Загорелся чек двигателя: возможные причины
Желтый значок Check Engine пугает водителей. Он свидетельствует о поломках силового агрегата, которые могут потребовать незамедлительного ремонта. Что же становится причиной сбоев в работе мотора и на какие системы и технические узлы требуется обратить внимание в первую очередь, рассказали эксперты портала auto.mail.ru.
Можно ли ездить с горящим чеком?
Активация желтого значка Check Engine (что в переводе означает «проверьте мотор») на панели приборов свидетельствует о том, что внутренняя система диагностики зафиксировала проблему в одной из систем силового агрегата. При этом мотор может работать с перебоями, возникают тряска, вибрации. В народе говорят, что мотор «троит», то есть у него работают только три цилиндра из четырех.
Бывает, что по мере прогревания мотора вибрации пропадают, а чек продолжает гореть, напоминая водителю о необходимости провести диагностику и выяснить причину неисправности. Желтый цвет сигнальной лампы говорит о том, что с таким повреждением можно ездить. Блок управления двигателем переводит систему зажигания в аварийный режим с усредненными параметрами приготовления смеси, благодаря чему мотор продолжает работать, хотя его выхлоп и становится менее экологичен.
Ездить с чеком долго нельзя. Недогоревшие пары бензина попадают в каталитический нейтрализатор и сжигаются уже там, перегревая этот технический узел. На клапанах, поршнях и в том же каталитическом нейтрализаторе остается нагар, что существенно снижает их ресурс.
Есть основные причины, из-за которых внутренняя диагностическая система выдает сигнал Check Engine. В целом их можно определить одной фразой. Нарушения работы мотора возникают, если в камерах сгорания нечему гореть, нечем поджечь смесь или трудно отводить выхлопные газы.
Сбои в электрической цепи автомобиля
Часто причиной пропадания искры в камерах сгорания являются поврежденные высоковольтные провода. Происходит замыкание, ток не всегда поступает на свечу. Скорее всего, произошли разрыв токопроводящих нитей и их частичное оплавление. Сопротивление нарастает, и возникают перебои в работе провода.
Бывает, что провод настолько поврежден, что страдает его изоляция и замыкание идет на корпус двигателя или кузова. Высоковольтные провода необходимо тогда заменить, причем все сразу.
Перебои могут случаться и из-за окислившихся контактов на катушках зажигания, на насосе или в других звеньях электроцепи. Часто это бывает после неудачной мойки моторного отсека или попадания воды на приборы во время дождей. Засорившийся дренажный лоток в основании ветрового стекла перестает отводить воду, и она иногда переливается на крышку силового агрегата.
Повреждения топливной системы
Бывает, что в камеры сгорания перестает поступать бензин в нужном количестве. Причиной тому может быть разгерметизация шлангов или повреждение насоса. Требуется проверить давление топлива в магистралях и в рампе.
Проблемы могут возникать из-за засорившегося фильтра, а также из-за поврежденного регулятора давления. Может иметь место и утечка топлива в шланге топливоподачи, и тогда внутри салона будет сильно пахнуть бензином.
Если давление нестабильно внут-ри рампы, то, возможно, дело в уплотнителях форсунок. Виной тому резиновые уплотнительные кольца. Через них происходит подсос воздуха и протекание топлива в местах крепления элементов впрыска.
Некачественное топливо
Если чек загорается после посещения какой-нибудь АЗС, то виновато топливо. При этом совсем необязательно, что топливо некачественное. Дело в том, что на иномарках экологического класса Евро-5 и Евро-6 используются программы, восприимчивые к кислородосодержащим добавкам. Это эфиры, которые добавляются в бензин для повышения октанового числа. Если превышен их норматив, то датчик кислорода в системе выпуска отреагирует и даст сигнал блоку управления, из-за чего и возникает ошибка. То есть датчик кислорода может реагировать на какие-то необычные октановые добавки. При этом бензин в целом не несет вред мотору. После следующей заправки топлива ошибка пропадает.
Бедная смесь
Идеальная стехиометрическая смесь – это та, в которой выдерживается правильная пропорция воздуха и топлива. На одну часть бензина приходится 14,7 части воздуха. Тогда удается добиться полного сгорания горючего. При отклонении пропорции на 20–30% от нормы смесь горит неправильно, оставляя сажевый налет, а на панели приборов появляется чек.
Нарушение смесеобразования часто возникает из-за попадания в систему впрыска постороннего воздуха. Подсос воздуха может идти через корпус фильтра или через щели в коллекторе. Тогда сгорание топлива происходит не полностью, и возникают перебои в работе цилиндров. Появляются пропуски зажигания, дерганье при ускорениях, провалы оборотов на холостом ходу.
Бывает, что лишний воздух засасывается через поврежденный вакуумный усилитель тормозов. Разрежение он берет из впускного коллектора и соединяется с ним вакуумной трубкой. Если есть разгерметизация, то воздух перетекает через эту трубку в двигатель.
Загрязнение форсунок
При перебоях в работе форсунок возникают проблемы в одном из цилиндров. Грязь забивает разбрызгиватель, и прибор не создает правильный объем при распылении смеси. В итоге облако не воспламеняется или полностью не сгорает. Поршни работают вразнобой, возникает эффект «троения», когда из-за разбалансировки вала появляются вибрации.
Если диагностика показала нарушения в работе форсунок, то их чистят на ультразвуковых стендах. Форсунку погружают в ванну с раствором и подключают к управляющей электронике, которая при очистке это имитирует работу впрыска. Помогает это не всегда. Если после мойки форсунка продолжает плохо функционировать, ее меняют.
Неисправности системы зажигания
Срок службы катушек зажигания составляет примерно 100 тысяч км пробега. Со временем в их работе возникают сбои, что отражается на системе зажигания. Прибор намокает, происходит пробой обмотки, плавится изоляция.
Возникают пропуски зажигания, вибрации и потеря мощности двигателя. Блок управления двигателя автомобиля переходит в аварийный режим, а на приборной панели загорается желтая лампа Check Engine.
Проблемы со свечами
Обычно свечи зажигания ходят по 20–30 тысяч километров. Хорошие варианты работают по 40–50 тысяч, но затем заканчивается и их ресурс.
Появляются выработка и большой зазор между контактами, налет на электродах и даже растрескивание керамического корпуса. Поэтому свечи надо менять по регламенту, определенному производителем. Чаще всего интервал замены составляет 30 тысяч км.
Плохая свеча вызывает пропуски зажигания в цилиндре, порождая разбалансировку вала и вибрации, а также образование отложений на поршне, клапанах и в системе выпуска.
Проблема с датчиком кислорода (лямбда-зонд)
В выхлопной системе стоит датчик, определяющий количество кислорода в выхлопе. Называется он лямбда-зонд. Если уровень кислорода высок, значит, есть проблемы с приготовлением идеальной стехиометрической смеси.
Получая сигнал об отклонениях уровня кислорода, блок управления старается скорректировать смесь, а если это не получается, то перед водителем зажигается чек, свидетельствующий об ошибке. Такой же чек загорается в случае выхода из строя всего лямбда-зонда.
При появлении сигнала Check Engine лучше не затягивать визит в мастерскую. Потребуется провести комплексную диагностику силового агрегата, которая выдаст точный код ошибки и позволит понять причину неисправности автомобиля.
auto.mail.ru