январю 2025 года. Тогда на линию выпустят все 22 новых «Львенка». На время ремонта путей на этом маршруте трамвай заменят автобусами.
Старые вагоны на отремонтированные рельсы не выйдут. Получается, что уже в апреле Курск простится с ними навсегда. Шесть трамваев оставят в музее транспорта. Остальные отправят в утиль. Как отметили в региональном минтрансе, область готова поделиться запчастями и узлами старых вагонов с городами, где они еще эксплуатируются.
В январе из ведения «Курскэлектротранса» трамвайное хозяйство перейдет компании «Мовиста». В минтрансе Курской области пообещали, что после остановки движения на трех маршрутах водители трамваев не потеряют работу. До конца года они останутся трудоустроены в «Курскэлектротрансе», и, хотя им не придется управлять вагонами, занятие в депо найдется. А в новом году они смогут перейти в «Мовисту». Кондукторам предлагают альтернативные вакансии, например, контролеров.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Лариса
6 марта 2024, 00:18Для пожилых людей новый трамвай очень неудобный.Ногу поднять на ступеньку не возможно,очень высоко
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1533) от 5 марта 2024 года
Из истории курского трамвая. Фанера вместо окон, 50 копеек за проезд и трагедия на мосту
«Футбол – это женское дело», – считает Карина Афанасьева, первый в Курске арбитр ФИФА
Сколько куряне готовы потратить на цветы и подарки к 8 Марта